Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа
Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Изучение литературных источников.
Выявление особенностей развития диалогической речи детей 4 года жизни.
Рассмотрение методов и приёмов обучения диалогической речи младших дошкольников.
Ведение _________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста_______________________________4
Особенности развития диалогической речи младших дошкольников___4
Своеобразие диалога детей второй младшей группы_________________7
Глава 2. Методы и приёмы развития диалогической речи у младших дошкольников____________________________________________________9
2.1 Неподготовленная беседа (разговор)______________________________9
2.2 Подготовленные занятия________________________________________11
2.3 Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи____________________________________________________________16
Заключение_____________________________________________________19
Список литературы______________________________________________21
Приложение_____________________________________________________22
Игра – драматизация и театрализованное представление используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группа и самостоятельно дети включают в «режиссерскую » игру кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи, в тот числе и диалогическую.
2.3. Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Развитие диалога успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми. Особенно характерно это для второй младшей группы.
Для развития диалогического общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Для этого нужно, - выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал, необходимо дать детям соответствующие знания, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к действиям друг с другом и потребность воспроизводить их. Так же действия в игре должны сопровождаться диалогом между детьми. Если самостоятельной игре детей воспитатель уделял должное внимание, то между ними устанавливается достаточно сложный по содержанию диалог: они призывают друг друга к развёртыванию игрового процесса( «Сделаем два гаража. Ты будешь строить маленький, а я большой»), помогают тем, кто не справляется ( «вот так надо строить»), оценивают действия товарища и свои(«Ты не умеешь хорошо строить, а я умею»). Постепенно дети учатся не только спросить или помогать, но и соотносить свои действия с действиями других детей, привлекать их внимание к чему – либо интересному, необычному, договариваться о совместной деятельности, просить совета: «что ли мне ещё дом построить?»
Для
младшего дошкольного возраста наиболее
характерны народные подвижные игры,
которые строятся как игра-драматизация
по готовому сюжету и включают в
себя разнообразные диалоги
Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками. Первое – ориентировка на партнёра, необходимо слушать и слышать его голос, смотреть в глаза. Для второй младшей – это разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки ( тактильный и слуховой контакты ). Второе – установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнёра и готовность вовремя быстро ответить ему («Подарки»). Третье – поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения («Гуси-лебеди»).
Полученный опыт на занятиях по театрализации дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяет детям налаживать взаимодействие, пересказывать реплики для ролевого диалога, и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредственная.
Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для создания диалогического общения детей. И даже когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицанием, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнёра.
Могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками – дидактические игры, или игры с правилами, но при условии, ели при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Во второй младшей группе применяются такие настольные дидактические игры как: лото, домино, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: Вишня – это фрукт? Картошка – это овощ?
Особенности общения со сверстниками.
Общение
со сверстниками это особая форма
развития диалога в сфере
Первая
отличительная особенность
Вторая
особенность состоит в
Третья особенность – преобладание инициативных высказываний над ответными. В контакте с другими детьми ребёнку важнее высказаться самому, а общаясь со взрослым больше слушает.
Четвёртое
отличие состоит в том, что
общение со сверстниками значительно
богаче по своему назначению и функциям.
В общении со взрослым, ребёнок
постоянно управляем и
Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития диалогической речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
Заключение
Так как диалогическая речь является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведёт к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. В данной работе были рассмотрены особенности и своеобразие диалогической речи у младших дошкольников. Они заключаются в том, что для детей раннего и младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идёт на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослыми и при помощи взрослого. Для младших дошкольников доступна простая форма диалогической речи – вопросно- ответная. Обучение диалогу происходит по средствам взрослого, в процессе игрового общения (беседа и игра). Речь ребёнка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
После проделанной работы можно сделать выводы что: для развития диалогической речи младших дошкольников необходимо обогащать содержание речевого воспитания и применять разнообразные формы и методы речевой работы. К методам и приёмам развития диалога относятся: обучение в процессе повседневного общения воспитателя с детьми, детей друг с другом и на специальных подготовленных занятиях на основе этого был рассмотрен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры инсценировки. Также необходимо применять деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд) ; театрализованные игры (игры – драматизации, инсценировки); дидактические игры. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение даёт возможность устанавливать контакт между детьми, формируют коллектив; что ведёт к развитию диалогического общения.
Не
следует забывать о том, что для
ребёнка дошкольного возраста первостепенное
значение имеет овладение диалогической
речью – необходимым условием
полноценного социального развития ребёнка.
Развитый диалог позволяет легко входить
в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
Дети достигают больших успехов в развитии
диалогической речи в условиях социального
благополучия, которое подразумевает,
что окружающие их взрослые (в первую очередь
семья) относятся к ним с чувством любви
и уважения, а также когда взрослые считаются
с ребёнком, чутко прислушиваясь к его
мнению, интересам, подробностям и т.д.,
когда взрослые не только говорят сами,
но и умеют слушать своего ребёнка, занимая
позицию тактичного собеседника.
Список литературы