Отчёт по практике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:33, отчет по практике

Краткое описание

В традиционно больших семьях случались и отрицательные явления (конфликты, ссоры, временные неурядицы, единичные случаи распада семей). Однако в целом в период 20 века на Беларуси почти отсутствовали разводы; детей-сирот не сбывали, как сегодня, в государственные детские учреждения (их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, сельчане; не было такого большого числа «трудных» детей и подростков; не подвергалась деформациям сама семья; свято почиталось родительство. Все эти и другие факторы и явления положительно влияли на воспитание, давали ощутимые результаты в воспитании детей добросовестными гражданами, тружениками, семьянинами.

Оглавление

Введение (Д-4 стр.)
Основная часть

Психология общения в семье (5-9 стр.)
Стили семейных отношений (10-12стр.)
Советы родителям (13-16 стр.)
Определение воспитательной позиции семьи (17-18стр.)

Заключение (19 стр.)
Литература (20 стр.)

2) Семейный праздник.(26-28 стр.)

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по псих-педаг.отнош.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Сотрудничество предполагает опосредованность

межличностных отношений  в семье общими целями и задачами 
совместной деятельности, её организацией и высокими 
нравственными ценностями. Понимание сотрудничества как тактики 
воспитания не сводится к ориентировке лишь на участие детей в 
домашнем труде, но и учитывает ещё один аспект сотрудничества 
детей и родителей - соучавствование. Совместные переживания, 
радости, горе, надежды, мечты - всё это сплачивает семью, укрепляет 
её основы. На протяжении всей истории человечества статус ребёнка 
и отношение к нему взрослых в семье претерпевали существенные 
изменения. На ранних ступенях развития человеческого общества 
семьёй для ребёнка являлись все окружающие его люди, в более 
поздние времена детей удаляли из семьи,, отдавая на воспитание в 
монастыри или родственникам, «лишнего» ребёнка подкидывали. Во 
времена средневековья существовала тотальная зависимость ребёнка 
от взрослых, прежде всего от отца и полная подчинённость его воле. 
В новейшее время ребёнок приобретает относительное право иметь 
собственный, не копирующий родителей путь развития, однако он 
зачастую    остаётся    по прежнему    всего    лишь    объектом

воспитательных   воздействий.   Ребёнок   начинает   выступать   как

 

автономное существо, благополучие которого нередко становится для родителей смыслом их собственного существования. Взрослые в семье стремятся к тёплому эмоциональному контакту с ребёнком, пытаются исходить из его желаний, потребностей, интересов, что не может не влиять на социально - психологическую семейную структуру. С одной стороны исторически сложившийся статут ребёнка в семье определяет его полную зависимость от взрослых, с другой стороны современный ребёнок в семье обладает особым, привелигированным статусом. Социальная ситуация развития современной семьи, создавая условия для благоприятного условия развития ребёнка, при дефектах воспитания может существенно тормозить этот процесс. Семья в современной социальной ситуации -это ценность, потеря которой дорого обходится обществу и отдельным индивидам, как мужчинам так и женщинам, деформируя их жизнь и судьбу. Без создания внутрисемейных гармоничных отношений, отвечающим принципам гуманности, благоприятного социально - психологического климата, нельзя создать необходимые условия для нравственного воспитания детей.

 

СТИЛИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В современной психологии стили семейных взаимоотношений 
делятся на три основных: попустительский (^либеральный), 
авторитарный и демократический. Первый обычно проявляется в 
семье как отсутствие всяческих отношений: отстранённость и 
отчуждённость членов семьи друг от друга, их полное безразличие к 
делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно 
находит своё выражение либо в принятии и последующей реализации 
детьми таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого - 
либо усвоения родительского опыта, отчуждение от родителей. Два 
других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную 
шкалу, на одном полюсе которой царит жёсткая авторитарность : 
безапелляционные отношения членов семьи, их жестокость, агрессия, 
диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на 
другом коллегиальная       демократия,        предполагающая

сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств.

Многие родители, изучив все стили воспитания, часто останавливаются на каком-либо одном. Хотелось бы поспорить по этому поводу. Ведь дети разные по характеру, и нельзя их делить лишь на две группы - с демократическим и авторитарным стилями воспитания. ( Естественно, речь не идёт о либеральном ( попустительском ) стиле, так как он сразу выходит за рамки принятого ). У каждого ребёнка свои формы поведения, присущие лишь ему, т. е. мы говорим об индивидуальности человека. Недаром в школах вырабатываются индивидуальные программы обучения школьников.

Такие же программы должны быть предусмотрены и в семейном воспитании. На практике же нередко  убеждаешься в том, что «чистые» стили не всегда подходят для воспитания детей в семье. Родители, прочитав литературу о стилях воспитания в семье, по обыкновению выбирают демократический. Но многие из них не учитывают того, что их ребёнок уже вышел из-под контроля и беседы, убеждения вряд ли помогут его возвращению в нормальное русло. В таких случаях необходимо использовать некоторые приёмы воспитания из авторитарного стиля.

 

11 На основе сказанного можно сделать предположение, что возможно формирование нового, пограничного стиля семейного воспитания -авторитарно-демократического. Но ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что данный пограничный стиль приемлем лишь для определённой категории детей, как в принципе и только демократический или только авторитарный.Какие же сложности могут возникнуть при использовании его в воспитании? В подсознании родителей обычно откладывается тот стиль воспитания, который был применён их родителями по отношению к ним. И довольно трудно изменить свои убеждения, а тем более приёмы одновременно из двух стилей.

В стилях семейного воспитания следует рассмотреть такие вопросы  власти и авторитета во взаимоотношениях с детьми, как снижение роли власти и повышение роли авторитета. Принято различать три вида авторитетов. Так называемый формальный авторитет порождается социальной ролью человека, когда каждый из нас выполняет определённую функцию. С его достижением следует развивать в себе качества, характерные для второго авторитета -функционального, опирающегося на эрудицию, компетенцию, опыт, знания и успешность в деятельности. Но ещё лучше было бы, если бы нам удалось овладеть третьим, высшим видом авторитета - личным.

По мнению специалистов, предпочитаемый тип власти и, соответственно, ориентация на определённый вид авторитета чётко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений. При демократическом - взрослые общаются с ребёнком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчёркиванием своего руководящего положения. При авторитарном - общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, неприветливо. Чувства и эмоции другого в расчёт не принимаются, хвалят и ругают его «под настроение», а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой «дистанции». При попустительском - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь». Стиль взаимоотношений реализуется и в методах воспитания. Некоторые   родители   думают,   что   для   правильного   семейного

 

л,

воспитания достаточно здравого смысла, интуиции и того опыта, который они приобрели, когда сами были детьми. Но что бы мы сказали, если бы, к примеру, врач стал вас лечить «дедовскими» методами, без лабораторных анализов, рентгена, антибиотиков -всего того, что даёт ему современная наука? Мы, естественно, не простили бы ему такой медицинской неграмотности и перешли бы к другому врачу. Ребёнок в этом смысле находится в более трудном положении: он не в состоянии перейти от «малосведущих» родителей - воспитателей к другим, более подготовленным. Поэтому есть только один правильный выход - подготовить родителей к нужному, благородному и ответственному делу воспитания.

 

<5

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Что вы сможете сделать  как родители? Прежде всего, несколько советов, касающихся общего отношения к детям.

  • Выслушивание важнее, чем ваша речь.
  • Берегите атмосферу безопасности дома.
  • Лучший вид просвещения - комбинирование разумных попыток и открытости в беседах с ребёнком.

- Воспринимайте уровень развития  вашего ребёнка адекватно  и 
адаптируйте ваш и его уровень.

В случаях, если с ребёнком что — то происходит

  • Сын или дочка приносят из школы только негативные впечатления?
  • Вы заметили только проблемы со здоровьем, или у вашего ребёнка изменилось поведение?
  • Вы получаете сигналы о поведении вашего ребёнка от других?
  • У вашего ребёнка есть конфликты в школе?
  • Сын или дочь пессимистичны к своим результатам в школе, даже если они неплохие?
  • Ваш сын или дочь часто исчезают из дома, чтобы провести время с друзьями?
  • Попробуйте поговорить об этом на «семейном совете», если другие члены семьи не против.
  • Будьте готовы к разговору об этом с кем - то из школы (классным руководителем, социальным педагогом, психологом).
  • Если дела идут плохо, вы можете получить помощь, консультацию для себя (у врача, нарколога, психолога).

Возможности

Крайне необходимо иметь свободное время для  подготовки развития и практического  использования системы наблюдения за учениками. Беседы с консультантом должны проходить в атмосфере доверия. Прежде всего, необходимо место - комната в тихой части

 

школы. Должно быть место для удобного кресла и столика, офисного стола с телефоном, шкафа для хранения личных дел, которые будут уничтожаться через год после окончания школы ребёнком. Наличие услуг социального педагога, школьного психолога в школе должно быть прорекламировано, например, в школьной газете, во время встреч с родителями. Если есть возможность, то хорошо было бы опубликовать небольшой буклет про деятельность и значение социально - психологической службы в школе.

Конфликтное состояние  между ребёнком и взрослым, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Внешне конфликтные ситуации проявляются примерно так: ребёнок чего - то требует от нас (скажем, купить мороженое, отпустить во двор поиграть и т. д.), а мы в силу разных причин не выполняем его просьбу, не разрешаем, запрещаем или, наоборот, сами предъявляем требования ребёнку, а он протестует, не подчиняется, выражает недовольство. В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, грубо, а взрослые терять самообладание. На фоне накалённых отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей.

Каков источник возникновения  конфликтных ситуаций и можно  ли преодолеть их? Позволю себе свободно изложить концепцию Д. Н. Узнадзе  о так называемой трагедии воспитания. Суть этой концепции заключается в следующем. Цели воспитания задаются обществом, и воспитатель, стремясь к их осуществлению, заботясь о будущем своих воспитанников, часто поступается их сегодняшними интересами. У воспитателя самые благие намерения по отношению к ребёнку: приближать его к своему будущему, воспитывать в нём лучшего, нового человека. Однако ребёнок живёт сегодняшним днём, все его актуальные потребности возникают на основе настоящего. То, что ему хочется сейчас, требует мгновенного удовлетворения. Он пленник своих сиюминутных желаний и потребностей. Естественно, что часто они не совпадают с объективно необходимыми требованиями воспитателя. Ребёнку хочется смотреть передачу по телевизору, но в это время он должен уже спать. Он просится гулять, хотя ещё не выполнил домашнего задания. Не обращая внимания на то, что идёт урок, он начинает

 

рассказывать сидящему рядом товарищу о своей новой  игрушке. Ребёнок не в состоянии  всегда быть разумным, преодолевать свои импульсивные потребности, сознательно отказываться от «хочу» в пользу «надо». Слаборазвитая воля, скудный социальный опыт не позволяет выработать у него чувства долга, ответственности, умение сдерживать себя.

Удовлетворение сиюминутных, актуальных, личностно значимых потребностей имеет для малыша жизненный смысл. Он, конечно, стремится стать лучше, но не хочет при этом лишиться и удовольствий, радостей сегодняшнего дня. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в соответствии с намеченной программой неуклонно вести детей к их будущему. Однако эту деятельность воспитателя ребёнок воспринимает как чуждую своим интересам, как посягательство на свои права, вмешательство в свою жизнь и переходит к самозащите, противодействию.

Эту ситуацию Д. Н. Узнадзе  назвал основной трагедией воспитания. Это «трагедия» потому, что воспитанник, не понимая благих намерений воспитателя, действует во вред себе, борется против своего же будущего.

Обучение и воспитание, педагогический процесс в целом  в силу своего социального назначения всегда несут в себе элемент принуждения. Это обусловлено тем, что активизация и развитие внутренних сил и возможностей ребёнка происходят не на свободно избираемом им материале, а на содержании воспитания и обучения, предопределённом требованиями общества, уровнем его культурно -экономического развития, его идеалами. Сами методы, формы обучения и воспитания тоже исходят в первую очередь из педагогических целей и задач, а не из направленности актуальных потребностей детей. Таким образом, поступившему в школу ребёнку предлагаются виды и содержание деятельности, режим и распорядок жизни, которые могут не соответствовать тому, что ему захочется в тот или иной момент, и потому источник возникновения конфликтов будет действовать постоянно.

Хотя в начальных  классах конфликтные ситуации, как правило, не проявляются открыто ( младшие школьники ещё не осмеливаются противоречить педагогу), однако это не значит, что их

 

вообще нет. Отрицательный  эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может легко взорваться конфликтом в будущем.

Негативное отношение  к школе, нежелание учиться часто  возникают не потому, что содержание обучения и воспитания предопределено взрослыми, а из - за императивного  характера педагогического процесса, когда ученика заставляют, принуждают, не считаясь с его интересами.

Следовательно, преодоление «основной трагедии»  воспитания зависит от того, как взрослые ( родители, воспитатели, учителя) общаются с каждым отдельным ребёнком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе. Естественно, что оставить ребёнка в плену своих актуальных желаний и импульсивной активности и дожидаться, пока он образумится и доверится нам, нельзя.

Этим мы нанесли бы невосполнимый вред его развитию и своевременному становлению как  человека, как личности. Однако и принуждать, подчинять ученика своей воле - значит, не достигнуть желаемого результата : в атмосфере страха, попрания его личности он не сможет полностью раскрыть свои задатки, знания, нравственно - этические ценности будут усвоены им формально, не станут убеждениями.

Трудную задачу воспитания можно решить только всем миром, осознав, что наши дети - предмет заботы всего общества, а не только семьи и школы.

Информация о работе Отчёт по практике в школе