Речь дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:
Изучение литературных источников.
Выявление особенностей развития диалогической речи детей 4 года жизни.
Рассмотрение методов и приёмов обучения диалогической речи младших дошкольников.

Оглавление

Ведение _________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста_______________________________4
Особенности развития диалогической речи младших дошкольников___4
Своеобразие диалога детей второй младшей группы_________________7

Глава 2. Методы и приёмы развития диалогической речи у младших дошкольников____________________________________________________9

2.1 Неподготовленная беседа (разговор)______________________________9

2.2 Подготовленные занятия________________________________________11

2.3 Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи____________________________________________________________16

Заключение_____________________________________________________19

Список литературы______________________________________________21

Приложение_____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

Речь дошкольников_Курсовая работа.docx

— 44.40 Кб (Скачать)
 

   Оглавление 

Ведение _________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у            детей младшего дошкольного возраста_______________________________4

    1. Особенности развития диалогической речи младших дошкольников___4
    2. Своеобразие диалога детей второй младшей группы_________________7

Глава 2. Методы и приёмы развития диалогической речи у младших дошкольников____________________________________________________9

2.1 Неподготовленная беседа (разговор)______________________________9

2.2 Подготовленные занятия________________________________________11

2.3 Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи____________________________________________________________16

Заключение_____________________________________________________19

Список  литературы______________________________________________21

Приложение_____________________________________________________22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

     Речь, во всём видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется.

     Диалогическая – это речь обусловленная ситуацией  и смыслом. Она выступает как  основная форма речевого общения, в  недрах которой зарождается связная  речь.

     В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся контролировать говорить более понятно связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определённые условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх и повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Так как, к основным видам деятельности младшего дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

     В данной курсовой работе:

     Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической  речи в младшем дошкольном возрасте.

     Задачи:

  1. Изучение литературных источников.
  2. Выявление особенностей развития  диалогической речи детей 4 года жизни.
  3. Рассмотрение методов и приёмов обучения диалогической речи младших дошкольников.

    Объектом  является процесс изучения и формирования диалогической речи младшего дошкольного  возраста. Предметом является диалогическая  речь детей 4 года жизни.

   Глава 1. Теоретические  основы методики  развития диалогической  речи у детей младшего дошкольного возраста.

    1. Особенности развития диалогической речи младших дошкольников

     В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

     Поставив  перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А.М. Леушина  собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных  задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А.М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной  формой речи ребёнка.

     Главной особенностью диалога является чередование  говорения одного собеседника с  прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в  диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, не нуждаются  в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается  жестами , мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной , сокращённой , иногда фрагментарной.

     В младшем дошкольном возрасте ребёнок  усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается  диалог  как основная форма разговорной  речи.

     Так как, основным видом деятельности младшего дошкольника является игра и общение, следовательно, игровое общение  есть тот необходимый базис, в  рамках которого происходит формирование и развитие диалогической речи.

     Диалогическая речь отличается лаконичностью и  простотой конструкции. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяет им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны не полные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение диалогической речи необходимо вести с учётом её особенностей, то есть учить строить диалог так, как он звучит в живом общении. Именно благодаря диалогическому общению со взрослыми, (воспитатель, родители) у детей формируется модель общения друг с другом.

     Строевой  единицей диалогической речи является диалогической единство – сочетание  двух или более взаимосвязанных  реплик. Чтобы овладеть этой формой речи, нужно усваивать типы диалогических  единств.

     Во  второй младшей группе, дети овладевают лишь элементами диалогически единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги.

     Диалогические единства строятся по определённым схемам: вопрос – ответ; вопрос – ответ; сообщение – вопрос; сообщение  – сообщение; побуждение – сообщение  и  т. д.

     Вопросно  – ответная форма диалогического общения, наиболее типична и она  используется как для решения  познавательных, так и социально  – коммуникативных задач.

     С одной стороны, коммуникативная  задача вопроса заключается в  получении новой информации или  уточнения уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической реплики. Он служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию. Чтобы спросить о чём-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблемы и верно сформулировать её. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы, помогает развитию умению лексико – синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

     Первый  этап. Вопросно – ответная форма речи.

       Для её формирования используются  различные виды беседы, игры (И.С.Назметдинова) Волшебный мешочек.

   1. Дети по очереди запускаю в  руку мешок, выбирают один предмет,  чтобы проверить себя.

   2. Один ребёнок выбирает предмет  и старается догадаться, что это.  Остальные задают вопросы, которые  помогают определить, какая вещь  выбрана.

     Второй  этап. Общение.

     Здесь на первый план выходит общение детей  друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального общения ( Ю.С.Шевченко и В.П.Добридень).

     Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем. Дети разбиваются на пары, выбирают одно действие (собирать грибы) для себя и своего партнёра. Выбранное  действие нужно изобразить так, чтобы  остальные узнали и назвали, что  они делают.

     Третий  этап. Совершенствование усвоенных навыков.

     На  этом этапе используются диалоги, сюжетно  – ролевые игры, диалоги с незнакомыми  взрослыми людьми и сверстниками.

     Ещё одной особенностью детей младшего дошкольного возраста, является то, что им доступна простая форма  диалогической речи, однако они часто  отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребёнка ситуативна, преобладает  экспрессивное изложение.

     В младшем дошкольном возрасте воспитатель  должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими  впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Что делает? Зачем?).

     Очень важно стимулировать детей к  комментированию (сопровождению речью) своих действий предметной деятельности и постепенно, упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать  вслух последующие действия).

    1. Своеобразие диалога детей второй младшей группы

     Только  взаимосвязь в решении разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического  строя речи, словарная работа) является предпосылкой для развития связной речи.

     В три года речь становится средством  общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший  дошкольник ( 2-4 лет) на незнакомого  человека : стремиться установить контакт? Выжидает? Не отвечает на общение? –  выявили следующие. Если незнакомый взрослый не обращается к ребёнку  или выражает своё расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2 % детей  пытаются войти с ним в контакт. На активное обращение откликаются  уже каждый ребёнок этого возраста.

     Конечно, дети робеют, но главное они  не имеют  опыт взаимодействия с разными людьми;  у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления  деятельности.

     Во  второй младшей группе продолжается работа по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического  строя речи, обучению разговорной  речи. Большое место отводится  подготовленной работе, направленной на развитие навыков связной речи.

     Технологи считают, что сензитивным периодом развития диалогической речи, является возраст 2-5 лет.

     Для устной диалогической  речи, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная  непосредственность, интонационная  и образная выразительность изложения : насыщенность поговорками, пословицами.

     До  четырёх лет у детей наблюдается  случаи индукционных отношений между  речью и игровыми действиями.

     Ребёнок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных  действий.

     Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в  форме повелительного наклонения и  инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети всё чаще используют форму императива : «Давай играть! Давай  вместе построим башню!». Эти формы  заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы её мотивации  и планирования. Они наблюдаются, когда ребёнок обращается к другому  по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа ; «Беги!», «Сядь!».

     Нравственный  словарь разнообразится в этом возрасте именно за счёт глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют  выполнение правил  и оценивают  поведение ( правильно – неправильно,  плохо – хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения  усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4 – 5 лет становятся регулятором поведения детей.

     Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих , и  само речевое общение проходило  в формах отвечающих требованиям, предъявляемым  к поведению человека в обществе. Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что  они очень любят играть словами  и звуками, но это хорошо на своём  месте и в своё время понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи – это в то же время работа над формированием мышления ребёнка и расширение его кругозора.

Информация о работе Речь дошкольников