Отчёт по практике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:33, отчет по практике

Краткое описание

В традиционно больших семьях случались и отрицательные явления (конфликты, ссоры, временные неурядицы, единичные случаи распада семей). Однако в целом в период 20 века на Беларуси почти отсутствовали разводы; детей-сирот не сбывали, как сегодня, в государственные детские учреждения (их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, сельчане; не было такого большого числа «трудных» детей и подростков; не подвергалась деформациям сама семья; свято почиталось родительство. Все эти и другие факторы и явления положительно влияли на воспитание, давали ощутимые результаты в воспитании детей добросовестными гражданами, тружениками, семьянинами.

Оглавление

Введение (Д-4 стр.)
Основная часть

Психология общения в семье (5-9 стр.)
Стили семейных отношений (10-12стр.)
Советы родителям (13-16 стр.)
Определение воспитательной позиции семьи (17-18стр.)

Заключение (19 стр.)
Литература (20 стр.)

2) Семейный праздник.(26-28 стр.)

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по псих-педаг.отнош.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Минский государственный  областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра классного  руководства

Выпускная работа на тему:

«Психолого-педагогические

основы семейного  воспитания»

классный руководитель

7 класса УО  «Козловская

государственная общеобразовательная

базовая школа» Несвижского района Минской области  Годун Елена Николаевна

Руководитель: Куратник Т.В.

Минск 2006 г.

 

Содержание

  1. Введение (Д-4 стр.)
  2. Основная часть

 

  1. Психология общения в семье (5-9 стр.)
  2. Стили семейных отношений (10-12стр.)
  3. Советы родителям (13-16 стр.)
  4. Определение воспитательной позиции семьи (17-18стр.)

 

  1. Заключение (19 стр.)
  2. Литература (20 стр.)
  3. Приложение (21 стр.)

1)Примерная  программа наблюдения за ребёнком  в семье и составление на него психолого-педагогической характеристики.

(22-25 стр.)

2) Семейный  праздник.(26-28 стр.)

 

 

Введение Семья и  родительский дом, в которых совместно  проживали несколько поколений, становились жизненно - важной средой и опорой для всех членов семьи; первой и самой действенной школой морального и трудового воспитания, подготовки детей к самостоятельной, в первую очередь семейной, жизни. Родители и старшие члены семьи личным примером воспитывали детей, которые в совместной с ними деятельности приобретали необходимые жизненные, трудовые и семейные навыки. В таких больших и полных семьях действовало золотое общечеловеческое правило: родители помогали потомкам твёрдо стать на ноги; дети же в свою очередь в знак благодарности и по правилам народных семейных традиций с уважением относились к отцу и матери, обеспечивали родителям спокойную старость до самой смерти. Полные семьи, как правило, воспитывали детей трудолюбивыми, гуманными, чуткими, сердечными людьми, которые всегда отзывались на горе других семей и отдельных людей.

В традиционно больших семьях случались и отрицательные явления (конфликты, ссоры, временные неурядицы, единичные случаи распада семей). Однако в целом в период 20 века на Беларуси почти отсутствовали разводы; детей-сирот не сбывали, как сегодня, в государственные детские учреждения (их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, сельчане; не было такого большого числа «трудных» детей и подростков; не подвергалась деформациям сама семья; свято почиталось родительство. Все эти и другие факторы и явления положительно влияли на воспитание, давали ощутимые результаты в воспитании детей добросовестными гражданами, тружениками, семьянинами.

Кардинальные перемены в сфере семьи и семейного  воспитания стали происходить сразу  же после 1917 года, когда был объявлен приоритет общественного интереса над личным. Активно начали пропагандироваться идеи об исчезновении семьи. В сознание людей внедрялись мысли о том, что семья, семейные отношения, вся семейная жизнь являются мещанством, мешают всеобщему равенству людей. В итоге делались выводы об отмирании семьи как социального института, о полной сексуальной свободе женщины -

 

<

«теория   стакана   воды»   (А.   М.   Коллонтай),   о   преимуществах общественного  воспитания перед семейным.

Нестабильность в обществе и политике, изменения в социальной сфере, кризис в экономике Беларуси в 90-е годы 20 века оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно - экономической, коммуникативной, нравственно -нормативной. Все эти функции тесно взаимосвязаны, взаимодействуют, обогащаются, изменяются. В современный период в репродуктивной функции замечается ярко выраженное стремление к устойчивой тенденции малодетного типа по причине ухудшения социально - экономических условий жизни и отсутствия доступных форм ухода за детьми. В рекреативной - возрастание роли семьи в оказании как материальной, так и морально - психологической помощи детям, нетрудоспособным, престарелым, немощным членам семьи и родственникам. В воспитательной - появление сложностей и трудностей в воспитании детей, особенно подросткового и юношеского возраста; в налаживании с ними должного общения; в подготовке их гражданами, тружениками и семьянинами; в использовании современных путей, средств и форм воспитания и умелом возрождении тех, которые накоплены в белорусской семейной педагогике. На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы в Республике Беларусь: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей - сирот при живых родителях, детей, оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по -уходу за стариками и инвалидами, увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, грабёж, самоубийство и т. п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни, низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и        соответственно        слабый        воспитательный        потенциал

 

 

преобладающего    числа   семей,    неподготовленность   юношей    и девушек к семейной жизни.

Важное значение приобретает  исследование современных проблем  семейного воспитания, поиск его  действенных путей, средств и  форм. Актуальные проблемы семейного  воспитания находят отражение в  трудах известных педагогов отечественной  и зарубежной педагогической науки (Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский).

По решению ООН, начиная  с 1994 года, ежегодно 15 мая отмечается во всех странах мира как Международный  день семьи. В Республике Беларусь согласно Указу Президента ежегодно 14 октября отмечается День матери; третье воскресенье июня - День отца. Семья остаётся важнейшей средой, сохранения и передачи культурных ценностей.

... .Крепкая,  здоровая семья становится гарантом  стабильности, определяет потенциальные возможности, реальные перспективы страны на многие годы вперёд» (из обращения Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в связи с Международным днём семьи, 15 мая 1996 года).

Большое внимание уделяется  проблеме повышения педагогической культуры родителей как одного из действенных путей обогащения воспитательного потенциала современной семьи. Рассматриваются пути и формы психолого - педагогического просвещения и обучения родителей, которые содействуют преодолению неуверенности в своих силах формированию объективной оценки в качестве воспитателей, нормализуют их личную жизнь, улучшают процесс воспитания детей и защиту их прав, снижают и упреждают негативные социальные явления в обществе.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ  ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Развитие личности получает своё начало в семье. Семья и в 
дальнейшем остаётся исключительно важной средой формирования 
основных качеств личности человека. Центрами значимости семьи 
являются      личностно психологические,      нравственно

эмоциональные факторы. В семье должны видеть прежде всего залог духовного взаимопонимания и единства близких людей, источник психологической защищённости и позитивных эмоций интимного характера, необходимую составляющую человеческой жизни.

Важнейшая функция семьи - обеспечение личного счастья людей, воспроизводства и воспитания молодого поколения благодаря действенной взаимопомощи и взаимной моральной ответственности - предполагает реализацию целей, которые выходят за рамки семейных взаимоотношений и являются социально заданными и социально ценными.

Эта деятельность всех членов семьи представляет собой разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношений в различных сферах семейной жизни: хозяйственно - бытовой, нравственно - воспитательной, интимной, вызывая необходимость семейного распределения обязанностей. Эта внутрисемейная совместная деятельность опосредствует взаимоотношения членов семьи - взрослых и детей. Если эта совместная деятельность отсутствует, или она в большей или меньшей степени ослаблена, то семейные отношения оказываются существенно деформированными, что неизбежно сказывается на развитии личности детей.

На протяжении всего  жизненного пути семья предстаёт  перед человеком в нескольких различных планах. Для ребёнка  семья - это его родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, другие родственники, участвующие в его  воспитании. Для молодого человека, вступившего в брак, семья - это прежде всего он и его молодая жена, затем их дети. К семье также могут принадлежать и родственники друг друга.

Различные аспекты семьи  приобретают для личности новый  смысл. В юности намерение вступить в брак вызвано прежде всего

 

стремлением молодых  людей быть постоянно с объектом своей влюблённости, их мечтой о  длительной физической и духовной интимности, т. е. семья выступает здесь как супружество, ориентация на которое является важнейшей перед вступлением в брак и в первые годы семейной жизни.

С течением времени рано или поздно у супругов возникает  потребность иметь детей, стремление быть родителями. Реализация этой потребности  выступает в формах материнства  и отцовства. Для любого общества важна прежде всего социальная сторона отцовства и материнства, т. е. обязанности по уходу и воспитанию потомства, которые берут на себя взрослые, независимо от того, являются или не являются они подлинными родителями.

Семья выступает  регулятором отношений между людьми, представляет собой соответствующую нормам и ценностям общества социальную группу, объединённую формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

Воспитание в домашних условиях не может быть уподоблено воспитанию в школе, тем не менее  в каждой семье объективно складывается определённая. Не всегда осознанная ею система воспитания. Имеется в  виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребёнка. Эта система может быть упорядоченной, более или менее стройной в одном случае и лишённой организующего начала в другом.

Можно выделить четыре тактики  воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения : диктат, опека, невмешательство, сотрудничество.

Диктат в  семье проявляется в систематическом  подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребёнку исходя из целей воспитания,    норм морали, конкретных

 

ситуаций, в которых  необходимо принимать педагогически  и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность взрослых должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему - в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами : лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности : самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, , систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся,- всё это гарантия серьёзных неудач формирование его личности (может вырасти подхалим, трус, приспособленец, может - циник, хам, деспот, может и выправиться под влиянием каких-либо внутрисемейных воздействий, но, безусловно, какие бы цели воспитания ни преследовали родители, эти цели не будут достигнуты).

Опека в семье - это  система отношений, при которой  родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. По сути, диктат и опека,- явления  одного порядка, различия по форме, а не в существе, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более ребёнка, как оборотная сторона чрезмерной опеки, утверждающей его в позиции маленького «божка», но если родители не теряют чувства собственного достоинства и умеют заставить себя уважать, этого может и не быть. В центре воспитательных воздействий при таком стиле воспитания оказывается удовлетворение потребностей ребёнка и ограждение его от трудностей, усилий и ответственности.

 

/

Система межличностных  отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей может порождаться тактикой невмешательства. При этом предполагается, что могут существовать два мира : взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется : пусть ребёнок растёт самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего этот тип взаимоотношений имеет основанием пассивность родителей как воспитателей, уклоняющихся от активного вмешательства в жизнь и судьбу ребёнка, предпочитая комфортное, не требующее душевных затрат сосуществование с ним. Семья как семейный очаг для ребёнка перестаёт существовать, жизнь родных оказывается закрытой для него и когда от ребёнка в критический момент потребуют участия, включения в общесемейные проблемы он окажется неспособным, несостоятельным.

Информация о работе Отчёт по практике в школе