Особенности развития детского рисунка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Общее значение детских рисунков …………………………………...4
2. Стадии развития детского искусства рисовать ………………………5
3. Психология детских рисунков ………………………………………...9
4. Рисуночные тесты ……………………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………………...26
Список литературы ………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Возрастная психология контрольная работа.docx

— 99.39 Кб (Скачать)

Очень трудно указать на какой-либо из многочисленных детских рисунков, предлагаемых различными наблюдателями, как на продукт абсолютно самостоятельной  склонности к искусству, к первому  опыту произведения которого ребенок  не был бы и побужден извне, при  чем ему бы не указывали на изображаемые предметы или модели, и не водили бы его рукой.

Вообще сомнительно, может ли ребенок  в возрасте от трех до шести лет, то есть, когда эти рисунки принимаются  за первичную проблему начинающейся художественной деятельности, изображать на рисунке какие-либо формы без  внешнего побуждения и помощи.

Этим, наконец, расшатывается столь  часто утверждаемая аналогия между  произведениями искусства ребенка  и примитивных народов. Но точно  так же сомнительно, можно ли рассматривать  подобные рисунки в качестве примеров творений детской фантазии, и если можно, то в какой степени являются они таковыми. Ведь всякая более  или менее интенсивная деятельность фантазии вызывается относительно незначительными  раздражителями, действующими, как  природные силы. Это происходит при  игре и при свободном фантазировании ребенка, к которому многих детей  приходится усиленно побуждать, пока они  не приохотятся к нему. Поэтому  ребенок проявляет свою общую  одаренность фантазией не в тех  рисунках, которые иногда, когда  он в известной мере наупражнялся в них, сопровождают то свободное  фантазирование, при котором ребенок  переносится в выдуманный им мир. Но может случиться, что ребенок  будет стараться изобразить на рисунке  отдельные образы этого фантастического  мира. Но это и происходит весьма поздно; а в тех многочисленных случаях, когда с самого раннего  детства не возбуждается особенно сильного стремления к образовательным искусствам, этого вероятно совсем не бывает. В таком случае рисунки ребенка остаются простыми схематическими картинами памяти, к которым фантазия переработки и оживления действительности, в узком смысле, не имеет почти никакого отношения.

Если же что-либо побуждает ребенка  на втором году жизни нарисовать какой-либо предмет, например, человеческую фигуру, или если он, вследствие самопроизвольного  подражания взрослым, произведет грифелем или карандашом рисовальные движения, то обыкновенно получаются неравномерные  каракули, к которым нельзя применить  название рисунка.

При этом ребенок, вероятно, подражает  только виденным рисовальным движениям, не обращая никакого внимания на продукты своего марания. Поэтому, если мы будем  рассматривать последнее в качестве рисунков, оно будет иметь значение только игры случая. О действительном рисовании можно говорить только тогда, когда ребенок старается  изобразить предметы таким образом, что нельзя сомневаться в его  стремлении изображения их формы. В  таком случае речь уже идет не о  простом подражании рисовальным  движениям, а о попытке изобразить представленные формы. Если предоставить ребенку возможно большую свободу  в исполнении, то характерными для  этих примитивных рисунков оказываются  две особенности. Первая состоит  в том, что ребенок рисует, руководясь воспоминаниями. Собственно говоря, срисовать, то есть рисовать предмет, непосредственно  сравнивая его во время рисования  с картиной, ребенок начинает гораздо  позже, и только после выразительного обучения. Вторая особенность заключается  в ограничении внимания на определенных предметах или на определенных их частях.

Поэтому рисунки ребенка определяют, во-первых, силу памяти на формы; во-вторых, размеры круга интересов ребенка  на различных ступенях его развития. Конечно, при этом надо принимать  во внимание, что неумение рисовать препятствует полному изображению  картины памяти; поэтому детский  рисунок может проявить только весьма шаткую величину верности воспоминаний. Если, например, ребенок нарисует лошадь с числом ног большим, чем 4, то мы можем заключить, что в данном случае он имеет неопределенное представление только о множественности ног. Но если ребенок изобразит эти ноги в виде черточек, то, ни в коем случае нельзя заключить, что картина его памяти подобна этой схем; в данном случае ребенок обращается с подобным рисунком так же, как с объектом, служащим ему игрушкой. В то же время несовершенный рисунок бывает окружен бледными и отрывочными картинами воспоминаний о предметах, которые могут возбуждать то же чувство, что и сам рисунок, хотя ребенок никогда не смешивает свой рисунок с действительностью.

 

  1. Рисуночные тесты

 

Рисуночные  тесты, которые в отличие от большинства  прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проектных. То есть они как бы дают проекцию - портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.

Бессознательное - это самый темный уголок нашей  души. Проникнуть в свое – и тем более в чужое – бессознательное очень сложно. Психоаналитику требуются годы работы с каким-то определенным человеком, чтобы этого добиться. Поэтому пользоваться тестами надо с особой осторожностью, особенно когда дело доходит до интерпретации.

Рисуночные  тесты обладают рядом преимуществ. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого (цензора сознания) ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.

Рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя - проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.

Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при  обычном тестировании. В целом  толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о  том, кого вы тестировали, его прошлом  и настоящем.

Было  замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что  паузу в рисовании - можно с  успехом использовать, чтобы разговорить  испытуемого.

Материал, который используется во всех тестах, - стандартный лист бумаги (А4), простой карандаш (лучше мягкий), ластик.

Кроме того, помните, что дети часто копируют рисунки друг друга - особенно если рисунок товарища получил высокую  оценку взрослых. Они стараются точно  воспроизвести то, что им нарисовал  старший. Поскольку чистосердечно  полагают, что именно так и "надо рисовать". Дети также охотно рисуют иллюстрации к сказкам. Причем персонажи  имеют именно сказочный, а не "символический" смысл. И в этом случае меч-кладенец - это именно меч. Бывают и рисунки-игры. И лист бумаги может превратиться в кукольный театр или поле битвы. И если вы попросите ребенка нарисовать, например, дом, то он, скорее всего, постарается сделать это так, как делаете вы сами - потому что в его представлении это "правильный" рисунок. Или он нарисует дом, в котором хотел бы жить. А рядом - дерево, а на дереве - птицу. И деревьев будет много, потому что это сад, а в саду - фонтан, и обязательно - много детей. И обязательно – собаку, и кошку, и котенка. Это вполне нормально.

Тесты-рисунки помогают психологам в диагностике различных заболеваний. А учитель ИЗО, если он знаком с психологией детского рисунка, может не только констатировать факт обо всех негативных сторонах жизни и развития ребенка, но и постараться исправить, успеть изменить в лучшую сторону. Во многих трудах по психологии неоднократно подчеркивается то, что урок ИЗО способен остановить отрицательное развитие личности. Главное здесь – не навредить, а помочь ребенку. Надо внимательно лишь из урока в урок присматриваться к рисункам ребенка, и если они начинают  тревожить, можно постараться ему помочь. На что же нужно обращать внимание?

1. Расположение рисунка  на листе:

а) смещен вверх – (но не в  угол) повышенная самооценка, стремление к высоким достижениям;

б) смещен вниз – низкая самооценка;

 в) смещен вбок –  иногда пограничное органическое  поражение мозга;

г) выходит за край листа  – импульсивность, острая тревога;

д) помещен в углу –  депрессия

2. Размер рисунка

а) увеличенный – тревога, стрессовое состояние, импульсивность, гиперактивность.

б) уменьшенный – депрессия, низкая самооценка.

3. Нажим на карандаш

а) слабый – астения, пассивность;

б) сильный – эмоциональность, напряжение, импульсивность;

в) сверхсильный (карандаш рвет бумагу) – конфликтность, гиперактивность, агрессивность, возбуждение;

4. Особенности линий;

5. Тщательность и детализирование  рисунка;

6. Дополнительные особенности  рисунков (штриховка, стирания, исправления);

7. Способ изображения  человека, выражение лица, поза, ракурс, фигура, руки, ноги и т.д. – буквально  все в рисунках учеников может  вам пригодиться, чтобы лучше  понять их и помочь.

Но рисунок ребенка  это не только линия, но и цвет. В  цвете ребенок раскрывается полностью. Если на уроке вам удается перевести  работу ученика из темных, глухих красок в яркие, сочные, значит вы достигли своей цели и сняли с ребенка  эмоциональную, отрицательную нагрузку, дали ему положительный заряд  для дальнейшей деятельности. На здоровье детей влияет и преобладание холодных тонов, сближение мягких, светлых тонов, понижение плотности цвета, преобладание темных тонов, повышенная напряженность цвета и т.д.

Самые распространенные рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Моя семья».

Рассмотрим некоторые  примеры.

Несуществующее  животное

Одна из наиболее распространенных проективных методик для оценки агрессивности ребенка, а также  для выяснения или уточнения  черт личности, установок и психологических  проблем ребенка. Для проведения необходим простой карандаш средней  твердости, лист бумаги стандартный. Бумага должна быть ориентирована вертикально. Инструкция: "Придумай и нарисуй  несуществующее животное и назови его  несуществующим именем". Далее можно  уточнить, что нежелательно брать  животное из мультиков, т.к. оно уже  кем-то придумано. Вымершие животные тоже не подходят.

Рисунок Васи (12 лет)

 

 

Самооценка нормальная. Тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередки нерешительность, боязнь активных действий. Прислушивается к мнению окружающих. Легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Выраженная вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание. Испытуемый ценит рациональное начало. Основательность, обдуманность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию. Нестандартность при принятии решений, самостоятельность, не банальность. Стремится, чтобы его заметили, оценили. Пассивная защита против родителей и старших, как против людей, могущих наложить запрет, ограничение. Высокий уровень общей энергии. Стремление подчеркнуть свое "Я". Вербальная агрессия (агрессия словом) - грубит, огрызается. Достаточно высокий уровень творческих способностей в сочетании с легкомыслием.

Основные  характеристики

  • Рисунок расположен по средней линии листа – нормальная самооценка.
  • Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, размышлению.
  • Глаза – символ страха (страхи не беспокоят).
  • Уши указывают на заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих.
  • Рот зачерченный, открытый, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.
  • Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание.
  • Увеличенный по сравнению с фигурой размер головы: испытуемый ценит рациональное начало.
  • Усы, шерсть – подчеркивание своего пола.
  • Ноги – основательность, обдуманность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию.
  • Разная форма каждой ноги – нестандартность при принятии решений, самостоятельность.
  • Хвосты – положительное отношение к собственным поступкам. Пышный, разноцветный хвост – подчеркивание своего пола, стремление, чтобы заметили окружающие.
  • Подчеркивание верхнего контура фигуры - пассивная защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет или ограничение.
  • Штриховка, дополнительные детали, характер линий - высокий уровень энергии.
  • Животное относится к угрожающим – стремление подчеркнуть свое “Я”, в окружающем мире.
  • Животное несуществующее - достаточно высокий уровень творческих возможностей.
  • Название – поверхностно-звуковое (легкомыслие). Банальность названия – книжный герой.

Дом - дерево –  человек

Помогает оценить степень конфликтности  ребенка, негативизм, враждебность, агрессивность, особенности его личности. Для  выполнения теста ребенку предлагается бумага, простой карандаш и ластик. Инструкция для ребенка: "Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека". На все уточняющие вопросы следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного человека, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из знакомых.

Информация о работе Особенности развития детского рисунка