Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)
  • Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].
  • Широко открыть рот и зевнуть.

       Оценка  состояния моторных функций:

       5- движения в полном объёме, точное  и правильное выполнение

       4- движения выполняет, но ослаблен  тонус.

       3- движение замедленное, напряжённое,  саливация, гиперкинезы

       2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы

       1- невыполнение.

       Мы  определили 4-х уровневую систему оценивания состояния фонетико-фонематической стороны речи:

       1-й  уровень - низкий - 1-12 баллов.

       2-й  уровень - средний - 13-25 баллов.

       3-й  уровень - хороший - 26-33 баллов.

       4-й  уровень - высокий (соответствует  возрастным нормам) - 34 - 45 баллов.

       Обследовав  моторику детей по вышеизложенной методике, мы получили следующие результаты, представленные в таблице №1 и №2.

       Таблица №1. Состояние моторных функций у нормально развивающихся детей.

  Мелкая моторика Мимическая  моторика Артикуляционная моторика Общий балл
Исследуемый 1 5 5 5 15
Исследуемый 2 5 5 5 15
Исследуемый 3 5 5 5 15
Исследуемый 4 5 5 5 15
Исследуемый 5 5 5 5 15
 
---

       Таким образом, мы пришли к выводу, что  мелкая, мимическая и артикуляционная моторика у нормально развивающихся детей находится в норме. Дети точно и правильно выполняли все движения.

     Нами  был высчитан средний  коэффициент состояния моторных функций у нормально развивающихся детей. Средний коэффициент состояния моторных функций равен 15.

       Таблица №2. Состояние моторных функций детей с детским церебральным параличом.

  Мелкая моторика Мимическая  моторика Артикуляционная моторика Общий балл
Исследуемый 1 2 5 3 10
Исследуемый 2 1 1 2 4
Исследуемый 3 1 4 3 8
Исследуемый 4 2 5 4 11
Исследуемый 5 1 1 2 4
Исследуемый 6 1 2 4 7
Исследуемый 7 1 5 4 10
Исследуемый 8 1 5 3 9
Исследуемый 9 1 5 3 9
Исследуемый 10 2 5 4 11
 

       Таким образом, мы пришли к выводу что мелкая, мимическая и артикуляционная моторика у детей с детским церебральным параличом различна.

       Исследуемые 1, 4 и 10 могут показать второй и третий пальцы, второй и пятый, сначала на правой, а затем на левой руке. Затрудняются в выполнении заданий на обеих руках одновременно. Движения замедленные, не точные. У остальных детей тонкая моторика не развита. Самостоятельно предложенные задания не выполняют.

       У исследуемых 2 и 5 лицо амимично. У исследуемого 3 затруднено поднимание бровей вместе и поочередно.

       У исследуемых 4, 6 и 10 отмечается снижение способности к переключению и удержанию позы. Объем движений не полный. Движения выполняют, но ослаблен тонус.

       Исследуемые 1, 3, 7, 8, 9: артикуляционные движения выполняют, но движения замедленные, напряженные. Отмечается небольшой тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, саливация. Объем движений не полный.

       Исследуемые 2 и 5 затрудняются в выполнении артикуляционных движений и при удержании позы, саливация.

     Так же был высчитан средний  коэффициент  состояния моторных функций у детей с детским церебральным параличом. Средний уровень равен 8,3.

       Все полученные данные представлены в диаграмме №1. 
 
 
 

       Диаграмма №1. Процентное соотношение состояния моторики у детей с детским церебральным параличом и у нормально развивающихся сверстников.

       

     Таким образом, сравнивая полученные результаты можно сказать, что у детей с детским церебральным параличом состояние моторики ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Таблица №3. Состояние фонетико-фонематических функций у нормально развивающихся детей. 

  Моторика Состояние звукоп. Состояние просод. компонентов речи Состояние фонем. функций Состояние дыхания Общий балл
фонем. воспр. фонем.

анализ

фонем.

синтез

Исслд 1 15 5 5 5 5 5 5 45
Исслед 2 15 5 5 5 5 5 5 45
Исслед 3 15 5 5 5 5 5 5 45
Исслед 4 15 5 5 5 5 5 5 45
Исслед 5 15 5 5 5 5 5 5 45
 

       Определив состояние фонетико-фонематических функций у нормально развивающихся  детей, мы можем говорить о том, что  дети имеют нормативное произношение всех звуков, используют в речи все  просодические компоненты, состояние  дыхания в норме, при обследовании фонематических функций дети точно  и правильно выполняли задания.

Таблица №4. Состояние фонетико-фонематических функций у детей с детским церебральным параличом. 

  Моторика Состояние звукоп. Состояние просод. компонентов речи Состояние фонем. функций Состояние дыхания Общий балл
фонем. воспр. фонем.

анализ

фонем.

синтез

Исслд 1 10 2 2 4 3 3 3 27
Исслед 2 4 1 1 1 1 1 2 11
Исслед 3 8 2 2 4 3 3 3 25
Исслед 4 7 3 3 4 3 3 3 26
Исслед 5 4 1 1 1 1 1 2 11
Исслед 6 10 3 3 4 3 3 3 29
Исслед 7 9 3 3 4 3 3 3 28
Исслед 8 9 2 2 3 2 2 3 23
Исслед 9 11 3 3 3 2 2 3 27
Исслед 10 11 4 3 4 3 3 3 31
 

       Рассмотрим  более подробно состояние звукопроизношения:

       Исслед. 1

       [с]-[щ], [с']-[щ], [ж]-[з'] - шипящий парасигматизм.

       [з]-[з'] - смягчение

       [ц]-[т'] - призубный парасигматизм

       [ш]-[щ] - смягчение

       [л], [л'] - [j] - параламбдацизм.

       [р], [р'] - пропуск - ротацизм.

       Исслед.2

       [a], [о], [у], [э], [ы] - звуки произносятся  с носовой утечкой воздуха.

       [ш], [щ], [с]-[х] - искажение, увелярный глухой  звук, при произнесении которого  корень языка поднимается к  мягкому нёбу, образуя щель, голосовые  складки разомкнуты.

       Звуков [з], [ж], [ц], [ч] в речи нет.

       [х] - при правильном положении языка  наблюдается носовая утечка воздуха.

       Звуки [м], [н] произносятся с носовым оттенком.

       Звуков [л], [л'] в речи нет - ламбдацизм.

       [р], [р'] - ротацизм.

       Исслед. 3

       [с] - боковой сигматизм.

       [з]-[ж], [ш]-[с]  - правосторонний боковой  парасигматизм.

       [ц], [ч] - правосторонний боковой сигматизм.

       [л], [л'] - ламбдацизм.

       [р], [р'] - ротацизм.

       Исслед. 4

       Гласные звуки произносит в норме.

       [л] - пропуск, ламбдацизм.

       [р]  – ротацизм.

       Исслед. 5

       [а] - при произнесении этого звука  язык оттянут кзади, произносится  как звук заднего ряда.

       [о] - наблюдается отсутствие лабиализации.

       [у] - звук произносится с носовой  утечкой воздуха.

       [э] - при произнесении этого звука  наблюдается перемещении, произносится  как звук среднего ряда.

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом