Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.26 Кб (Скачать)

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУММАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии.

     Дата  регистрации _______________________________

     Регистрационный номер _________________________ 
 
 
 
 

       Курсовая  работа по дисциплине

       «Психология детей с нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата» 
 

       на  тему: «Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом» 
 
 
 
 
 

                                                                                         Выполнила:

                                                                                                      Студентка группы ФСП- 51,

                                                                                заочной формы обучения,

                                                                                факультет психологии,

                                                                                                      Софронова Марина

                                                                                 Геннадьевна

                                                                                                       Проживающая:

                                                                                 г. Воркута, пос. Северный,

                                                                                ул. Нагорная д. 1а, кв. 35  

                                                                                                       Проверил:

                                                                                 Шешукова Н. Н. 
 
 

Оценка __________________________________

Подпись преподавателя ____________________

Дата проверки «_____» ____________________ 
 

Киров

2010 год

       Содержание 

       Введение…………………………………………………………...............3

       Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6

       1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6

    1. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
    2. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15

       Вывод по главе…………………………………………………………..20

       Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22

       2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22

       2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального  исследования……..22

       2.2.2. Изучение фонетико-фонематической  стороны речи с помощью методики  «Изучение фонетико-фонематической  стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой  Е.М………………………………….……22

       Вывод по главе………………..35

       Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37

       3.1. Особенности фонетико-фонематической  стороны речи ….37

       3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической  стороны речи…………………………………………………………………………..39

       Заключение………………………………………………………………48

       Библиографический список…………………………………………49

       Приложение……………………………………………………………51 
 

       Введение

       Детский церебральный паралич (ДЦП) – это  состояние, которое возникает вследствие воздействия на организм ребенка  различных неблагоприятных факторов в периоды до рождения, во время  родов или в первые месяцы жизни. При этом повреждаются те участки  головного мозга, которые обеспечивают движения и удержание позы. Расстройства обычно сопровождаются разнообразными нарушениями психической деятельности, так как движения играют важную роль в психическом развитии. Помимо двигательных зон у детей с церебральным параличом могут быть поражены и  другие участки головного мозга, что также отрицательно влияет на развитие различных психических  функций.

       Детский церебральный паралич – разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.

       По  зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В 1999 году К.А.Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году – 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году – 1,72 на 1000, в 1982 – 1989 годах – 5,6-8,9 на 1000.

       У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с  формированием одной из наиболее сложно организованных психических  функций – речи. Эти проблемы могут быть различного порядка: полное отсутствие речи, искаженное ее формирование, обусловленное болезнью своеобразие. Частота нарушений речи при детском  церебральном параличе велика, так  как они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством  смежных психических функций, и  спецификой взаимодействия больного ребенка  с окружающими. Именно поэтому в  разных странах специалисты утверждают, что работа с таким ребенком должна начинаться как можно раньше, практически  со времени постановки диагноза «детский церебральный паралич».

       Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко-слоговой структуры слова.

       В фонетико – фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

  • Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико – фонематического недоразвития;
  • Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
  • При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не «слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

       Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.

       Объектом  данной курсовой работы являются особенности  фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

       Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом» 
 

       Предметом изучения являются наиболее характерные  особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с  детским церебральным параличом.

       Для достижения поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Теоретически проанализировать состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.
  2. Определить теоретические принципы позволяющие диагностировать особенности фонетико-фонематическую сторону речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
  3. Выявить общевозрастные особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом в сравнении с нормой.
  4. Разработать приемы, направленные на коррегирование фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.

       Мы  выдвинули гипотезу: нарушения речевой деятельности при детском церебральном параличе приводит к ее качественному своеобразию, что проявляется в особенностях фонетико-фонематической стороны речи.

       Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (), приложений. Общий  объём курсовой работы составляет   53 страницы, в их число входит     4 таблицы,   2 диаграммы,   2 приложения. 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

    1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи

       Фонетико-фонематическая система человека является основным образованием инструментального уровня его речевой функции. Это – система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.

       Фонетическая  система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты – слог, ударение, интонация.

       Слог  – это условие существования  аллофонов (вариантов) фонем. Звуки, входящие в слог, характеризуются максимальной слитностью и взаимосвязанностью при  произношении. В русской фонетической системе предпочтение отдается открытым слогам. На основании анализа экспериментальных  данных Л.В.Бондарко утверждает, что  любые фразы произносятся человеком  как последовательность открытых слогов.[5]

       Ударение  является средством объединения  слова в одно целое. Ударный слог может объединять вокруг себя не более 5-6 безударных слогов. Если количество слогов в слове превышает эти  цифры, то возникает побочное, или  второстепенное, ударение.

       Признаком ударного гласного является наибольшая его длительность по сравнению с  другими гласными в слове. Длительность и качество безударных гласных зависят  от позиции по отношению к ударному слогу – предударные гласные  редуцируются меньше, чем заударные. В речевом потоке степень редукции безударных гласных определяется близостью  к ударному слогу не только в составе  слова, но и в составе фразы. Последний  слог слова может редуцироваться не по типу заударного, а по типу предударного по отношению к ударению в следующем  слове.

       С помощью интонации передаются значения завершенности, незавершенности, вопроса  и выделения. Компонентами или средствами интонации являются изменение высоты голоса (мелодика), долгота и интенсивность (громкость) звучания. Мелодический компонент  в интонации является наиболее существенным.

Информация о работе Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом