Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.
Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51
Оценка состояния моторных функций:
5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение
4-
движения выполняет, но
3-
движение замедленное,
2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы
1- невыполнение.
Мы определили 4-х уровневую систему оценивания состояния фонетико-фонематической стороны речи:
1-й уровень - низкий - 1-12 баллов.
2-й уровень - средний - 13-25 баллов.
3-й уровень - хороший - 26-33 баллов.
4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 34 - 45 баллов.
Обследовав моторику детей по вышеизложенной методике, мы получили следующие результаты, представленные в таблице №1 и №2.
Таблица №1. Состояние моторных функций у нормально развивающихся детей.
Мелкая моторика | Мимическая моторика | Артикуляционная моторика | Общий балл | |
Исследуемый 1 | 5 | 5 | 5 | 15 |
Исследуемый 2 | 5 | 5 | 5 | 15 |
Исследуемый 3 | 5 | 5 | 5 | 15 |
Исследуемый 4 | 5 | 5 | 5 | 15 |
Исследуемый 5 | 5 | 5 | 5 | 15 |
Таким образом, мы пришли к выводу, что мелкая, мимическая и артикуляционная моторика у нормально развивающихся детей находится в норме. Дети точно и правильно выполняли все движения.
Нами был высчитан средний коэффициент состояния моторных функций у нормально развивающихся детей. Средний коэффициент состояния моторных функций равен 15.
Таблица №2. Состояние моторных функций детей с детским церебральным параличом.
Мелкая моторика | Мимическая моторика | Артикуляционная моторика | Общий балл | |
Исследуемый 1 | 2 | 5 | 3 | 10 |
Исследуемый 2 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Исследуемый 3 | 1 | 4 | 3 | 8 |
Исследуемый 4 | 2 | 5 | 4 | 11 |
Исследуемый 5 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Исследуемый 6 | 1 | 2 | 4 | 7 |
Исследуемый 7 | 1 | 5 | 4 | 10 |
Исследуемый 8 | 1 | 5 | 3 | 9 |
Исследуемый 9 | 1 | 5 | 3 | 9 |
Исследуемый 10 | 2 | 5 | 4 | 11 |
Таким образом, мы пришли к выводу что мелкая, мимическая и артикуляционная моторика у детей с детским церебральным параличом различна.
Исследуемые 1, 4 и 10 могут показать второй и третий пальцы, второй и пятый, сначала на правой, а затем на левой руке. Затрудняются в выполнении заданий на обеих руках одновременно. Движения замедленные, не точные. У остальных детей тонкая моторика не развита. Самостоятельно предложенные задания не выполняют.
У исследуемых 2 и 5 лицо амимично. У исследуемого 3 затруднено поднимание бровей вместе и поочередно.
У исследуемых 4, 6 и 10 отмечается снижение способности к переключению и удержанию позы. Объем движений не полный. Движения выполняют, но ослаблен тонус.
Исследуемые 1, 3, 7, 8, 9: артикуляционные движения выполняют, но движения замедленные, напряженные. Отмечается небольшой тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, саливация. Объем движений не полный.
Исследуемые 2 и 5 затрудняются в выполнении артикуляционных движений и при удержании позы, саливация.
Так же был высчитан средний коэффициент состояния моторных функций у детей с детским церебральным параличом. Средний уровень равен 8,3.
Все
полученные данные представлены в диаграмме
№1.
Диаграмма №1. Процентное соотношение состояния моторики у детей с детским церебральным параличом и у нормально развивающихся сверстников.
Таким образом, сравнивая полученные результаты можно сказать, что у детей с детским церебральным параличом состояние моторики ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Таблица
№3. Состояние фонетико-фонематических
функций у нормально развивающихся детей.
Моторика | Состояние звукоп. | Состояние просод. компонентов речи | Состояние фонем. функций | Состояние дыхания | Общий балл | |||
фонем. воспр. | фонем.
анализ |
фонем.
синтез | ||||||
Исслд 1 | 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 |
Исслед 2 | 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 |
Исслед 3 | 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 |
Исслед 4 | 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 |
Исслед 5 | 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 |
Определив
состояние фонетико-
Таблица
№4. Состояние фонетико-фонематических
функций у детей с детским церебральным
параличом.
Моторика | Состояние звукоп. | Состояние просод. компонентов речи | Состояние фонем. функций | Состояние дыхания | Общий балл | ||||
фонем. воспр. | фонем.
анализ |
фонем.
синтез | |||||||
Исслд 1 | 10 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 27 | |
Исслед 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | |
Исслед 3 | 8 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 25 | |
Исслед 4 | 7 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 26 | |
Исслед 5 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | |
Исслед 6 | 10 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 29 | |
Исслед 7 | 9 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 28 | |
Исслед 8 | 9 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 23 | |
Исслед 9 | 11 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 27 | |
Исслед 10 | 11 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 31 | |
Рассмотрим более подробно состояние звукопроизношения:
Исслед. 1
[с]-[щ], [с']-[щ], [ж]-[з'] - шипящий парасигматизм.
[з]-[з'] - смягчение
[ц]-[т'] - призубный парасигматизм
[ш]-[щ] - смягчение
[л], [л'] - [j] - параламбдацизм.
[р], [р'] - пропуск - ротацизм.
Исслед.2
[a], [о], [у], [э], [ы] - звуки произносятся с носовой утечкой воздуха.
[ш], [щ], [с]-[х] - искажение, увелярный глухой звук, при произнесении которого корень языка поднимается к мягкому нёбу, образуя щель, голосовые складки разомкнуты.
Звуков [з], [ж], [ц], [ч] в речи нет.
[х]
- при правильном положении
Звуки [м], [н] произносятся с носовым оттенком.
Звуков [л], [л'] в речи нет - ламбдацизм.
[р], [р'] - ротацизм.
Исслед. 3
[с] - боковой сигматизм.
[з]-[ж], [ш]-[с] - правосторонний боковой парасигматизм.
[ц],
[ч] - правосторонний боковой
[л], [л'] - ламбдацизм.
[р], [р'] - ротацизм.
Исслед. 4
Гласные звуки произносит в норме.
[л] - пропуск, ламбдацизм.
[р] – ротацизм.
Исслед. 5
[а]
- при произнесении этого звука
язык оттянут кзади,
[о]
- наблюдается отсутствие
[у] - звук произносится с носовой утечкой воздуха.
[э]
- при произнесении этого звука
наблюдается перемещении,