Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.
Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51
Вывод по главе
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звуко - произносительной стороны речи и просодической стороны речи, обусловленные органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
Причинами
нарушения звукопроизношения
*нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
*ограниченная
возможность произвольных
*
нарушение голосообразования и дыхания.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом
2.1.
Программа экспериментального
2.2.1.
Принципы теоретико-
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида» № 22 («Почемучка») и МДОУ ЦРР - д/с №63 («Северяночка») города Воркуты. В исследовании приняли участие 15 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет, из них 10 человек с детским церебральным параличом, 5 человек нормально развивающиеся сверстники.
Таким
образом, учитывая специфику применения
психологических методик на контингенте
аномальных дошкольников, в диагностический
комплекс, исследующий фонетико-
2.2.2.
Изучение фонетико-
Волковой Г.А., Мастюковой Е.М
Цель нашего исследования: изучение фонетико-фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом.
Задачи:
1. Обследовать состояние фонетико-фонематических функций у детей с детским церебральным параличом.
2.
Проанализировать полученные
До начала проведения экспериментального исследования, для получения более точных данных нами были проанализированы медицинские карты детей с детским церебральным параличом. (см.приложение 1)
Обследование фонетико - фонематической стороны речи включало в себя следующие разделы:
1. Изучение состояния звукопроизношения.
Произношение
звуков мы проводили в словах простой
и сложной слоговой конструкции.
Звуки проверялись
Оценка состояния звукопроизношения:
5- нормативное произношение всех звуков.
4-один звук или несколько звуков доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы).
3- искажается или заменяется во всех речевых ситуациях одна, две группы звуков.
2- искажается или заменяется три группы звуков (свистяще, шипящие, саноры).
1-
искажаются или заменяются
2. Состояние просодических компонентов речи
Темп речи (замедленный, ускоренный, нормальный).
Ритм (скандированный, монотонный, нормальный).
Паузация (умение поставить паузу).
Употребление основных видов интонации: вопросительной, восклицательной, повествовательной.
Состояние просодических компонентов речи наблюдалось в процессе обследования связной речи.
Оценка состояния просодических компонентов речи:
5-
использует в речи все
4-
воспроизводит мелодико-
3-
воспроизводит мелодико-
2-
воспроизводит мелодико-просодико-
1- невыполнение задания.
3. Состояние фонематических функций:
1. Обследование фонематического восприятия
2. Способность к фонематическому анализу
3. Способность к фонематическому синтезу.
Детям предлагается в случае неправильного выполнения 4 попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).
Оценка состояния фонематических функций:
5-
точное и правильное
4- правильный ответ со 2 попытки.
3- правильный ответ с 3 попытки.
2- правильный ответ с 4 попытки.
1- невыполнение задания.
4.Обследование дыхания.
Дыхание: ключичное, ключично - грудное, грудное.
Объем дыхания (поверхностное - верхне - ключичное, в норме).
Ритм дыхания (нормальный, аритмия).
Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует.
Ротовой выдох: сформирован, не сформирован.
Объем вдоха и выдоха (короткий, длинный).
Оценка состояния дыхания:
5 - состояние дыхания в норме.
4
- состояние дыхания с
3
- состояние дыхания с
2
- состояние дыхания с
1
- нарушены все компоненты
5. Обследование моторных функций (мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика).
1. Обследование состояния мелкой моторики.
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
2. Обследование состояния мимической моторики.
Детям предлагались следующие упражнения:
3.Исследование артикуляционной моторики включало:
1. Изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);
2. Подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
Для челюстей:
Для губ:
Для языка:
Для мягкого нёба: