Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)

       Особенности развития интонации при патологии  речи необходимо изучать, так как  она не только теснейшим образом  связана со всеми компонентами языка. Но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

       Фонематическая  система («речевой слух», «квалифицированный слух») – это сложное психическое образование. Обеспечивающие синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи.

       Фонематическая  система состоит из минимальных  лингвистических единиц – фонем.

       В.К.Орфинская, Р.Е.Левина и др. писали о том, что  фонематическая система выполняет  ряд функций, необходимых как  для восприятия не только устной, но и письменной речи.

       К функциям фонетико-фонематической системы  относятся:

  • Слухопроизносительная дифференциация фонем;
  • Фонематический анализ и синтез;
  • Смыслоразличение.

       Функция слухопроизносительной дифференциации фонем предполагает способность  классифицировать звуки речи по акустико-артикуляционным  признакам. В русском языке звуки  разграничивают на 42 фонемы – 6 гласных, характеризующихся тремя признаками (ряд, подъем, лабиализация), и 36 согласных, разграничивающихся между собой  по пяти признакам (вокальность, назализация, палатализация, место и способ образования). Фонемы представлены в живой речи вариантами – аллофонами, которые  объединяются в фонемы не столько  по акустико-артикуляционной близости, сколько по позиционному поведению.

       Существует  мнение, что некоторые фонемы имеют  акустическое сходство при существенных различиях в артикуляции и  наоборот. Такое мнение противоречит законам физики, так как качество звуков зависит от конфигурации генерирующих их устройств. В работах Л.В.Бондарко убедительно доказано, что акустическое сходство речевых звуков прямо обусловлено  общими параметрами их артикуляции.[5]

       Человек по-разному воспринимает на слух фонемы в чужой и собственной речи. А.И.Максаков определил, что среди  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения  только 9% могли определить недочеты в своей и чужой речи. При  этом собственные недостатки произношения выявлялись значительно труднее, чем  недостатки произношения в чужой  речи или в магнитофонной записи своей речи. Наблюдения показывают, что даже взрослые люди с высоким уровнем развития лингвистической системы обычно не замечают тех недостатков своего произношения, которые были присущи им с детства.[12]

       Аналитико-синтетическая  функция фонематической системы  предполагает осуществление простых  и сложных форм фонематического  анализа, а также синтеза. В.К.Орфинская  относила к простым формам фонематического  анализа способность выделять звук на фоне слова, то есть определять наличие  заданного звука в слове, и  способность выделять звук из слова, то есть распознавать фонематический состав слова. Сложными формами фонематического  анализа являются количественный –  определение количества фонем в  слове; последовательный, или порядковый, определение последовательности фонем  в слове и позиционный анализ – определение места фонемы в  слове.

       По  данным В.К.Орфинской, в начальной  и конечной позиции гласные выделяются легче, чем согласные. Среди гласных  легче выделяются ударные гласные, чем безударные. Щелевые согласные  легче выделяются, чем смычные. Смычные  согласные легче выделяются в  конечной позиции, а щелевые в  начальной. Твердые согласные легче  выделяются, чем мягкие. Наибольшую сложность представляет выделение  безударных гласных среди согласных, так как в такой позиции  редуцированный гласный воспринимается как призвук предыдущего согласного.

       Фонематический  синтез направлен на воссоздание  слова из разрозненных фонем. Он предполагает, прежде всего, способность к слогообразованию – по сути, переводу фонем в аллофоны.

       Результатом сопоставления фонематического  состава слов и их лексического значения становится формирование смыслоразличительной функции фонем. Эта функция неотделима от фонематических представлений, то есть представлений о фонемном составе  тех или иных слов. Так, в языковой системе жестко фиксируется, что  слова бочка и дочка имеют разный смысл, а слово вочка вообще не имеет смысла. 

    1. Проблема  формирования фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников

       Формирование  фонетико-фонематической системы начинается в конце первого года жизни  ребенка. Поскольку фонетико-фонематическая система является продуктом интеграции функций речеслухового и речедвигательного  анализаторов, процессу ее формирования предшествует развитие слухового восприятия и способностей воспроизведения  звуков.

       Развитие  способности слухового анализа  звуков речи базируется прежде всего  на общей способности слухового  восприятия. По данным А.Н.Гвоздева, реакции  на звуки наблюдаются у слышащего  ребенка сразу после рождения. Они выражаются во вздрагивании, мигании, изменении дыхания и пульса. На второй неделе жизни появляется «эффект  погремушки» - ребенок умолкает и  сдерживает свои движения при их восприятии. Физиологи называют это явление  слуховой доминантой. К концу четвертой  недели колыбельная песня начинает оказывать на младенца успокаивающее  действие.

       На  третьем месяце жизни ребенок  поворачивает голову в сторону источника  звука, причем сначала таким значимым звуком становится человеческий голос.

       Н.Х.Швачкин  установил, что ребенок начинает воспринимать интонационные различия в возрасте 4-6 месяцев, с 6 месяцев  он начинает ориентироваться также  на ритм речи, и это оказывает  существенное влияние на развитие понимания  речи. Но подлинное восприятие звукового  состава речи становится доступным  лишь после года, когда ребенок  сам начинает говорить.

       Развитию  экспрессивной речи предшествует «настройка»  речедвигательного аппарата. Способность  к голосообразованию проявляется  сразу после рождения ребенка. Первые крики младенца служат для усиления дыхательной функции, а в дальнейшем отражают состояние дискомфорта. А.Н.Гвоздев  отмечал, что в ранних криках младенца невозможно выделить те или иные звуки, но к концу первого месяца жизни  на базе сосательного рефлекса появляются намеки на губные звуки в слогоподобном  комплексе.

       К концу первого месяца вокализации  начинают отражать не только дискомфорт. В состоянии удовлетворения возникают  звуковые реакции, связанные с изменением дыхания при выражении радости. В предречевом развитии наступает  стадия гуканья. Ребенок издает звукосочетания наподобие гы, кхы. Часто сопровождающиеся пусканием пузырей. Появляются кряхтение, улыбка, напевные звуки «а-а-а» в ответ на общение со взрослым.

       К концу второго-третьего месяцев  издаваемые ребенком звуковые комплексы  уже заметно расчленены – а-гу, а-гы, бум-бу и т.п. на третьем-четвертом месяце жизни звуковой состав комплексов обогащается – мам, ам, тль, пль. Ребенок переходит к стадии гуления. Звуки гуления похожи на щелканье. Фырканье, бульканье с неустойчивыми артикуляциями.

       На  пятом-шестом месяце ребенок переходит  к стадии лепета. В лепете достаточно четко различимы слогоподобные  звукосочетания ма, ба, па, да, на. На этой стадии ребенок начинает произносить разнообразные звуки, в том числе артикуляционно сложные, которые в дальнейшем исчезают при переходе к сознательной речи.

       В.И.Бельтюков  выделил в развитии лепета 3 этапа: 1-й этап проявляется независимо от слуха ребенка, на 2-м этапе  появляются аутоэхолалии, то есть попытки  подражания окружающим.[4]

       Известно, что гуканье, гуленье, лепет не являются попытками говорить, но демонстрируют  подготовку речедвигательного аппарата к экспрессивной речи. Способность  к эхолалии появляется на седьмом-девятом  месяцах жизни, и это отражает развитие имитационных механизмов, необходимых  для овладения произношением.

       К концу первого года жизни у  ребенка формируются предпосылки  к развитию фонематической системы.

       Н.Х.Швачкин  опубликовал в 1948 году результаты интересных экспериментов, направленных на изучение развития фонематического восприятия в раннем возрасте. Он определил, что  ребенок овладевает способностью классифицировать звуки русского языка в возрасте от 11 месяцев до 1 года 10 месяцев. За это время он проходит две стадии – различения гласных и различения согласных.

       Стадия  различения гласных продолжается 1 месяц и разграничивается на 3 этапа:

  • Отграничение А от других гласных;
  • Разграничение гласных переднего ряда (И,Э) и заднего ряда (О,У);
  • Разграничение гласных переднего и заднего ряда между собой (И-Э, О-У).

       Стадия  различения согласных длится 11 месяцев. Она включает 5 ступеней. На предварительной  ступени, которая охватывает второй месяц развития фонематической системы, ребенок начинает определять согласный  в начальной позиции. Далее, на третьем  месяце фонематического развития, следует  ступень различения сонорных согласных  и смычных шумных. Четвертый месяц  знаменуется освоением следующей  ступени – различением твердых  и мягких согласных.

       Ступень различения сонорных согласных приходится на пятый и шестой месяцы. На пятом  месяце способность различения соноров  проходит 3 этапа развития. Сначала  ребенок начинает отличать носовые  согласные от других сонорных, затем  – носовые между собой, а после  этого – различать Р и Л. На шестом месяце развивается способность разграничивать сонорные и щелевые шумные.

       Ступень различения шумных согласных охватывает полгода. На седьмом месяце фонематического  развития формируется способность  противопоставления губных и язычных  согласных, на восьмом месяце – смычных  и щелевых, на девятом месяце –  переднеязычных и заднеязычных, на десятом месяце – глухих и звонких, на одиннадцатом месяце – свистящих  и шипящих и, наконец, на двенадцатом  месяце – соноров Р, Л и Й.

       Таким образом, к двум годам ребенок  оказывается в состоянии классифицировать все звуки воспринимаемой речи.

       Параллельно с использованием имитационных механизмов развивается фонетическая система, на становление которой оказывают существенное влияние и речеслуховые, и речедвигательные способности.

       По  данным С.Н.Цейтлин, дети усваивают  произношение звуков в разной последовательности, но для всех детей можно отметить общие закономерности: губные усваиваются  раньше, чем язычные, взрывные –  раньше, чем щелевые.[24]

       Звуки, которые ребенок еще не в состоянии  произнести, он либо пропускает, либо (чаще) заменяет другими – субститутами. Общее правило замещения отсутствующего звука было сформулировано А.Н.Гвоздевым, который отмечал, что чаще всего  на месте отсутствующего звука возникает  звук, наиболее тождественный по артикуляционным  свойствам. Так, твердые переднеязычные согласные заменяются мягкими. Единственный переднеязычный щелевой звук сь заменяет все щелевые переднеязычные. Звонкий взрывной б у многих детей замещает в. В ряде случаев, осваивая произношение какого-либо звука, ребенок переходит от одного субститута к другому, постепенно приближаясь к нормативному произношению.

       Первоначально процесс произношения находится  целиком во власти слухового контроля. Если имитируемое слово акустически  совпадает с образцом, оно повторяется  и сохраняется. Известно, что первые слова ребенок произносит правильно, и количество таких слов, значимых для ребенка и фонетически  простых, весьма ограниченно. Как справедливо  отметила Н.С.Жукова, многие дети в возрасте от 1 года до 1,5 лет какое-то время  вынуждены обходиться крайне малым  словарным запасом, вкладывая в  одну и ту же фонетическую структуру  разное лексическое содержание, а  затем уже начинают говорить с  характерными возрастными искажениями  звукослоговой структуры.[8] Если сопоставить это наблюдение с данными Н.Х.Швачкина, можно заметить, что с искажениями дети начинают говорить тогда, когда их фонематическая система, образно говоря, наполовину сформирована. Этого достаточно, чтобы в произношении опереться на более простые звуки (кстати, наиболее частотные), но недостаточно, чтобы говорить правильно.

       По  мере развития навыков произношения – речедвигательных навыков –  начинает формироваться моторный контроль. Моторный контроль является внутренним для речедвигательной системы, а  значит, более эффективным. Постепенно он начинает работать настолько, что  позволяет человеку говорить даже при  отсутствии слухового контроля за своей  речью. Это приводит к тому, что  на определенном этапе развитие фонематической системы ребенка попадает в зависимость  от его  речедвигательных способностей. В.И.Бельтюков пишет, что овладение  произношением осуществляется по определенной программе и что алгоритм этой программы определяется постепенностью развития функции речедвигательного  анализатора.[4]

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом