Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:12, реферат
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Общее значение детских рисунков …………………………………...4
2. Стадии развития детского искусства рисовать ………………………5
3. Психология детских рисунков ………………………………………...9
4. Рисуночные тесты ……………………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………………...26
Список литературы ………………………………………………………..27
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра клинической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………...26
Список литературы ………………………………………………………..27
Введение
Деятельность фантазии ребенка более легко возбуждаема и более жизненна, чем деятельность фантазии взрослого человека – это ясно доказывается тысячами отдельных черт фантастических преувеличений и искажений действительности ребенком, а особенно его неудержимым стремлением к игре. Но вникнуть в эту жизнь фантазии ребенка - далеко не легкая задача.
У ребенка закономерной аналогией искусству является игра. В ней в известном смысле развиваются все роды искусства в том не стесненном единстве, которое свойственно и началам самого искусства. Тем удивительнее, что когда речь идет о произведениях искусства ребенка, обыкновенно имеют в виду не ту, все время изменяющуюся, вновь возникающую и снова прекращающуюся деятельность фантазии; но в качестве области, в которой, если не исключительно, то все же предпочтительнее всего проявляется стремление к искусству ребенка, рассматривают искусство рисовать. Один из мотивов этого может заключаться в том, что рисование дает постоянные объекты, подчиняющиеся нашему наблюдению, тогда как природа эпически-драматических действий игры и еще более свободных разветвлений фантазии - в высшей степени скоропреходяща.
Рисунок - продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни, обычно начиная с 2-3-лет, с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; "верность" рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Что касается
характерных особенностей детского
рисунка, то они четко отражают этапы
развития зрительно-пространственно-
Изобразительная
деятельность требует согласованною
участия многих психических функций.
По мнению ряда специалистов, детское
рисование способствует также согласованности
межполушарного взаимодействия. В процессе
рисования координируется конкретно-образное
мышление, связанное в основном с работой
правого полушария головного мозга, а
также абстрактно-логическое, за которое
ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением
ребенка. Осознание окружающего происходит
у ребенка быстрее, чем накопление слов
и ассоциаций, и рисование предоставляет
ему возможность наиболее легко в образной
форме выразить то, что он знает и переживает,
несмотря на нехватку слов. Большинство
специалистов сходится во мнении, что
детское рисование - это один из видов
аналитико-синтетического мышления. Рисуя,
ребенок как бы формирует объект или мысль
заново, оформляя при помощи рисунка свое
знание, изучая закономерности, касающиеся
предметного и социального мира. Дети,
как правило, рисуют не предмет, а обобщенное
знание о нем, обозначая индивидуальные
черты лишь символическими признаками.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Первоначально
графическая деятельность ребенка
даже не является собственно рисованием.
Это так называемый доизобразительный
этап графической деятельности. Карандаш
и бумага первоначально не выступают
для ребенка специфическими орудиями,
и неудивительно их использование
не по назначению. Первые графические
проявления возникают в известной
мере случайно, как один из возможных
результатов манипуляций с
Данная
стадия часто именуется стадией
"марания", "каракулей". Она
характеризуется как
На четвертом-пятом году жизни ребенок
вступает в следующую стадию - схематичного
изображения. Она тянется очень долго,
и в ней, в свою очередь, можно наметить
ряд ступеней в зависимости от того, как
примитивные поначалу схемы постепенно
наполняются все более существенным содержанием.
Например, человек сначала изображается
чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается
из двух основных частей - головы и какой-нибудь
подпорки. В качестве опоры выступают
часто только ноги, которые в силу этого
оказываются прикрепленными непосредственно
к голове. Постепенно в человеческой фигуре
выделяются новые части, прежде всего
-туловище и руки. Туловище может иметь
самую различную форму - квадратную, овальную,
в виде удлиненной полоски и т.п. Там, где
из общей массы туловища выделяется шея,
она получает непропорционально большую
длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках,
получает некоторое структурное оформление.
В большинстве случаев появляются глаза,
рот, намек на нос. Уши и брови появляются
на детских рисунках не сразу. Однако неявные
в обычных условиях части, например - зубы,
выступают довольно часто.
Эти несовершенные портреты ребенок как правило старается снабдить некоторыми "эмблемами", соответствующими статусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению отдельных органов - рта, носа и др.
Полные профили также имеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально не могут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемая туловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно не соответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший объем, либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке. Содержание рисунков первоначально однотипно. Ребенок учиться рисовать прежде всего человека, затем дерево, дом и другие простейшие предметы. С 5 лет при поддержке взрослого ребенок начинает рисовать все, что вызывает у него интерес. Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляется его индивидуальность в рисунке.
Часто в
рисунках фигурируют члены семьи. Уже
в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные
отношения и демонстрируют их
в своих рисунках. Те, кого ребенок
особенно любит, изображаются более
тщательно: ребенок стремится добиться
максимального сходства и всячески
украшает портрет. В изображении
семьи могут также
В автопортретах
ребенок обычно отражает положительное
отношение к своей персоне: он
опрятен, одет в желаемую одежду, находится
в желаемом месте и в желаемых
обстоятельствах. Это соответствует
центральному личностному новообразованию
развивающегося ребенка: у него отчетливо
представлено чувство доверия к
внешнему миру и чувство личной ценности.
Когда ребенок начинает рисовать
себя в неприятных ситуациях, это
свидетельствует о его
Здесь мы
встречаемся с рисунками
Очень часто детские рисунки сравнивают с произведениями искусства первобытных народов. Первобытное искусство также берет свои объекты из среды воспоминаний, и только в ограниченном числе случаев — из среды непосредственных созерцаний. Первобытное искусство отдает предпочтение наиболее интересным объектам. Изображение человека и животных предшествует в первобытном искусстве так же, как и в рисунках детей, всяким другим изображениям: здесь отдельный человек, когда он изображается изолированно, даже в весьма совершенной стадии развития, всегда изображается en face, животное же в профиль, это обусловливается тем, что в воспоминаниях о человеке над всякими человеческими образами господствует воспоминание о переднем виде человека; наоборот животные представляются нашему взгляду чаще всего в профиль, то есть в положение при котором яснее всего видна их общая форма. Кроме всех этих детских черт, рисунки дикаря не всегда, но в отдельных случаях, напоминают детские рисунки еще одною важною особенностью, а именно схематичностью, то есть изображением форм посредством простейших линий и контуров, совершенно независимо от действительных соотношений, а так же изображением мест соединения предметов знаками, носящими скорее характер символов памяти, чем воспроизведения предметов. Однако часто подобные схематические картины в действительности совсем не являются собственно произведениями искусства: тогда они или непосредственно принадлежат к области картинного письма (петроглифов), или же, по крайней мере, по своему психологическому значению родственны знакам последнего; они не воспроизводят предметы, а скорее обозначают их с помощью каких-либо значительных признаков. Это становится еще более очевидно, если у нас, кроме этой первобытной картины, имеются более совершенные произведения собственно искусства, того же происхождения, что и вышеупомянутые картины, сходные с детскими рисунками; при этом безразлично, будут ли эти произведения изображениями человека и животных, или же более или менее художественным орнаментом. Громадная разница между ребенком и дикарем, идеографические рисунки которого на песке, коре деревьев или камне похожи на рисунки ребенка, заключается в том, что ребенок вообще не может изобразить более сложных объектов искусства, тогда как дикарь обыкновенно отказывается от их изображения только вследствие мимолетных целей, преследуемых им. Но нельзя не согласиться с тем, что в сознании ребенка, сделанный им рисунок является гораздо более идеографической картиной, чем произведением искусства. Ребенок хочет первым долгом выразить то, что кидается ему в глаза в рисуемом объекте, что притягивает его интерес. Однако намерение сделать свою картину как можно более похожей на действительность едва заметно. Точно так же ребенок почти не поддается тому заблуждение, что его картина, похожа на действительность. Значит по своему психологическому значению, рисунки ребенка по отношению к картинному письму представляют столь же малую аналогию, как это последнее к первобытному искусству. Пожалуй, еще вернее определить их, как такую ступень, первобытного искусства, на которой искусство и картинные значки еще не отделились друг от друга, вследствие того, что здесь еще нет присущей будущему искусству деятельности, ни в коем случае не носящей характера идеографической символики. У примитивных народов, вероятно, всегда имеется различие между этими обеими областями. Таким образом, ребенок стоит на ступени развития, которая предшествует первой доисторической эпохе, поддающейся точному наблюдению. При этом предполагается, что эти рисунки также не принадлежат к тому более позднему периоду развития, когда определенные художественными целями возбуждения подчиняются влиянию окружающего. Поэтому первые рисунки ребенка являются произведениями искусства только в очень ограниченном смысле. Конечно, ребенок, уже вследствие того, что делаемый им рисунок возбуждает его фантазию, вносит в созданную им картину собственную жизнь. Но это оживление происходит здесь, как и везде в картинном письме и во всех его метаморфозах, только вследствие впечатления, производимого рисунком. Оно или совсем, или почти совсем не действует при возникновении последнего. Впервые возникает оно под влиянием стремления зафиксировать во внешнем рисунке приковывающие интерес воспоминания. Сходство же рисунка с предметом имеет своей основой то, что в таком случае рисунок более всего напоминает объект. Но когда рисунок занесен уже на бумагу, он возбуждает в ребенке те же чувства и представления, что и сам предмет; расплывающиеся картины памяти, окружающие примитивную схему рисунка, оживляют его точно так же, как и игрушку, которая, собственно говоря, в своей основе является таким же рисунком воспоминания о предмете. Но только к рисунку присоединяется сознание, что этот объект игры создан собственной рукой; вследствие этого в дальнейшей стадий этого развития возникает стремление изменить рисунок таким образом, чтобы сделать его возможно более, похожим на действительность, а это опять усиливает действие чувства. Только вследствие этого объект игры, бывший первоначально рисунком, действительно превращается в объект зарождающегося искусства.