Речь дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:
Изучение литературных источников.
Выявление особенностей развития диалогической речи детей 4 года жизни.
Рассмотрение методов и приёмов обучения диалогической речи младших дошкольников.

Оглавление

Ведение _________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста_______________________________4
Особенности развития диалогической речи младших дошкольников___4
Своеобразие диалога детей второй младшей группы_________________7

Глава 2. Методы и приёмы развития диалогической речи у младших дошкольников____________________________________________________9

2.1 Неподготовленная беседа (разговор)______________________________9

2.2 Подготовленные занятия________________________________________11

2.3 Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи____________________________________________________________16

Заключение_____________________________________________________19

Список литературы______________________________________________21

Приложение_____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

Речь дошкольников_Курсовая работа.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

     Игра  – драматизация и театрализованное представление используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группа и самостоятельно дети включают в «режиссерскую » игру кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи, в тот числе и диалогическую.

     2.3. Общение детей  со сверстниками  – как метод  развития диалогической  речи.

     Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Развитие диалога успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми. Особенно характерно это для второй младшей группы.

     Для развития диалогического общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Для этого нужно, -  выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал, необходимо дать детям соответствующие знания, сформировать умение выбирать  эти способы, воспитать интерес к действиям друг с другом и потребность воспроизводить их. Так же действия в игре должны сопровождаться диалогом между детьми. Если самостоятельной игре детей воспитатель уделял должное внимание, то между ними устанавливается достаточно сложный по содержанию диалог: они призывают друг друга к развёртыванию игрового процесса( «Сделаем два гаража. Ты будешь строить маленький, а я большой»), помогают тем, кто не справляется ( «вот так надо строить»), оценивают действия товарища и свои(«Ты не умеешь хорошо строить, а я умею»). Постепенно дети учатся не только спросить или помогать, но и соотносить свои действия с действиями других детей, привлекать их внимание к чему – либо интересному, необычному, договариваться о совместной деятельности, просить совета: «что ли мне ещё дом построить?»

     Для младшего дошкольного возраста наиболее характерны народные подвижные игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в  себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Подарки», «У медведя во бору», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» и т.д.

     Народные  игры используют разные способы налаживания  диалогического общения детей со сверстниками. Первое – ориентировка на партнёра, необходимо слушать и  слышать его голос, смотреть в  глаза. Для второй младшей – это  разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки ( тактильный и слуховой контакты ). Второе – установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнёра и готовность вовремя быстро ответить ему («Подарки»). Третье – поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения («Гуси-лебеди»).

     Полученный  опыт на занятиях по театрализации  дети используют в самодеятельных играх  в театр,  разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяет детям налаживать взаимодействие, пересказывать реплики для ролевого диалога, и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредственная.

     Совместная  изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие  возможности для создания диалогического общения детей. И даже когда ребенок  выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои  действия, обращается к соседям с восклицанием, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнёра.

     Могут оказать большое положительное  влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками –  дидактические игры, или игры с  правилами, но при условии, ели при  их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного  содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Во второй младшей  группе применяются такие настольные дидактические  игры как: лото, домино, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: Вишня – это фрукт? Картошка – это овощ?

                          Особенности общения со сверстниками.

     Общение со сверстниками это особая форма  развития диалога в сфере жизнедеятельности  ребенка, совершенно отличная от общения  со взрослыми.

     Первая  отличительная особенность контактов  со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности, отличная от общения со взрослым, носящего более сдержанный эмоциональный  характер.

     Вторая  особенность состоит в нестандартности  детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

     Третья  особенность – преобладание инициативных высказываний над ответными. В контакте с другими детьми ребёнку важнее высказаться самому, а общаясь со взрослым больше слушает.

     Четвёртое отличие состоит в том, что  общение со сверстниками значительно  богаче по своему назначению и функциям. В общении со взрослым, ребёнок  постоянно управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять  действиями партнера, осуществлять контроль, организовывать совместную игру, сравнивать партнёра с собой.

     Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности  и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с  ними. Таким образом, для полноценного развития диалогической речи необходимо как общение со взрослыми, так  и со сверстниками.

     Заключение

     Так  как диалогическая речь является наиболее социально значимой для  дошкольника. Отсутствие или дефицит  диалогического общения ведёт к  различному рода искажениям личностного  развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. В данной работе были рассмотрены особенности  и своеобразие диалогической  речи у младших дошкольников. Они заключаются в том, что для детей раннего и младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идёт на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослыми и при помощи взрослого. Для младших дошкольников доступна простая форма диалогической речи – вопросно- ответная. Обучение диалогу происходит по средствам взрослого, в процессе игрового общения (беседа и игра). Речь ребёнка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

     После проделанной работы можно сделать  выводы что: для развития диалогической  речи младших дошкольников необходимо обогащать содержание речевого воспитания и применять разнообразные  формы  и методы речевой работы. К методам  и приёмам развития диалога относятся:  обучение в процессе повседневного  общения воспитателя с детьми, детей друг с другом и на специальных  подготовленных занятиях на основе этого  был рассмотрен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая  включает: игры, занятия, беседы, игры инсценировки. Также необходимо применять деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд) ; театрализованные игры (игры – драматизации, инсценировки); дидактические игры. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение  даёт возможность устанавливать контакт между детьми, формируют коллектив; что ведёт к развитию диалогического общения.

     Не  следует забывать о том, что для  ребёнка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической  речью – необходимым  условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог позволяет легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребёнком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, подробностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребёнка, занимая позицию тактичного собеседника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 10. – с. 82 - 90.
  2. Бородич А.М. Методики развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  3. Белобрикина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития 1998 - 240 с.
  4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997.-232 с.
  5. Гербова В.В. Занития по развитии. Речи с детьми 2-4 лет.-М.: Просвещение,1993. – 127 с.
  6. Гербова В.В. Учусь говорить: Методы и рекомендации для воспитателей работающих с детьми 3-6 лет по программе Радуга М.: Просвещение 2000.-159 с.
  7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей от 3-4 лет: Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2007- 128 с.
  8. Горшкова Е. Учите детей общаться. Дошкольное воспитание – 2000 №12 – с. 91 – 93.
  9. Занятия по развитию речи в детском саду /под ред. Ушаковой О.С.-М.: Современность, 1999. – 362с.
  10. Короткова Э.П./Принципы обучения речи в детском саду. Ростовский – на – Дону педагогический институт 1975.-71с.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000.-416с.
  12. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/сост. М.М. Алексеева. - М.:Академия, 1999-с 49-52.
  13. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под редакцией Сохина Ф.А. : Пособие для воспитателей детского. М.: Просвещение 1989- 223с.
  14. Тихеева Е.И. развитие речи детей М.: Просвещение 1981- 159 с.
  15. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в детском саду. М.: Совершенство, 1998-384с
  16. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Лотарев В.К., Николаичева А.П. /Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение 1990-240с.
  17. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду/хрестоматия по теории и методики развития речи детей дошкольного возраста(сост. М. М. Алексееваю- М.: Академия, 1999.-с.210 – 115.

Информация о работе Речь дошкольников