Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)

Вывод по главе

  1. Детский церебральный паралич - тяжёлое заболевание, при котором оказываются, поражены все функции, в том числе и речь.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с церебральным параличом главным образом проявляется в различных формах дизартрий.

       Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звуко - произносительной стороны речи и просодической  стороны речи, обусловленные органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

       Причинами нарушения звукопроизношения при  дизартрии являются:

       *нарушения  мышечного тонуса в речевой  мускулатуре; 

       *ограниченная  возможность произвольных артикуляционных  движений из-за параличей и  парезов мышц артикуляционного  аппарата;

       * нарушение голосообразования и дыхания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

       2.1. Программа экспериментального исследования

       2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального  исследования 
 

       Исследование  проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида» № 22 («Почемучка») и МДОУ ЦРР - д/с №63 («Северяночка») города Воркуты. В исследовании приняли участие 15 дошкольников в возрасте от 6  до 7 лет, из них 10 человек с детским церебральным параличом, 5 человек нормально развивающиеся сверстники.

       Таким образом, учитывая специфику применения психологических методик на контингенте  аномальных дошкольников, в диагностический  комплекс, исследующий фонетико-фонематическую сторону речи, были включены:

  1. Метод изучения документации.
  2. Методика «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волкова Г.А., Мастюкова Е.М.
 

       2.2.2. Изучение фонетико-фонематической  стороны речи с помощью методики  «Изучение фонетико-фонематической  стороны речи»

         Волковой Г.А., Мастюковой Е.М

       Цель  нашего исследования: изучение фонетико-фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом.

       Задачи:

       1. Обследовать состояние фонетико-фонематических функций у детей с детским церебральным параличом.

       2. Проанализировать полученные данные.

       До  начала проведения экспериментального исследования, для получения более  точных данных нами были проанализированы медицинские карты детей с  детским церебральным параличом. (см.приложение 1)

       Обследование  фонетико - фонематической стороны  речи включало в себя следующие разделы:

       1. Изучение состояния  звукопроизношения.

       Произношение  звуков мы проводили в словах простой  и сложной слоговой конструкции. Звуки проверялись изолированно, в словах, в связной речи. Использовали картинный материал из «Альбома логопеда»  Иншаковой О.Б.

       Оценка  состояния звукопроизношения:

       5- нормативное произношение всех  звуков.

       4-один звук или несколько звуков доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы).

       3- искажается или заменяется во  всех речевых ситуациях одна, две группы звуков.

       2- искажается или заменяется три  группы звуков (свистяще, шипящие,  саноры).

       1- искажаются или заменяются несколько  групп согласных звуков и гласные.

       2. Состояние просодических  компонентов речи

         Темп речи (замедленный, ускоренный, нормальный).

         Ритм (скандированный, монотонный, нормальный).

         Паузация (умение поставить паузу).

       Употребление  основных видов интонации: вопросительной, восклицательной, повествовательной.

       Состояние просодических компонентов речи наблюдалось в процессе обследования связной речи.

       Оценка  состояния просодических  компонентов речи:

       5- использует в речи все просодические  компоненты;

       4- воспроизводит мелодико-просодико-интонационную сторону речи по показу;

       3- воспроизводит мелодико-просодико-интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки;

       2- воспроизводит мелодико-просодико-интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 5 и более ошибок;

       1- невыполнение задания.

       3. Состояние фонематических  функций:

       1. Обследование фонематического  восприятия

  • Повторение серии слогов (СА - СА - ЗА, ША - ША - ЖА, ТА – ДАТА…)
  • Показать картинки с заданным звуком (ш, р, ж, к.) - молоток, еж, мак, карандаш, ворона, вишня, комар.
  • Подобрать пары картинок к названым словам паронимам. Назвать слова паронимы (крыша - крыса, бочка - почка, ложки - рожки…).
  • Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.

       2. Способность к  фонематическому  анализу 

  • Выделение гласного звука стоящего в начале слова (облако, аист…)
  • Выделить гласный звука стоящего в середине слова (рак, кит…)
  • Выделение гласный звука в конце слова (пила, очки…)
  • Выделение согласный звука в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).
  • Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)
  • Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба, улитка…)

       3. Способность к  фонематическому  синтезу.

  • Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т ), ( Р, У, К, А), ( С, У, М, К, А).
  • Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).

       Детям предлагается в случае неправильного  выполнения 4 попытки с оказанием  стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).

       Оценка  состояния фонематических функций:

       5- точное и правильное выполнение  задания.

       4- правильный ответ со 2 попытки.

       3- правильный ответ с 3 попытки.

       2- правильный ответ с 4 попытки.

       1- невыполнение задания. 

       4.Обследование  дыхания.

       Дыхание: ключичное, ключично - грудное, грудное.

       Объем дыхания (поверхностное - верхне - ключичное, в норме).

       Ритм дыхания (нормальный, аритмия).

       Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует.

       Ротовой выдох: сформирован, не сформирован.

       Объем вдоха и выдоха (короткий, длинный).

       Оценка  состояния дыхания:

       5 - состояние дыхания в норме.

       4 - состояние дыхания с нарушениями  в 1 компоненте дыхания.

       3 - состояние дыхания с нарушениями  в 2 - 3 компонентах дыхания.

       2 - состояние дыхания с нарушениями  в 4 - 5 компонентах дыхания.

       1 - нарушены все компоненты дыхания.

       5. Обследование моторных функций (мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика).

       1. Обследование состояния  мелкой моторики.

       Детям предлагалось выполнить следующие  упражнения:

  • показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
  • показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
  • сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
  • попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем тоже повторить в обратной последовательности;
  • застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера.

       2. Обследование состояния  мимической моторики.

       Детям предлагались следующие упражнения:

  • Поднимание бровей: вместе, поочередно.
  • Зажмуривание глаз: вместе, поочередно.
  • Улыбка.
  • Надувание щек: вместе, поочередно

       3.Исследование  артикуляционной  моторики включало:

       1. Изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);

       2. Подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).

       Детям предлагалось выполнить  следующие упражнения:

       Для челюстей:

  • Рот широко открыть, закрыть.
  • Нижняя челюсть вправо, влево.

       Для губ:

  • Растянуть губы в улыбке.
  • Вытянуть губы вперёд трубочкой.
  • «Улыбка»- «трубочка».
  • Поднять верхнюю губу.
  • Опустить нижнюю губу.
  • Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.

       Для языка:

  • «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
  • «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.
  • «Лопаточка» - «Иголочка».
  • «Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.
  • «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  • «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
  • «Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.
  • «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.

       Для мягкого нёба:

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом