Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа
Целью является изучение теории и методики развития и обучения диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Изучение литературных источников.
Выявление особенностей развития диалогической речи детей 4 года жизни.
Рассмотрение методов и приёмов обучения диалогической речи младших дошкольников.
Ведение _________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста_______________________________4
Особенности развития диалогической речи младших дошкольников___4
Своеобразие диалога детей второй младшей группы_________________7
Глава 2. Методы и приёмы развития диалогической речи у младших дошкольников____________________________________________________9
2.1 Неподготовленная беседа (разговор)______________________________9
2.2 Подготовленные занятия________________________________________11
2.3 Общение детей со сверстниками – как метод развития диалогической речи____________________________________________________________16
Заключение_____________________________________________________19
Список литературы______________________________________________21
Приложение_____________________________________________________22
Глава 2. Методы и приёмы обучения диалогической речи младших дошкольников
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Диалог – первая ступень развития связной речи ребёнка. Вот почему в работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание.
В методике разработаны приёмы формирования диалогической речи:
2.1. Неподготовленная беседа (разговор)
Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка со взрослым и своими сверстниками. Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях.
Одним из условий развития диалогической речи, является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространённая, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу ( форма ответа, вопроса ), но и речевые качества личности ( общительность, вежливость, тактичность, выдержанность ), а также ряд навыков поведения.
В дошкольном учреждении беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Содержание бесед определяется «программой воспитания в детском саду».
В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребёнка в детском саду. Воспитатели младших групп должны знать приёмы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребёнка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики ( Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т.д. ). Это могут быть привлекательные игрушки ( звучащая, движущаяся ); яркие картинки, животные в уголке природы. Воспитатель должен за ранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребёнок может сразу поддержать ( Кто тебе купил это красивое платье? Какие у тебя есть игрушки? и т.д. ).
Воспитатель сам вызывает детей на разговор ( называя имя и отчество няни, имена некоторых детей ). Если в первые дни пребывания в детском саду ребёнок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с ребёнком, играть с ним, вовлекать его в игры с другими детьми. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребёнком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, во время одевания в группе, на прогулке, в игре. Педагог использует любую возможность правильно и четко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы особенно четко называть движения. Например: « Присядьте», «Возьмите», «Повернитесь», «Пройдитесь» и т.д. Не нужно избегать разговоров и вовремя еды. Воспитатель, обращаясь с общими вопросами к детям; вкусно ли, не остыло ли блюдо, правильно ли они держат ложку и т.д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.
Для формирования навыков разговорной речи используются приёмы словесных поручений.
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры: «В семью», «Больницу», «Магазин» и «Детский сад».
Воспитатель должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения с детьми. Он должен хорошо владеть разговорным синтаксисом родного языка, его интонациями. Хотя к беседе, возникающей спонтанной в силу необходимости в речевом общении, воспитатель не готовит специально грамматическую форму своей речи и не отрабатывает её звучание, но тему каждой беседы он обязан готовить.
Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждений, не будет иметь никакой силы» ( К.Д. Ушинский).
И так, следуя из того, что
в методике формирования
2.2. Подготовленные занятия
Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются:
Подготовленная беседа имеет задачи: во - первых, прямую – научить детей беседовать, т.е. выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя, ожидая, когда удобно вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; во-вторых, задачу сопутствующую – отрабатывать навыки произносительные и грамматические, уточнять смысл известных детям слов.
Проведение
беседы требует от воспитателя подготовки.
При очередном календарном
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями существенной жизни, жизнью природы, а также деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т.п.)
При
подборе материала для бесед
необходимо учитывать личный опыт детей.
«Нельзя ребёнка допускать
Личный опыт ребёнка, приобретённый путём наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.
При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем спрашивать одного ребёнка. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в котором они сидят. Надо стараться задействовать большее количество детей. Нельзя долго разговаривать с одним ребёнком, так как остальные дети перестают участвовать в беседе. Дети во время беседы должны отвечать по одному, за исключением хоровых ответов на поставленный вопрос. Не следует прерывать отвечающего ребёнка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «Вытягивать ответ», если ребёнок не имеет необходимых знаний или ещё не преодолел своей застенчивости.
Чтобы беседа проходила живо и радостно, детям читают стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями и т.д.
Одним из методов развития диалогической речи является совместное рассказывание (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей).
В совместном со взрослым рассказывании используются следующие приёмы: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот приём широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и т.д.
Во
второй младшей группе занятия практикуются
в форме игры, где речевая активность
детей (ответы на вопросы) занимает основное
место. Это дидактические игры с
куклой, которые заключаются в
том, что воспитательница
Пример проведения занятий с детьми второй младшей группы на тему «кукольная одежда» предоставлен в приложении 1.
Приемы театрализации.
В практике детских садов используются следующими приемами театрализации: 1) игра драматизация; 2)театрализованное представление ( театр теней, игрушек, петрушек). Во всех видах театрализации дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.
Игра драматизация – это : 1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель; 2) свободный пересказ текста ( сюжетно – ролевая игра детей)
На
четвёртом году жизни разные стороны
речи формируются через игры, имеющие
не узкую дидактическую
Например, воспитатель во второй младшей группе читает повторно сказку «Теремок». Детям поручаются роли мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. У детей находящихся под впечатлением от прочитанной сказки, возникает естественное желание показать, как шёл, переваливался, неуклюжий медведь, как скакал пушистый зайчик и т. д.
Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель сначала произносит сам, за ним повторяют дети.
Театрализованное представление отличается от игры – драматизации, тем что в нём участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, и при этом они пользуются атрибутами театра теней, игрушек, петрушек. Например, во второй младшей группе в театрализованном обыгрывании сказки « Курочка - Ряба», параллельно с выполнением пластических этюдов организуется ряжение. Детям предлагают выбрать роль и в соответствии с этим костюмом: бабе – сарафан и платок, деду – длинную рубаху и т.д. Необходимо рассмотреть каждый костюм и вместе с детьми побеседовать о том, кому он больше подойдёт. Младшие дошкольники не сразу понимают, что кому нужно по роли, они просто примеряют на себя сарафаны, рубахи, шапки и т.д. Здесь воспитатель включается в процесс: «Посмотрите на бабку. Какой у неё красивый сарафан. Надо ей повязать платок. А сейчас она нам покажет, что умеет делать. » Бабка берёт яичко, пытается разбить его». Сначала эти действия несколько хаотичны. Однако воспитатель , «не замечая этого», показывает новые действия (сидит за столом, плачет),а ребёнок пытается повторить. Так обыгрывается каждый персонаж сказки.
Сначала
в диалоги персонажей сказки включается
воспитатель, побуждая к импровизации
диалогов и детей. Они вовлекаются
в диалог, реплики расширяются, включаются
движения, а затем предоставляется
возможность импровизировать