Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:12, реферат
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Общее значение детских рисунков …………………………………...4
2. Стадии развития детского искусства рисовать ………………………5
3. Психология детских рисунков ………………………………………...9
4. Рисуночные тесты ……………………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………………...26
Список литературы ………………………………………………………..27
Очень трудно указать на какой-либо
из многочисленных детских рисунков,
предлагаемых различными наблюдателями,
как на продукт абсолютно
Вообще сомнительно, может ли ребенок в возрасте от трех до шести лет, то есть, когда эти рисунки принимаются за первичную проблему начинающейся художественной деятельности, изображать на рисунке какие-либо формы без внешнего побуждения и помощи.
Этим, наконец, расшатывается столь
часто утверждаемая аналогия между
произведениями искусства ребенка
и примитивных народов. Но точно
так же сомнительно, можно ли рассматривать
подобные рисунки в качестве примеров
творений детской фантазии, и если
можно, то в какой степени являются
они таковыми. Ведь всякая более
или менее интенсивная
Если же что-либо побуждает ребенка на втором году жизни нарисовать какой-либо предмет, например, человеческую фигуру, или если он, вследствие самопроизвольного подражания взрослым, произведет грифелем или карандашом рисовальные движения, то обыкновенно получаются неравномерные каракули, к которым нельзя применить название рисунка.
При этом ребенок, вероятно, подражает
только виденным рисовальным движениям,
не обращая никакого внимания на продукты
своего марания. Поэтому, если мы будем
рассматривать последнее в
Поэтому рисунки ребенка определяют,
во-первых, силу памяти на формы; во-вторых,
размеры круга интересов
Рисуночные тесты, которые в отличие от большинства прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проектных. То есть они как бы дают проекцию - портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.
Бессознательное - это самый темный уголок нашей души. Проникнуть в свое – и тем более в чужое – бессознательное очень сложно. Психоаналитику требуются годы работы с каким-то определенным человеком, чтобы этого добиться. Поэтому пользоваться тестами надо с особой осторожностью, особенно когда дело доходит до интерпретации.
Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого (цензора сознания) ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.
Рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя - проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.
Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при обычном тестировании. В целом толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о том, кого вы тестировали, его прошлом и настоящем.
Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании - можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого.
Материал, который используется во всех тестах, - стандартный лист бумаги (А4), простой карандаш (лучше мягкий), ластик.
Кроме того, помните, что дети часто копируют рисунки друг друга - особенно если рисунок товарища получил высокую оценку взрослых. Они стараются точно воспроизвести то, что им нарисовал старший. Поскольку чистосердечно полагают, что именно так и "надо рисовать". Дети также охотно рисуют иллюстрации к сказкам. Причем персонажи имеют именно сказочный, а не "символический" смысл. И в этом случае меч-кладенец - это именно меч. Бывают и рисунки-игры. И лист бумаги может превратиться в кукольный театр или поле битвы. И если вы попросите ребенка нарисовать, например, дом, то он, скорее всего, постарается сделать это так, как делаете вы сами - потому что в его представлении это "правильный" рисунок. Или он нарисует дом, в котором хотел бы жить. А рядом - дерево, а на дереве - птицу. И деревьев будет много, потому что это сад, а в саду - фонтан, и обязательно - много детей. И обязательно – собаку, и кошку, и котенка. Это вполне нормально.
Тесты-рисунки помогают психологам в диагностике различных заболеваний. А учитель ИЗО, если он знаком с психологией детского рисунка, может не только констатировать факт обо всех негативных сторонах жизни и развития ребенка, но и постараться исправить, успеть изменить в лучшую сторону. Во многих трудах по психологии неоднократно подчеркивается то, что урок ИЗО способен остановить отрицательное развитие личности. Главное здесь – не навредить, а помочь ребенку. Надо внимательно лишь из урока в урок присматриваться к рисункам ребенка, и если они начинают тревожить, можно постараться ему помочь. На что же нужно обращать внимание?
1. Расположение рисунка на листе:
а) смещен вверх – (но не в угол) повышенная самооценка, стремление к высоким достижениям;
б) смещен вниз – низкая самооценка;
в) смещен вбок –
иногда пограничное
г) выходит за край листа – импульсивность, острая тревога;
д) помещен в углу – депрессия
2. Размер рисунка
а) увеличенный – тревога, стрессовое состояние, импульсивность, гиперактивность.
б) уменьшенный – депрессия, низкая самооценка.
3. Нажим на карандаш
а) слабый – астения, пассивность;
б) сильный – эмоциональность, напряжение, импульсивность;
в) сверхсильный (карандаш рвет бумагу) – конфликтность, гиперактивность, агрессивность, возбуждение;
4. Особенности линий;
5. Тщательность и
6. Дополнительные особенности рисунков (штриховка, стирания, исправления);
7. Способ изображения человека, выражение лица, поза, ракурс, фигура, руки, ноги и т.д. – буквально все в рисунках учеников может вам пригодиться, чтобы лучше понять их и помочь.
Но рисунок ребенка это не только линия, но и цвет. В цвете ребенок раскрывается полностью. Если на уроке вам удается перевести работу ученика из темных, глухих красок в яркие, сочные, значит вы достигли своей цели и сняли с ребенка эмоциональную, отрицательную нагрузку, дали ему положительный заряд для дальнейшей деятельности. На здоровье детей влияет и преобладание холодных тонов, сближение мягких, светлых тонов, понижение плотности цвета, преобладание темных тонов, повышенная напряженность цвета и т.д.
Самые распространенные рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Моя семья».
Рассмотрим некоторые примеры.
Одна из наиболее распространенных проективных методик для оценки агрессивности ребенка, а также для выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, лист бумаги стандартный. Бумага должна быть ориентирована вертикально. Инструкция: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультиков, т.к. оно уже кем-то придумано. Вымершие животные тоже не подходят.
Рисунок Васи (12 лет)
Самооценка нормальная. Тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередки нерешительность, боязнь активных действий. Прислушивается к мнению окружающих. Легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Выраженная вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание. Испытуемый ценит рациональное начало. Основательность, обдуманность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию. Нестандартность при принятии решений, самостоятельность, не банальность. Стремится, чтобы его заметили, оценили. Пассивная защита против родителей и старших, как против людей, могущих наложить запрет, ограничение. Высокий уровень общей энергии. Стремление подчеркнуть свое "Я". Вербальная агрессия (агрессия словом) - грубит, огрызается. Достаточно высокий уровень творческих способностей в сочетании с легкомыслием.
Основные характеристики
Помогает оценить степень