Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.
Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51
[ш], [щ]-[н], [с]-[н], [з]-[н], [ж]-[н] - носовой парасигматизм.
Звуков [ц], [ч] нет изолированно и в словах.
[л]-[л'] - ламбдацизм.
[р]-[р'] - ротацизм.
Исслед. 6
Гласные звуки произносит в норме.
Согласные:
[р], [р']-[ j ] - Параротацизм.
[л], [л']-[ j] - Параламбдацизм.
Исслед. 7
Гласные звуки произносит в норме.
Согласные:
[с], [з] - презубный сигматизм.
[р] - пропуск - ротацизм.
[л] - ламбдацизм.
Исслед. 8
Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.
Согласные:
[л]-[л'] - ламбдацизм.
[р]- [р'] - ротацизм.
[з]-[ с], [ш]-[щ], [ж] - межзубный сигматизм.
Исслед. 9
Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.
Согласные:
[л], [л'] - ламбдацизм.
[р], [р'] - ротацизм.
Исслед. 10
Гласные звуки изолированно и в словах произносятся в норме.
Звуки [с], [з], [ж] - произносятся на нижнем подъёме кончика языка. Воздушная струя распадается за счёт прогнатии.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
У исследуемых 4, 6, 9 заменяются 1 группа звуков (саноры).
У исследуемого 7 заменяются 2 группы звуков (свистящие, саноры).
У исследуемых 1, 3, 8 нарушение в 3-х группах звуков (свистящие, шипящие, саноры).
У исследуемых 2 и 5 нарушение всех групп согласных и гласных звуков.
Состояния фонематических функций у детей с детским церебральным параличом не сформированы в полном объёме.
При оценке фонематического восприятия исследуемые 1, 3, 4, 6, 7, 10 дали правильный ответ со 2 попытки.
Исследуемые 8 и 9 - дали правильный ответ с 3 попытки.
Исследуемые 2, 5 с заданиями не справились.
При оценке фонемного анализа и синтеза также исследуемые 1, 3, 4, 6, 7, 10 дали правильный ответ с 3 попытки.
Исследуемые 8 и 9 дали правильный ответ со 4 попытки.
С заданиями не справились исследуемые 2 и 5.
При
оценке состояния
просодики исследуемые 4, 6, 7, 9, 10 воспроизвели
мелодико-просодико-
Исследуемые 1, 3 и 8 при воспроизведении предложенных предложений допустили более 3 ошибок.
Исследуемые 2, 5 - с заданиями не справились.
Состояние дыхания у исследуемых 2 и 5 - дыхание нарушено: расстройство глубины дыхания (дыхание поверхностное), расстройство ритма дыхания (в момент речи дыхание учащается, после произнесенного слова - небольшой судорожный вдох). Короткий вдох, непродолжительный выдох.
У остальных детей дыхание близко к норме, но практически у всех дыхание поверхностное, укорочен вдох и выдох.
Таким образом, можно сделать вывод, что у всех детей нарушена фонетико - фонематическая сторона речи в разной степени тяжести.
На основании этого мы поделили детей на группы с учётом разной степени тяжести проявления фонетико- фонематического недоразвития речи.
Выводы по 2 главе:
Мы
изучили состояние фонетико-
Определили 4-х уровневую систему оценивания состояния фонетико- фонематической стороны речи:
1-й уровень - низкий - 1-12 баллов.
2-й уровень - средний 13-25 баллов.
3-й уровень - хороший - 26-33 баллов.
4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 34 - 45 баллов.
Разбили детей с детским церебральным параличом по группам, определили уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи:
Исследуемые 2 и 5 имеют низкий уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи.
Исследуемые 3, 8, 9 имеют средний уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.
Исследуемые
1, 4, 6, 7, 9, 10 имеют хороший уровень сформированности
фонетико - фонематической стороны речи.
Диаграмма № 2. Сравнительная диаграмма уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей с детским церебральным параличом и у нормально развивающихся сверстников.
Таким
образом, у детей с детским
церебральным параличом, при всех формах
дизартрии нарушается звукопроизношение
за счет неточной моторной установки
для воспроизведения тех или
иных фонематических признаков. Кроме
того, внятность произношения снижается
в связи с усилением
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом
У дошкольников с детским церебральным параличом формирование фонетической системы речи может осложняться из-за моторных проблем во всех отделах периферического речевого аппарата. Недостаточное функционирование мышц дыхательного, глоточного и артикуляционного отделов, а также дискоординацию их работы играют свою роль в формировании произношения. Специфика произношения определяется следующими моторными проблемами:
Нарушения
в развитии фонетической системы
языка могут быть связаны и
с отклонениями в строении органов
артикуляции. У детей с церебральным
параличом патология
Формирование
фонематической системы речи у многих
детей с церебральным параличом
осуществляется искаженно. По экспериментальным
данным, у 69% дошкольников с церебральным
параличом наблюдаются
Из работ В.И.Бельтюкова известно, что недостаточно развитый речедвигательный анализатор оказывает тормозящее влияние на развитие речеслухового анализатора. Ребенок может воспринимать собственное произношение как правильное и теряет стимул к совершенствованию своей речи.[4]
Сопоставление онтогенеза лингвистической системы речи в норме и при детском церебральном параличе демонстрирует, что для дошкольников с церебральным параличом характерно отставание в развитии всех компонентов языка.
Учет
нормального онтогенеза речи позволяет
объективно оценить ход развития
речи у ребенка с церебральным
параличом. Отдельные недостатки фиксируемые
специалистами у таких детей, нередко
оказываются характерными и для речи детей
с нормальным развитием в том же возрасте,
но, может быть, они выражены в большей
степени или имеют большую стойкость.
Знание специфических отклонений в развитии
речи позволяет учитывать риск их появления
на более ранней стадии и соответственно
организовать профилактическую работу.
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи.
Массаж
Развитие моторики артикуляционного аппарата.