Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)
    • Упражнения для губ

       Цель: Формирование и развитие правильных и четких движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  звукопроизношения.

       *Трубочка. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты).

       * Улыбка. Удерживать сильно растянутые  губы в улыбке. Зубы не видны.

       * Бублик. Губы округлить (шепотом  произносить звук о) и немного  вытянуть вперед. Упражнение делается  без напряжения, одними губами. Рот  приоткрыт, нижняя челюсть не  должна выдвигаться вперед.

       * Заборчик. Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и  нижние зубы (Чтобы показать ребенку,  как это сделать, надо про  себя произносить звук и.)

    • Упражнения для языка

       * Птенчик. Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.

       * Лопаточка. Открыть рот и положить  широкий расслабленный язык на  нижнюю губу. Занести лопатку  в рот и опустить за нижние  зубы, стараясь не напрягать язык.

       * Чашечка. Широко открыть рот  и положить широкий расслабленный  язык на нижнюю губу. Приподнять  края языка, не касаясь верхних  зубов.

       * Иголочка. Открыть рот и выдвинуть  далеко вперед узкий язык.

       * Наказать непослушный язычок. Немного  приоткрыть рот, спокойно положить  язык на нижнюю губу, и пошлепывая  его губами, произносить звуки  «пя - пя - пя…». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.

       * Горка. Открыть рот. Кончик  языка упереть в нижние зубы, а сам язык поднять вверх. 

       * Лошадка. Открыть рот и поцокать  языком. Нижняя челюсть и губы  не двигаются, работает только  язык.

       * Грибок. Улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть  рот и, прижав широкий язык  всей плоскостью к небу, широко  его открыть…

    • Коррекция звукопроизношения

       На  подготовительном этапе используется артикуляционная гимнастика.

       Приемы  постановки свистящих  и шипящих звуков:

       - Используется прием подражания (то  есть добиваемся изолированное  произношение звука)

       - С механической помощью (используются  зонды для выработки продольного  желобка по средней линии языка  и для заведения широкого кончика  языка за нижние резцы). Подключаем  все анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный).

       - Отраженное произнесение слов, в  составе которых шипящие, свистящие  звуки в начале слова, в середине, в конце.

       - Ребенок запоминает и произносит  слоговые ряды самостоятельно.

       - Закрепление правильного звукопроизношения  в предложениях, в состав которых  входят слова с шипящими и  свистящими звуками. 

    • Приемы постановки саноров:

       1. Приемы постановки  звука Р.

       - При отсутствии звука Р - производим выработку проторного звука без вибрации.

       - Активно используем упражнение «Дятел» - фиксируем положение языка и предлагаем от опорного звука Д - Д -Др - Др…

       - Опорным может являться звук Т.Без голоса с добавлением голоса.

       - С механической помощью (использование зонда или шпателя.)

       - Вибрация с помощью чистого пальчика, делает сам ребенок.

       - Используются опорные звуки (Д, Ш, Ж).

       Автоматизация звука проходит:

       - Открытый слог (Ра - ро - ры…), закрытый слог (ар, ор…), стечение согласных (дра, дро, дры…).

       - Автоматизация в словах (рот, рама, рога…). Звук, стоящий в начале слова, середине, в конце.

       - Автоматизация в предложениях, чистоговорках,  скороговорках.

       Дифференциация  важна при параротацизмах.

       Приемы  постановки звука  Л.

       - « Пароход» (И) - (Л) - (А).

       - Постановка с механической помощью «Балалайка» - мизинцем прижимаем кончик языка к небу.

       Автоматизация звука в слогах:

       А - А - А

       Ла - Ла - Ла.

       Ла - Ло - Лы.

       Лу - Лу - Ла.

       - Автоматизация в стихах, в словах: в начале слова (лампа, лук…), в середине (пила, молоко…), в конце (пол..)

       - Можно составить предложение  по опорным картинкам или опорным  словам.

       - Автоматизация в чистоговорках  ( ЛА-ЛА- ЛА - запилила пила

       ЛО - ЛО - ЛО у меня весло…).

       -Автоматизация  в речи.

    • Работа над дыханием

       Цель: выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи, развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха. Увеличить объем дыхания.

       Для закрепления удлиненного произвольного  выдоха (через рот) необходимо опираться  на кинестетические ощущения. Рекомендуется  «видеть» и « слышать» свой вдох.

       При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимания ребенка на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности  произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и  ритмичности дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться  до еды в хорошо проветренном помещении.

       Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми:

       · сдувать снежинки, бумажки, пушинки  со стола, с руки;

       · дуть на легкие шарики, карандаши и  катать их по столу.

       · надувать надувные игрушки и воздушные  шарики; полезно пускать мыльные  пузыри - это вырабатывает очень  тонкое регулирование выдоха;

       · поддувать вверх пушинку, ватку, пушинку...

       Загнать мяч в ворота.

       1) Вытянуть губы вперед трубочкой  и плавно дуть на ватный  или поролоновый шарик, лежащий  на столе перед ребенком, загоняя  его между двумя кубиками.

       2) То же, но сдуть следует резкой, отрывной струей. Загонять шарик  надо на одном выдохе, не прерывая  воздушную струю. Нужно обращать  внимание, чтобы щеки не надувались

       Фокус.

       Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий  передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а по середине языка была щель - желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была не подвижной.

       При дыхательной гимнастике строго соблюдаются  правило: вдох совпадает с расширением  грудной клетки, выдох с сужением его

    • Работа над просодикой

       Цель: Научить ребенка пользоваться голосом  различной высоты, формировать умение повышать и понижать голос в пределах фразы. Умение пользоваться мелодико - интонационной стороной речи

       * Выделение слова, на которое  падает смысловое ударение голосом  и движением:

       Мама мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню...

       * Работа над интонацией:

       Сказала тетя: (повествовательно)

       « Фи, футбол! (восклицательно, с оттенком брезгливости)

       Сказала мама (повествовательно)

       « Ну, футбол!» (восклицательно, с оттенком растерянности)

       А я ответил (повествовательно)

       « Во футбол!» (восклицательно, радостно)...

       * Одним из средств выражение  эмоций является произнесение  эмоций:

       Ай! (руки прижимает к себе, на лице выражение  испуга)

       Ай - я - яй! (укоризненно качает головой  и грозит пальцем)

       Ой! (на лице радость, всплескивает руками и подносит их к лицу)

       Эй (радостный окрик, руку вытягивает вверх)

       Эй - е - ей! (радостно кричит и приветливо машет рукой)

       При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов наиболее важных по смыслу). Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости, модуляции голоса способствуют игры - инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо - ритмических характеристик речи.

       В работе над темпом и ритмом можно  использовать такие движения, как  хлопки ладошами и притопывание: отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной  рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более  громкий хлопок или удар ногой  по полу, неударному - тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение  ритма стихотворений. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе 

    • Развитие фонематических процессов:

       Цель: Развить фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

       Развитие  фонематического восприятия:

       * Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»:

       С Д Т В Р С  Л П Н С

       * Я буду произносить слоги, а  ты хлопни в ладоши, когда услышишь  слог со звуком «с»

       РА - СА - ТО - СО - ЗУ - СУ - ВЫ - СЫ - БО

       *Я  буду читать слова, а ты хлопни  в ладоши, когда услышишь слово  со звуком «с»

       - САНИ - ДИВАН - СЫР  - БУКВА - ЛЕС

       - ЛАК - САНИ - ПЕСОК  - КОЗА - ЛИСА

       * Добавь слог со звуком «с».

       добавь  слог - СА -

       - ко... коле... ли... о.... ро...

       добавь  слог - СЫ-

       - бу... ве... воло... но... рель...

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом