Речь дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:
Изучение литературных источников.
Выявление особенностей развития диалогической речи детей 4 года жизни.
Рассмотрение методов и приёмов обучения диалогической речи младших дошкольников.

Оглавление

Ведение _________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста_______________________________4
Особенности развития диалогической речи младших дошкольников___4
Своеобразие диалога детей второй младшей группы_________________7

Глава 2. Методы и приёмы развития диалогической речи у младших дошкольников____________________________________________________9

2.1 Неподготовленная беседа (разговор)______________________________9

2.2 Подготовленные занятия________________________________________11

2.3 Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи____________________________________________________________16

Заключение_____________________________________________________19

Список литературы______________________________________________21

Приложение_____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

Речь дошкольников_Курсовая работа.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

     Глава 2. Методы и приёмы обучения диалогической речи младших дошкольников

     Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Диалог – первая ступень развития связной речи ребёнка. Вот почему в работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание.

     В методике разработаны приёмы формирования диалогической речи:

  1. В быту и на  занятиях различных видов, прежде всего по развитию речи, детей учат понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них.
  2. Детей учат задавать вопросы.
  3. Воспитатель, общаясь со всей группой или с подгруппой детей, учит их слушать и активно включаться в разговор. При этом предусматривает ситуации, в которых ребёнку предоставляется возможность что-то объяснить своему сверстнику. В таких случаях малыш использует в речи развёрнутые высказывания.
  4. Участие детей в драматизациях.

     2.1. Неподготовленная беседа (разговор)

     Диалог  – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка  со взрослым и своими сверстниками. Обучение речи в детском саду протекает  в двух формах: 1) в свободном речевом  общении, 2) на специальных занятиях.

     Одним из условий развития диалогической  речи, является организация речевой  среды, взаимодействия взрослых между  собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

     Основным  методом формирования диалогической  речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространённая, общедоступная и универсальная  форма речевого общения воспитателя  с детьми в повседневной жизни.

     Задачи  формирования умений в области разговорной  речи широки и многосторонни. Они  охватывают не только языковую сферу ( форма ответа, вопроса ), но и речевые  качества личности ( общительность, вежливость, тактичность, выдержанность ), а также  ряд навыков поведения.

     В дошкольном учреждении беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Содержание бесед определяется «программой воспитания в детском саду».

     В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребёнка в детском саду. Воспитатели младших групп должны знать приёмы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребёнка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики ( Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т.д. ). Это могут быть привлекательные игрушки ( звучащая, движущаяся ); яркие картинки, животные в уголке природы. Воспитатель должен за ранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребёнок может сразу поддержать ( Кто тебе купил это красивое платье? Какие у тебя есть игрушки? и т.д. ).

     Воспитатель сам вызывает детей на разговор ( называя имя и отчество няни, имена  некоторых детей ). Если в первые дни пребывания в детском саду ребёнок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с ребёнком, играть с ним, вовлекать его в игры с другими детьми. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребёнком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, во время одевания в группе, на прогулке, в игре. Педагог использует любую возможность правильно и четко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы особенно четко называть движения. Например: « Присядьте», «Возьмите», «Повернитесь», «Пройдитесь» и т.д. Не нужно избегать разговоров и вовремя еды. Воспитатель, обращаясь с общими вопросами к детям; вкусно ли, не остыло ли блюдо, правильно ли они держат ложку и т.д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.

     Для формирования навыков разговорной  речи используются приёмы словесных  поручений.

     Большие возможности для речевого общения  предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры: «В семью», «Больницу», «Магазин» и «Детский сад».

     Воспитатель должен быть обязательно подготовлен  к любому виду общения с детьми. Он должен хорошо владеть разговорным  синтаксисом родного языка, его  интонациями. Хотя к беседе, возникающей  спонтанной в силу необходимости  в речевом общении, воспитатель  не готовит специально грамматическую форму своей речи и не отрабатывает её звучание, но тему каждой беседы он обязан готовить.

     Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждений, не будет иметь  никакой силы» ( К.Д. Ушинский).

       И так, следуя из того, что  в методике формирования разговорной  речи детей в младшем дошкольном  возрасте преобладает вопросно-ответная  форма обучения. Воспитатель по  средствам беседы, дает детям  образцы вопросительной конструкции  предложений.

     2.2. Подготовленные занятия

     Специальные занятия по развитию диалогической  связной речи проводятся методом  разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются:

  1. Приемами подготовленной беседы (разговора).
  2. Приемами театрализации (имитации и пересказа ).

     Подготовленная  беседа имеет задачи:  во - первых, прямую – научить детей беседовать, т.е. выслушивать собеседника, не перебивая  его речь, сдерживать себя, ожидая, когда  удобно вставить реплику, стараться  говорить понятно для собеседника; во-вторых, задачу сопутствующую –  отрабатывать навыки произносительные и грамматические, уточнять смысл  известных детям слов.

     Проведение  беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой  программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям  в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства.

     Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями существенной жизни, жизнью природы, а также деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т.п.)

     При подборе материала для бесед  необходимо учитывать личный опыт детей. «Нельзя ребёнка допускать описывать  то, судить о том, о чём у него нет достаточных, им вполне  и  ясно усвоенных данных», - писала Е.И. Тихаева.

     Личный  опыт ребёнка, приобретённый путём  наблюдений, в деятельности или через  художественную литературу, служит тем  материалом, на котором можно строить  беседу и сообщать новые знания детям.

     При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем спрашивать одного ребёнка. Нельзя спрашивать  детей в том порядке, в котором они сидят. Надо стараться задействовать большее количество детей. Нельзя долго разговаривать с одним ребёнком, так как остальные  дети перестают участвовать в беседе. Дети во время беседы должны отвечать по одному, за исключением хоровых ответов на поставленный вопрос. Не следует прерывать отвечающего ребёнка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «Вытягивать ответ», если ребёнок не имеет необходимых знаний или ещё не преодолел своей застенчивости.

     Чтобы беседа проходила живо и радостно, детям читают стихи, сказки, рассматривают  с ними картинки. Итак целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями и  т.д.

     Одним из методов развития диалогической  речи является совместное рассказывание (совместный рассказ со взрослым и  совместный рассказ детей).

     В совместном со взрослым рассказывании  используются следующие приёмы: взрослый начинает предложение, а ребенок  его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот приём широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и т.д.

     Во  второй младшей группе занятия практикуются в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с  куклой, которые заключаются в  том, что воспитательница разыгрывает  небольшую инсценировку  с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т.д. В продолжении этой игры педагог ведёт разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы. Заканчиваться беседа может загадкой, стихами. Но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что узнали из беседы. При этом воспитатель в своём заключении старается употреблять те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым должен был научить детей в течении беседы.

     Пример  проведения занятий с детьми второй младшей группы на тему «кукольная одежда» предоставлен в приложении 1.

     Приемы  театрализации.

     В практике детских садов используются следующими приемами театрализации: 1) игра драматизация; 2)театрализованное представление        ( театр теней, игрушек, петрушек). Во всех видах театрализации дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.

     Игра  драматизация – это : 1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель; 2) свободный пересказ текста ( сюжетно – ролевая игра детей)

     На  четвёртом году жизни разные стороны  речи формируются через игры, имеющие  не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект. Особое значение  приобретают совместные со взрослыми инсценированные представления  и игры – драматизации.

     Например, воспитатель во второй младшей группе читает повторно сказку «Теремок». Детям  поручаются роли мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. У детей  находящихся  под впечатлением от прочитанной  сказки, возникает естественное желание  показать, как шёл, переваливался, неуклюжий  медведь, как скакал пушистый зайчик и т. д.

     Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель сначала произносит сам, за ним повторяют дети.

     Театрализованное  представление отличается от игры – драматизации, тем что в нём участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, и при этом они пользуются атрибутами театра теней, игрушек, петрушек. Например,  во второй младшей группе в театрализованном обыгрывании сказки « Курочка - Ряба», параллельно с выполнением пластических этюдов организуется ряжение. Детям предлагают выбрать роль и в соответствии с этим костюмом: бабе – сарафан и платок, деду – длинную рубаху и т.д. Необходимо рассмотреть каждый костюм и вместе с детьми побеседовать о том, кому он больше подойдёт. Младшие дошкольники не сразу понимают, что кому нужно по роли, они просто примеряют на себя сарафаны, рубахи, шапки и т.д. Здесь воспитатель включается в процесс: «Посмотрите на бабку. Какой у неё красивый сарафан. Надо ей повязать платок. А сейчас она нам покажет, что умеет делать. » Бабка берёт яичко, пытается разбить его». Сначала эти действия несколько хаотичны. Однако воспитатель , «не замечая этого», показывает новые действия (сидит за столом, плачет),а ребёнок пытается повторить. Так обыгрывается каждый персонаж сказки.

     Сначала в диалоги персонажей сказки включается воспитатель, побуждая к импровизации диалогов и детей. Они  вовлекаются  в диалог, реплики расширяются, включаются движения, а затем предоставляется  возможность импровизировать самостоятельно. Сначала предлагается говорить кто  что хочет, когда захочет - порядок  и очерёдность пока не устанавливаются. Переход к театрализованному  действию осуществляется постепенно. Здесь очень важно поощрять импровизированные диалоги персонажей и продумать монолог рассказчика, который направляет действие героев, развивает сюжет, побуждает к расширению диалога.

Информация о работе Речь дошкольников