Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)

       [ш], [щ]-[н], [с]-[н], [з]-[н], [ж]-[н] - носовой парасигматизм.

       Звуков [ц], [ч] нет изолированно и в словах.

       [л]-[л'] - ламбдацизм.

       [р]-[р'] - ротацизм.

       Исслед. 6

       Гласные звуки произносит в норме.

       Согласные:

       [р], [р']-[ j ] - Параротацизм.

       [л], [л']-[ j] - Параламбдацизм.

       Исслед. 7

       Гласные звуки произносит в норме.

       Согласные:

       [с], [з] - презубный сигматизм.

       [р] - пропуск - ротацизм.

       [л] - ламбдацизм.

       Исслед. 8

       Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.

       Согласные:

       [л]-[л'] - ламбдацизм.

       [р]- [р'] - ротацизм.

       [з]-[ с], [ш]-[щ], [ж] - межзубный сигматизм.

       Исслед. 9

       Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.

       Согласные:

       [л], [л'] - ламбдацизм.

       [р], [р'] - ротацизм.

       Исслед. 10

       Гласные звуки изолированно и в словах произносятся в норме.

       Звуки [с], [з], [ж] - произносятся на нижнем подъёме  кончика языка. Воздушная струя  распадается за счёт прогнатии.

       Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

       У исследуемых 4, 6, 9 заменяются 1 группа звуков (саноры).

       У исследуемого 7 заменяются 2 группы звуков (свистящие, саноры).

       У исследуемых 1, 3, 8 нарушение в 3-х группах звуков (свистящие, шипящие, саноры).

       У исследуемых 2 и 5 нарушение всех групп согласных и гласных звуков.

       Состояния фонематических функций у детей с детским церебральным параличом не сформированы в полном объёме.

       При оценке фонематического восприятия исследуемые 1, 3, 4, 6, 7, 10 дали правильный ответ со 2 попытки.

       Исследуемые 8 и 9 - дали правильный ответ с 3 попытки.

       Исследуемые 2, 5 с заданиями не справились.

       При оценке фонемного анализа и синтеза также исследуемые 1, 3, 4, 6, 7, 10 дали правильный ответ с 3 попытки.

       Исследуемые 8 и 9 дали правильный ответ со 4 попытки.

       С заданиями не справились исследуемые 2 и 5.

       При оценке состояния просодики исследуемые 4, 6, 7, 9, 10 воспроизвели мелодико-просодико-интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки .

       Исследуемые 1, 3 и 8 при воспроизведении предложенных предложений допустили более 3 ошибок.

       Исследуемые 2, 5 - с заданиями не справились.

       Состояние дыхания у исследуемых 2 и 5 - дыхание нарушено: расстройство глубины дыхания (дыхание поверхностное), расстройство ритма дыхания (в момент речи дыхание учащается, после произнесенного слова - небольшой судорожный вдох). Короткий вдох, непродолжительный выдох.

       У остальных детей дыхание близко к норме, но практически у всех дыхание поверхностное, укорочен вдох и выдох.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  у всех детей нарушена фонетико - фонематическая сторона речи в разной степени тяжести.

       На  основании этого мы поделили детей на группы с учётом разной степени тяжести проявления фонетико- фонематического недоразвития речи.

       Выводы  по 2 главе:

       Мы  изучили состояние фонетико-фонематических функций (состояние звукопроизношения, состояние просодических компонентов речи, состояние фонематических процессов), состояние моторных функций (артикуляционная моторика, мимическая моторика, пальчиковая моторика) у дошкольников с детским церебральным параличом и у нормально развивающихся сверстников, проанализировали полученные данные.

       Определили 4-х уровневую систему оценивания состояния фонетико- фонематической стороны речи:

       1-й  уровень - низкий - 1-12 баллов.

       2-й  уровень - средний 13-25 баллов.

       3-й  уровень - хороший - 26-33 баллов.

       4-й  уровень - высокий (соответствует  возрастным нормам) - 34 - 45 баллов.

       Разбили детей с детским церебральным параличом по группам, определили уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи:

       Исследуемые 2 и 5 имеют низкий уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи.

       Исследуемые 3, 8, 9 имеют средний уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.

       Исследуемые 1, 4, 6, 7, 9, 10 имеют хороший уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи. 
 
 
 

       Диаграмма № 2. Сравнительная диаграмма уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей с детским  церебральным параличом и у нормально  развивающихся сверстников.

       

       Таким образом, у детей с детским  церебральным параличом, при всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение  за счет неточной моторной установки  для воспроизведения тех или  иных фонематических признаков. Кроме  того, внятность произношения снижается  в связи с усилением слюноотделения и появлением характерных хлюпающих  звуков. Просодические характеристики речи также нарушаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

    1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи

       У дошкольников с детским церебральным параличом формирование фонетической системы речи может осложняться  из-за моторных проблем во всех отделах  периферического речевого аппарата. Недостаточное функционирование мышц дыхательного, глоточного и артикуляционного отделов, а также дискоординацию их работы играют свою роль в формировании произношения. Специфика произношения определяется следующими моторными  проблемами:

  • Слабая или неправильная подача воздушной струи. Роль дыхательного отдела является одной из определяющих, так как воздушная струя является генератором звука. Ее дефицит может повлиять на произношение любых звуков, но особенно – на произношение переднеязычных щелевых согласных и вибрантов. При недостатке воздуха для образования шума в щели в передних отделах ротовой полости шум может образовываться в средней ее части. При этом соответственно воздушная струя направляется в щель между боковым краем языка и щекой. В таких случаях боковое произношение носит избирательный характер и распространяется только на свистящие и шипящие звуки. Вибранты же, как правило, образуются велярным способом в заднем отделе ротовой полости, то есть там, где есть достаточная воздушная струя.
  • Нарушения управления работой мышц небно-глоточного кольца отражаются в более или менее выраженной назализации ротовых звуков, причем обычно интенсивность назализации вариативна у одного и того же ребенка.
  • Повышенная саливация всегда сопровождает дискинезию в оральной области. Излишки слюны во рту создают характерные дополнительные призвуки, искажающие звучание речи.
  • Большинство фонематических признаков связано с различиями в конфигурации языка и губ при произношении звуков. Недостаточное управление работой мышц языка и губ приводит к многочисленным искажениям звукопроизношения.

       Нарушения в развитии фонетической системы  языка могут быть связаны и  с отклонениями в строении органов  артикуляции. У детей с церебральным параличом патология внутриутробного  развития может находить свое выражение  и в отклонениях в строении артикуляционного аппарата (по данным К.Стока, 50% детей имеют аномалии). При этом различные отклонения часто  комбинируются. Наличие патологии  строения артикуляционного аппарата не является фатальным для формирования произношения, так как и в этом случае вступают в силу механизмы  компенсации. Однако эти отклонения могут осложнять развитие всей фонетико-фонематической системы.

       Формирование  фонематической системы речи у многих детей с церебральным параличом  осуществляется искаженно. По экспериментальным  данным,  у 69% дошкольников с церебральным параличом наблюдаются нарушения  дифференциации звуков на слух. Из них 69% не различают фонемы по одному признаку, остальные – по 2-5 признакам. Наибольшие затруднения вызывает дифференциация свистящих и шипящих, твердых  и мягких, дрожащих – плавных, аффрикатов и звуков, входящих в их состав. В  таких условиях ребенок не имеет  необходимого эталона правильного  произношения.

       Из  работ В.И.Бельтюкова известно, что  недостаточно развитый речедвигательный анализатор оказывает тормозящее влияние  на развитие речеслухового анализатора. Ребенок может воспринимать собственное  произношение как правильное и теряет стимул к совершенствованию своей  речи.[4]

       Сопоставление онтогенеза лингвистической системы  речи в норме и при детском  церебральном параличе демонстрирует, что для дошкольников с церебральным параличом характерно отставание в  развитии всех компонентов языка.

       Учет  нормального онтогенеза речи позволяет  объективно оценить ход развития речи у ребенка с церебральным параличом. Отдельные недостатки фиксируемые специалистами у таких детей, нередко оказываются характерными и для речи детей с нормальным развитием в том же возрасте, но, может быть, они выражены в большей степени или имеют большую стойкость. Знание специфических отклонений в развитии речи позволяет учитывать риск их появления на более ранней стадии и соответственно организовать профилактическую работу. 

       3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи.

       Массаж

  • Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысить качество звуковой системы языка. Необходимо использовать средства, приемы в зависимости от характера нарушения тонуса мышц (расслабляющего или стимулирующего).
  • Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах( в лицевой, губной, язычной мускулатуре)
  • .Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.
  • Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка - укрепляющий. Цели массажа - нормализация мышечного тонуса, увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшение слюнотечения. Массаж может осуществляться разными способами (зондовый массаж, пальцевый массаж, массаж деревянным или металлическим шпателем, массаж зубными щетками...).
  • Пассивная артикуляционная гимнастика. Проводится после массажа. Начало, конец и фиксация не зависят от ребенка, требуя от него зрительного контроля. Цель - включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц ранее не включенных.
  • Активная артикуляционная гимнастика. Осуществляется принцип компенсации, на первых этапах используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Для более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения, слуха. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

       Развитие  моторики артикуляционного аппарата.

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом