Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)

       В то же время нужно отметить, что  не все дети одинаково овладевают звуковой системой речи. Как пишет  С.Н.Цейтлин, еще И.А.Сикорский в 1899 году разделил детей на «звуковых» и  «слоговых». Позднее стали говорить о холистической и аналитической  тактике постижения языка, распространяя  это противопоставление также на область грамматики. Слоговая (холистическая) стратегия подразумевает в качестве основного воспроизведение слогового  контура звуков, его составляющих. Звуковой (аналитический) тип стремится  не расширять слоговой цепочки без  определенной точности артикуляции  звуков. Эти дети осваивают слово  по частям, в то время как дети «слогового» типа сразу же стремятся  воспроизвести его как целое.[24]

       Развитие  способностей к фонематическому  анализу и синтезу осуществляется постепенно на протяжении дошкольного  возраста, и в процессе школьного  обучения слоговая структура слов усваивается  также постепенно. С.Н.Цейтлин пишет  о том, что в начальном детском  лексиконе преобладают открытые слоги, оканчивающиеся сонорными. Закон  открытого слога, как правило, перестает  действовать при накоплении в  активном словаре 50 слов.

       Когда слово со стечением согласных  попадает в лексикон ребенка, оно  обычно модифицируется. При этом в  первую очередь выпадают смычные  шумные, во вторую – щелевые шумные, а наиболее устойчивыми являются сонорные согласные. Выпадение согласного зависит и от его места в  слове – группы звуков в начале слова сокращаются чаще, чем те же группы в середине слова. В то же время некоторые сочетания  согласных не представляют сложности  для детей: ЛК, ЦК, СК, ПК, ПЦ, ПТ, ПД, НГ, НК и др. [24]

       В речи детей от года до двух лет наблюдается  явление дистантной ассимиляции (уподобления) звуков, суть которого состоит в  частичном (по активному органу или  способу образования) или полном употреблении одного звука другому  в пределах слова. Это явление  распространено в речи детей в  неодинаковой степени. Дистантная ассимиляция  может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер.

       С.Н.Цейтлин  отмечает также, что для речи детей  характерна метатеза – перестановка звуков или слогов в слове.[24] 

    1. Проблема  специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с  детским церебральным параличом

       У детей с детским церебральным параличом наблюдается отставание уже на этапе дофонемного развития. Особенности доречевого развития при  детском церебральном параличе были исследованы Е.Ф.Архиповой. На основании  обследования детей с детским  церебральным параличом в возрасте от рождения до 2-х лет она выделила 4 группы детей с разными уровнями доречевого развития. Основным показателем  для определения уровня было состояние  голосовой активности.

       Первый  уровень – отсутствие голосовой  активности. Голос появляется только в виде плача и крика. Голос  тихий, немодулированный. Эмоциональное  общение выражено слабо.

       Ориентировочные, первичные сенсорные реакции  – в виде зрительной и слуховой фиксации и прослеживания также  слабо выражены. Дети реагируют на звуковые и оптические раздражители защитными реакциями вздрагивания и плача. Произвольные движения отсутствуют.

       Второй  уровень – наличие недифференцированной голосовой активности. У детей  появляется «комплекс оживления». Они  издают недифференцированные звуки  как спонтанно, так и отраженно. Голос слабый, немодулированный. В  голосовой активности нечетко звучат гласные о, э, ы. Певучего гуления нет. При стимуляции возникают ориентировочные реакции. Зрительное и слуховое внимание снижено. Может наблюдаться гиперсензитивность по отношению к звуковым раздражителям. Произвольная моторика развита недостаточно. Появляются слабые попытки удерживать голову. Начинает развиваться зрительно-моторная координация – дети тянуться к игрушкам, но захват удается лишь после многократных попыток. Манипуляции отсутствуют.

       Третий  уровень – гуление. «Комплекс  оживления» отчетливо выражен. Крик интонационно дифференцирован. Используется для общения. Спонтанно и по подражанию дети произносят длительные гласные. Губные и гортанные согласные в сочетании  с гласными. Дети визуально и по голосу различают мать, знакомых и  незнакомых людей, адекватно реагируют  на некоторые фразы. Проявляют интерес  к ярким игрушкам. Совершают элементарные  манипуляции. Общая моторика отстает  в развитии. Дети без поддержки  не сидят, не стоят, не ходят.

       Четвертый уровень – лепет. Лепет характеризуется  бедностью и представляет собой  сочетание губных с нечеткими  гласными звуками. Аутоэхолалии выражены слабо. Дети хорошо понимают обращенную речь, но собственная речевая активность низкая. В общении с окружающими  используют жесты, мимику. Значительно  возрастает познавательная активность, в связи с чем активизируется процесс спонтанной компенсации  сенсорной недостаточности. Возрастает двигательная активность. Дети могут  сидеть в специальном стуле, держать  голову, брать игрушки и манипулировать ими. При помощи взрослых могут стоять и переступать у опоры. Некоторые  дети могут самостоятельно сидеть.[1]

       Таким образом, можно говорить о дефиците как сенсорной, так и моторной базы развития фонематической системы.

       У дошкольников с церебральным параличом  могут встречаться любые нарушения  речи. В то же время есть ряд речевых  расстройств, которые так же, как  и детский церебральный паралич, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы  и поэтому встречаются особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям речи относятся  дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному.

       Дизартрия — нарушение произносительной стороны  речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

       В соответствии с локализацией очага  поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная (или подкорковая), мозжечковая, корковая.

       Классификации дизартрии у детей с церебральным параличом были представлены в работах  Л.А.Даниловой и И.И.Панченко. Так, Л.А.Данилова обнаружила у данной категории  детей спастическую, гиперкинетическую  и мозжечковую формы. Она отмечала, что в каждой форме можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю  и тяжелую.[6]

       И.И.Панченко предложила симптомологическую классификацию, выделив следующие формы. 

       1.  Спастико-паретическая. Ведущий синдром - спастический парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Форма характерна для детей со спастической диплегией.

       2. Спастико-ригидная. Ведущее расстройство – сочетание спастических парезов с нарушениями тонуса, обусловленными поражениями экстрапирамидной системы. Эта форма проявляется у детей с двойной гемиплегией.

       3. Гиперкинетическая. Ведущий синдром – гиперкинезы. Форма присуща детям с гиперкинетической формой церебрального паралича.

       4. Атактическая (мозжечковая). Ведущее  расстройство – атаксия. Проявляется  у детей с атонически-астатической  формой церебрального паралича.

       И.И.Панченко наблюдала у детей с церебральным параличом также смешанные формы: спастико-атактическая (ведущий синдром - спастический парез и атаксия); спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром - спастический парез и гиперкинез); спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром - спастический парез, атаксия, гиперкинез); атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром - атаксия, гиперкинез).[15]

       Рассмотрим  дифференцированную клиническую симптоматику при каждой форме дизартрии.

       Псевдобульбарная  дизартрия как неврологическое понятие (поражение центральной проводимости черепно-мозговых нервов) составляет лишь один из компонентов этого сложного речевого расстройства. Кроме двигательных чистых псевдобульбарных расстройств, у детей обнаруживаются также ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия.

       При развитии псевдобульбарной дизартрии - речь ребенка смазанная, неясная; голос  тихий, гнусавый, как правило; имеет  место слюнотечение. Жевание нарушено (дети нередко до 3 - 5 лет едят только протертую или полу - жидкую пищу).

       Обнаруживаются  признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических  функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. д.) Во-вторых, наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетических молодых функций - мышления и речи при относительной  сохранности эволюционно более  древних элементарных функций и  инстинктов. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания  обращенной к ним речи.

       Спастический  парез, по названию которого определена первая форма дизартрии (спастико-паретическая), наиболее распространен в речедвигательной системе при детских церебральных параличах. Этот синдром встречается почти при всех формах дизартрических расстройств. Спастический парез связан с выпадением или ослаблением иннерваций различных черепно-мозговых нервов, причем поражение центральных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII пар черепно-мозговых нервов может носить общий или избирательный характер, что, и формирует в свою очередь различную степень участия речевой мускулатуры в речевом акте. В данном случае важно проводить обследование одновременно с учетом степени проявлений спастического пареза.

       Спастический  парез проявляется различно: одни больные не могут удержать во времени  нужную артикуляционную позу, другие - выполнить ее, третьи - быстро переключиться от одной позиции к другой. У ряда больных парез приводит к увеличению латентного периода при включении в движение, к слюнотечению в различной степени.

       Характер  произносительной стороны речи: голос  недостаточной силы и звонкости, истощаемы все параметры голосовых  возможностей, снижена амплитуда  голосовых модуляций, необходимых  для живой интонации, темп речи замедленный, речевой выдох истощаем, вдох неглубокий.

       Амплитуда артикуляционных движений при спастическом парезе всегда снижена, нет полной реципрокности  в деятельности продольных, вертикальных, поперечных мышц языка, недостаточна лабиализация (выпячивание губ вперед при звуках : о, у, и, ы, ш, ж, ч, ц).

       Гиперкинетическая форма дизартрии названа по ведущему гиперкинетическому синдрому.

       Произносительная  сторона речи: голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте и силе, модуляционные  возможности в ограниченных пределах возможны. При атетоидном гиперкинезе  несколько труднее произнесение аффрикативных и щелевых звуков.

       Очень часто потенциальные возможности  голосообразования у ребенка  значительно выше, чем он их использует в своей речи. Разборчивость зависит  от управления дыхательными движениями, от возможности обеспечить силу голоса в речи. Хорошо озвученная речь воспринимается слушателем как понятная. Даже при  наличии многих дефектов фонетического  строя корковых расстройств обычно не наблюдается, страдает лишь техника  письма и чтения.

       Спастико - ригидная форма дизартрии характеризуется проявлением спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного расстройства.

       При этой форме дизартрии не бывает длительного  фона покоя в речевой мускулатуре, так как повышен порог чувствительности к разного рода раздражителям. Напряженная  улыбка может смениться мгновенным спазмом верхней и нижней квадратной мышцы губы, напряженно поднятый кончик языка сменяется широким распластыванием  по нижней губе. Это положение сменяется  выводом языка наружу, узким и  напряженным.

       Во  время артикуляционной деятельности сама амплитуда артикуляционных  движений при этой форме дизартрии  постепенно снижается, доходя до нуля, ребенок вынужден остановиться, появляется спазм дыхания, после легкого  вдоха и паузы ребенок опять  продолжает говорить до нового спазма и так через каждые 4-5 слогов. Очень часто при этом синдроме наблюдается недифференцированность губных и язычных движений.

       Произносительная  сторона речи: голос глухой, напряженный, амплитуда голосовых модуляций  снижается до нуля, сила голоса ослаблена, полетность гласных чрезвычайно  мала, темп быстрый, речь резко отрывиста, в редких случаях темп может быть медленным с постепенным затуханием голоса. Характер звукопроизношения  в большей степени страдает в  фонетической окраске, однако чаще фонемные свойства звуков все сохраняются. В  случае же апраксических расстройств  могут выпасть отдельные группы звуков (как всегда, наиболее трудные - щелевые, аффрикативные, саноры). Специфической разновидностью звукопроизношения при этом синдроме будет слабость дифференциации губных, призубных, мягких и твердых. Разборчивость речи снижена значительно ввиду недостаточности полетности звучаний. 

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом