Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)

       добавь  слог - Сок-

       - ви... ку... ле... но... пе...

       * Повтори цепочки слогов со  звуком «с».

       СА- СО- СУ СО - СУ - СЭ СЫ - СА - СО

       СА- СЫ- СЭ СУ - СЫ - СЭ СЫ - СЭ - СО

       СО - СА - СЫ СУ - СЭ - СО СЭ - СУ - СА

       *Замени  в слове первую букву на  звук «с». Какое слово у тебя  получится?

       БОР - ...ОР ДОМ - ...ОМ ЗУД - ... УД КОН - ... ОН

       ЛУК - ... УК ПУП - ... УП ТОК - ... ОК ТЫН - ...ЫН

       Развитие  фонематического  анализа:

       *Выдели  гласный звук, стоящий в начале  слова. 

       *Выдели  гласный звук, стоящий в середине  слова (рак, кит…).

       *Выдели  гласный звук в конце слова  (пила, очки…).

       *Выдели  согласный звук в начале слова  (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).

       *Определи  первый и последующий звук  в слове (корова, лошадь…)

       *Определи  последовательность и количество  звуков в слове (нос, рыба, улитка...)

       Развитие  фонематического  синтеза.

       *Составь  слово из последовательно данных  звуков (К, О, Т), (Р, У, К, А), (С, У, М, К, А)

       *Составить  слово из звуков, данных в нарушенной  последовательности. (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), ( Д, М, Ы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Данная  курсовая работа посвящена исследованию формирования моторных и фонетико - фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом.

       В первой главе представлены данные литературы по проблеме исследования. В частности речевые нарушения детей с церебральным параличом.

       Во  второй главе описана методика экспериментального изучения состояния моторных и фонетико - фонематических функций, которая проходила  по следующим направлениям:

       -Обследование моторных функций (мелкой, мимической, артикуляционной моторики);

       -Обследование звукопроизношения, просодической стороны речи.

       -Обследование  фонематических функций (фонематического  восприятия, фонематического анализа  и синтеза)

       -Обследование дыхания.

       По  результатам исследования выделены 3 группы детей по сформированности моторных и фонетико - фонематических функций.

       В третьей главе представлены специфические  особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей с детским  церебральным параличом и приёмы их преодоления.

       На  основании анализа экспериментального исследования дошкольников с детским церебральным параличом можно заключить, что гипотеза констатирующего эксперимента подтвердилась.

       Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной  работы и методов обучения детей  данной группы.

       Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана. 

       При детском церебральном параличе особенно страдают те мозговые структуры, при  помощи которых осуществляются произвольные движения. Повреждение этих структур не может не сказаться самым отрицательным  образом на формировании речи. В  основе имеющихся при детском  церебральном параличе нарушений речи лежит не столько «поломка» уже  готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. [13]

       Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом обусловлены также  недостаточностью их практического  речевого опыта, предметно-практической и игровой деятельности и социальных контактов. Известно, что дети с церебральным параличом в первые годы жизни, которые  являются наиболее сензитивными для  развития речи, длительное время не владеют произвольными движениями и не имеют достаточного контакта со здоровыми сверстниками.[7]

       Развитие  речи является процессом, имеющим непосредственную зависимость от влияний внешней  среды. Эти влияния обуславливают  настройку и мобилизацию психофизиологических ресурсов организма. Однако многое зависит  от качества самих ресурсов. Повреждения  центральной нервной системы  неблагоприятно отражаются на формировании речи, но в процессе развития ребенка  происходит компенсация, успешность которой  определяется как внутренними резервами  организма, так и социальными  условиями. [22] 
 
 
 
 
 
 
 

       Библиографический список

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М., 1989.
  2. Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе. В кн.: Вопросы логопедии.  – М., 1978
  3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
  4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения звуков речи. – М., 1977.
  5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.
  6. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами.  – Л., 1977.
  7. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2006.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1981.
  9. Иншакова. О. Б. « Альбом для логопеда». – М., 2005.
  10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1980.
  11. Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2002.
  12. Максаков А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи. Авт. канад. дис. – М., 1970.
  13. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
  14. Нарушение голоса звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: ринолалия и дизартрия. Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003.
  15. Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними. Авт. канд. дис. – М., 1974.
  16. Правдина О.В. Дизартрия (псевдобульбарная). В кн.: Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 1. – М., 1960.
  17. Романенко А.П. Фонетика. – Саратов, 1995.
  18. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
  19. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом // Дефектология. – 1995. №5.
  20. Смирнова И.А. Особенности формирования произношения у детей с церебральным параличом. В кн.: Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. – Тюмень, 1996.
  21. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – Спб., 2003.
  22. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.,  2007.
  23. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1980.
  24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  25. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М., 1982.
  26. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001.
  27. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959.
 
 
 
 
 

       Приложение

       Экспериментальная группа:

       Исследуемый 1.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, нижний спастический парапарез средней степени тяжести.

       Логопедическое  заключение: общее недоразвитие речи 1 уровня, у ребенка со спастико-гиперкинетической формой дизартрии.

       Исследуемый 2.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез.

       Логопедическое  заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.

       Исследуемый 3.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, нижний спастический парапарез средней степени тяжести.

       Логопедическое  заключение: Нерезко выраженное недоразвитие речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

       Исследуемый 4.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, нижний спастический парапарез средней степени тяжести.

       Логопедическое  заключение: Общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка со стертой формой дизартрии.

       Исследуемый 5.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, нижний спастический парапарез средней степени тяжести.

       Логопедическое  заключение: общее недоразвитие речи 3-го уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.

       Исследуемый 6.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, мозжечковый синдром.

       Логопедическое  заключение: Общее недоразвитие 1 - го уровня у ребенка с дизартрией.

       Исследуемый 7.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич. Спастический тетрапарез.

       Логопедическое  заключение: Общее недоразвитие 2 - го уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.

       Исследуемый 8.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, левосторонний гемипарез.

       Логопедическое  заключение: Общее недоразвитие речи 3 - го уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.

       Исследуемый 9.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез.

       Логопедическое  заключение: Нерезко выраженное недоразвитие речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

       Исследуемый 10.

       Диагноз: Резидуально - органическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич. Нижняя спастическая диплегия умеренной степени

       Логопедическое  заключение: Общее недоразвитие 3 - го уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией. 

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом