Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.
Введение…………………………………………………………...............3
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
2. Проблема фонетико-фонематической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………..9
3. Проблема специфики фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………….15
Вывод по главе…………………………………………………………..20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………………………………………………………………...22
2.1. Программа экспериментального исследования…………………..22
2.2.1. Принципы теоретико-экспериментального исследования……..22
2.2.2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи с помощью методики «Изучение фонетико-фонематической стороны речи» Волковой Г.А., Мастюковой Е.М………………………………….……22
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи ….37
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи…………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………48
Библиографический список…………………………………………49
Приложение……………………………………………………………51
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУММАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии.
Дата
регистрации ______________________________
Регистрационный
номер _________________________
Курсовая работа по дисциплине
«Психология
детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата»
на
тему: «Особенности фонетико-фонематической
стороны речи у дошкольников с детским
церебральным параличом»
заочной формы обучения,
Оценка ______________________________
Подпись преподавателя ____________________
Дата проверки
«_____» ____________________
Киров
2010 год
Содержание
Введение………………………………………
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………………...…6
1.1. Содержание понятия фонетико-фонематической стороны речи….6
Вывод
по главе…………………………………………………………..
Глава
II. Экспериментальное изучение особенностей
фонетико-фонематической стороны речи
у дошкольников с детским церебральным
параличом………………………………………………………
2.1.
Программа экспериментального
2.2.1.
Принципы теоретико-
2.2.2.
Изучение фонетико-
Вывод по главе………………..35
Глава III. Специфические особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом………37
3.1.
Особенности фонетико-
3.2.
Приёмы формирования фонетико-
Заключение…………………………………
Библиографический список…………………………………………49
Приложение…………………………………
Введение
Детский
церебральный паралич (ДЦП) – это
состояние, которое возникает вследствие
воздействия на организм ребенка
различных неблагоприятных
Детский церебральный паралич – разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.
По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В 1999 году К.А.Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году – 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году – 1,72 на 1000, в 1982 – 1989 годах – 5,6-8,9 на 1000.
У
большинства детей с
Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко-слоговой структуры слова.
В фонетико – фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
Цель данной курсовой работы: изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом. Разработка приёмов формирования фонетико-фонематической стороны речи.
Объектом данной курсовой работы являются особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Особенности
фонетико-фонематической стороны речи
у дошкольников с детским церебральным
параличом»
Предметом
изучения являются наиболее характерные
особенности фонетико-
Для достижения поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
Мы выдвинули гипотезу: нарушения речевой деятельности при детском церебральном параличе приводит к ее качественному своеобразию, что проявляется в особенностях фонетико-фонематической стороны речи.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы (), приложений. Общий
объём курсовой работы составляет
53 страницы, в их число входит
4 таблицы, 2 диаграммы, 2 приложения.
Глава I. Состояние проблемы фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом
Фонетико-фонематическая система человека является основным образованием инструментального уровня его речевой функции. Это – система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.
Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты – слог, ударение, интонация.
Слог
– это условие существования
аллофонов (вариантов) фонем. Звуки, входящие
в слог, характеризуются максимальной
слитностью и взаимосвязанностью при
произношении. В русской фонетической
системе предпочтение отдается открытым
слогам. На основании анализа
Ударение является средством объединения слова в одно целое. Ударный слог может объединять вокруг себя не более 5-6 безударных слогов. Если количество слогов в слове превышает эти цифры, то возникает побочное, или второстепенное, ударение.
Признаком ударного гласного является наибольшая его длительность по сравнению с другими гласными в слове. Длительность и качество безударных гласных зависят от позиции по отношению к ударному слогу – предударные гласные редуцируются меньше, чем заударные. В речевом потоке степень редукции безударных гласных определяется близостью к ударному слогу не только в составе слова, но и в составе фразы. Последний слог слова может редуцироваться не по типу заударного, а по типу предударного по отношению к ударению в следующем слове.
С помощью интонации передаются значения завершенности, незавершенности, вопроса и выделения. Компонентами или средствами интонации являются изменение высоты голоса (мелодика), долгота и интенсивность (громкость) звучания. Мелодический компонент в интонации является наиболее существенным.