Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.
Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51
В
то же время нужно отметить, что
не все дети одинаково овладевают
звуковой системой речи. Как пишет
С.Н.Цейтлин, еще И.А.Сикорский в 1899
году разделил детей на «звуковых»
и «слоговых». Позднее стали говорить
о холистической и
Развитие
способностей к фонематическому
анализу и синтезу
Когда слово со стечением согласных попадает в лексикон ребенка, оно обычно модифицируется. При этом в первую очередь выпадают смычные шумные, во вторую – щелевые шумные, а наиболее устойчивыми являются сонорные согласные. Выпадение согласного зависит и от его места в слове – группы звуков в начале слова сокращаются чаще, чем те же группы в середине слова. В то же время некоторые сочетания согласных не представляют сложности для детей: ЛК, ЦК, СК, ПК, ПЦ, ПТ, ПД, НГ, НК и др. [24]
В речи детей от года до двух лет наблюдается явление дистантной ассимиляции (уподобления) звуков, суть которого состоит в частичном (по активному органу или способу образования) или полном употреблении одного звука другому в пределах слова. Это явление распространено в речи детей в неодинаковой степени. Дистантная ассимиляция может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер.
С.Н.Цейтлин
отмечает также, что для речи детей
характерна метатеза – перестановка
звуков или слогов в слове.[24]
У
детей с детским церебральным
параличом наблюдается
Первый уровень – отсутствие голосовой активности. Голос появляется только в виде плача и крика. Голос тихий, немодулированный. Эмоциональное общение выражено слабо.
Ориентировочные,
первичные сенсорные реакции
– в виде зрительной и слуховой
фиксации и прослеживания также
слабо выражены. Дети реагируют на
звуковые и оптические раздражители
защитными реакциями
Второй
уровень – наличие
Третий
уровень – гуление. «Комплекс
оживления» отчетливо выражен. Крик
интонационно дифференцирован. Используется
для общения. Спонтанно и по подражанию
дети произносят длительные гласные. Губные
и гортанные согласные в
Четвертый уровень – лепет. Лепет характеризуется бедностью и представляет собой сочетание губных с нечеткими гласными звуками. Аутоэхолалии выражены слабо. Дети хорошо понимают обращенную речь, но собственная речевая активность низкая. В общении с окружающими используют жесты, мимику. Значительно возрастает познавательная активность, в связи с чем активизируется процесс спонтанной компенсации сенсорной недостаточности. Возрастает двигательная активность. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипулировать ими. При помощи взрослых могут стоять и переступать у опоры. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.[1]
Таким образом, можно говорить о дефиците как сенсорной, так и моторной базы развития фонематической системы.
У
дошкольников с церебральным параличом
могут встречаться любые
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
В соответствии с локализацией очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная (или подкорковая), мозжечковая, корковая.
Классификации
дизартрии у детей с
И.И.Панченко предложила симптомологическую классификацию, выделив следующие формы.
1. Спастико-паретическая. Ведущий синдром - спастический парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Форма характерна для детей со спастической диплегией.
2. Спастико-ригидная. Ведущее расстройство – сочетание спастических парезов с нарушениями тонуса, обусловленными поражениями экстрапирамидной системы. Эта форма проявляется у детей с двойной гемиплегией.
3. Гиперкинетическая. Ведущий синдром – гиперкинезы. Форма присуща детям с гиперкинетической формой церебрального паралича.
4.
Атактическая (мозжечковая). Ведущее
расстройство – атаксия.
И.И.Панченко
наблюдала у детей с
Рассмотрим дифференцированную клиническую симптоматику при каждой форме дизартрии.
Псевдобульбарная дизартрия как неврологическое понятие (поражение центральной проводимости черепно-мозговых нервов) составляет лишь один из компонентов этого сложного речевого расстройства. Кроме двигательных чистых псевдобульбарных расстройств, у детей обнаруживаются также ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия.
При развитии псевдобульбарной дизартрии - речь ребенка смазанная, неясная; голос тихий, гнусавый, как правило; имеет место слюнотечение. Жевание нарушено (дети нередко до 3 - 5 лет едят только протертую или полу - жидкую пищу).
Обнаруживаются признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. д.) Во-вторых, наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетических молодых функций - мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи.
Спастический парез, по названию которого определена первая форма дизартрии (спастико-паретическая), наиболее распространен в речедвигательной системе при детских церебральных параличах. Этот синдром встречается почти при всех формах дизартрических расстройств. Спастический парез связан с выпадением или ослаблением иннерваций различных черепно-мозговых нервов, причем поражение центральных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII пар черепно-мозговых нервов может носить общий или избирательный характер, что, и формирует в свою очередь различную степень участия речевой мускулатуры в речевом акте. В данном случае важно проводить обследование одновременно с учетом степени проявлений спастического пареза.
Спастический парез проявляется различно: одни больные не могут удержать во времени нужную артикуляционную позу, другие - выполнить ее, третьи - быстро переключиться от одной позиции к другой. У ряда больных парез приводит к увеличению латентного периода при включении в движение, к слюнотечению в различной степени.
Характер
произносительной стороны речи: голос
недостаточной силы и звонкости,
истощаемы все параметры
Амплитуда артикуляционных движений при спастическом парезе всегда снижена, нет полной реципрокности в деятельности продольных, вертикальных, поперечных мышц языка, недостаточна лабиализация (выпячивание губ вперед при звуках : о, у, и, ы, ш, ж, ч, ц).
Гиперкинетическая форма дизартрии названа по ведущему гиперкинетическому синдрому.
Произносительная
сторона речи: голос напряженный,
прерывистый, вибрирующий, изменяющийся
по высоте и силе, модуляционные
возможности в ограниченных пределах
возможны. При атетоидном гиперкинезе
несколько труднее произнесение
аффрикативных и щелевых
Очень
часто потенциальные
Спастико - ригидная форма дизартрии характеризуется проявлением спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного расстройства.
При
этой форме дизартрии не бывает длительного
фона покоя в речевой мускулатуре,
так как повышен порог
Во
время артикуляционной
Произносительная
сторона речи: голос глухой, напряженный,
амплитуда голосовых модуляций
снижается до нуля, сила голоса ослаблена,
полетность гласных чрезвычайно
мала, темп быстрый, речь резко отрывиста,
в редких случаях темп может быть
медленным с постепенным