Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа
Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Изучение литературных источников.
Выявление особенностей развития диалогической речи детей 4 года жизни.
Рассмотрение методов и приёмов обучения диалогической речи младших дошкольников.
Ведение _________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста_______________________________4
Особенности развития диалогической речи младших дошкольников___4
Своеобразие диалога детей второй младшей группы_________________7
Глава 2. Методы и приёмы развития диалогической речи у младших дошкольников____________________________________________________9
2.1 Неподготовленная беседа (разговор)______________________________9
2.2 Подготовленные занятия________________________________________11
2.3 Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи____________________________________________________________16
Заключение_____________________________________________________19
Список литературы______________________________________________21
Приложение_____________________________________________________22
Оглавление
Ведение
______________________________
Глава 1.
Теоретические основы методики развития
диалогической речи у
детей младшего дошкольного возраста______________________
Глава 2.
Методы и приёмы развития диалогической
речи у младших дошкольников__________________
2.1
Неподготовленная беседа (разговор)____________________
2.2
Подготовленные занятия_______________________
2.3
Общение детей со сверстниками –
как метод развития диалогической речи__________________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Приложение____________________
Введение
Речь,
во всём видовом многообразии, является
необходимым компонентом
Диалогическая – это речь обусловленная ситуацией и смыслом. Она выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся контролировать говорить более понятно связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определённые условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх и повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Так как, к основным видам деятельности младшего дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
В данной курсовой работе:
Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Объектом является процесс изучения и формирования диалогической речи младшего дошкольного возраста. Предметом является диалогическая речь детей 4 года жизни.
Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А.М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А.М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребёнка.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами , мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной , сокращённой , иногда фрагментарной.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи.
Так как, основным видом деятельности младшего дошкольника является игра и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и развитие диалогической речи.
Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкции. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяет им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны не полные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение диалогической речи необходимо вести с учётом её особенностей, то есть учить строить диалог так, как он звучит в живом общении. Именно благодаря диалогическому общению со взрослыми, (воспитатель, родители) у детей формируется модель общения друг с другом.
Строевой единицей диалогической речи является диалогической единство – сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формой речи, нужно усваивать типы диалогических единств.
Во второй младшей группе, дети овладевают лишь элементами диалогически единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги.
Диалогические единства строятся по определённым схемам: вопрос – ответ; вопрос – ответ; сообщение – вопрос; сообщение – сообщение; побуждение – сообщение и т. д.
Вопросно – ответная форма диалогического общения, наиболее типична и она используется как для решения познавательных, так и социально – коммуникативных задач.
С
одной стороны, коммуникативная
задача вопроса заключается в
получении новой информации или
уточнения уже имеющихся
Первый этап. Вопросно – ответная форма речи.
Для её формирования
1.
Дети по очереди запускаю в
руку мешок, выбирают один
2.
Один ребёнок выбирает предмет
и старается догадаться, что это.
Остальные задают вопросы,
Второй этап. Общение.
Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального общения ( Ю.С.Шевченко и В.П.Добридень).
Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем. Дети разбиваются на пары, выбирают одно действие (собирать грибы) для себя и своего партнёра. Выбранное действие нужно изобразить так, чтобы остальные узнали и назвали, что они делают.
Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.
На этом этапе используются диалоги, сюжетно – ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми людьми и сверстниками.
Ещё одной особенностью детей младшего дошкольного возраста, является то, что им доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребёнка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Что делает? Зачем?).
Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий предметной деятельности и постепенно, упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).
Только взаимосвязь в решении разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа) является предпосылкой для развития связной речи.
В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник ( 2-4 лет) на незнакомого человека : стремиться установить контакт? Выжидает? Не отвечает на общение? – выявили следующие. Если незнакомый взрослый не обращается к ребёнку или выражает своё расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2 % детей пытаются войти с ним в контакт. На активное обращение откликаются уже каждый ребёнок этого возраста.
Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыт взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления деятельности.
Во
второй младшей группе продолжается
работа по накоплению, обогащению словаря,
совершенствованию
Технологи считают, что сензитивным периодом развития диалогической речи, является возраст 2-5 лет.
Для устной диалогической речи, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения : насыщенность поговорками, пословицами.
До
четырёх лет у детей
Ребёнок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий.
Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети всё чаще используют форму императива : «Давай играть! Давай вместе построим башню!». Эти формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы её мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребёнок обращается к другому по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа ; «Беги!», «Сядь!».
Нравственный
словарь разнообразится в этом возрасте
именно за счёт глаголов и существительных.
Употребляемые наречия и
Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих , и само речевое общение проходило в формах отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе. Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своём месте и в своё время понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи – это в то же время работа над формированием мышления ребёнка и расширение его кругозора.