Рисунок
Саши (11 лет)
На первом
месте для этого человека понятия
безопасность, успех. В данный момент
чувствует потребность в безопасности.
Для него характерны открытость, доступность,
чувство теплоты и гостеприимности.
В отношениях дружелюбен, готов к
контактам, общителен. Хорошо адаптируется
ко всем жизненным ситуациям, эмоционально
лабилен. Восприимчив, открыто принимает
окружающее. Не скрывает свои чувства,
достаточно прямолинеен. При этом не
доволен своим умением контролировать
эмоции. Не всегда может контролировать
влечения, делает уступки своим слабостям
и желаниям. Ощущает потребность
в физической ловкости, силе. Озабочен
отношениями с другими, своим
внешним видом. Чрезмерно беспокоит
мнение окружающих о себе. Занят поиском
надежного положения в своем кругу. Хочет
быть замеченным. Благополучная домашняя
ситуация - ощущает психологическую теплоту
дома. Присутствует значительное внутреннее
напряжение, тревога. В поведении проявляются
бунтарство, протест. Для него характерны
упорство, настойчивость, решительность,
активность. Не задерживается на тревожащих
фактах, быстро находит выход из сложной
ситуации. Высокий уровень энергии.
Основные
характеристики
- Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех.
- Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
- 4 цвета в рисунке – хорошая адаптация, эмоциональная лабильность.
- Зеленые стены – потребность в безопасности.
- Штриховка
- Наличие штриховки – беспокойство по поводу недостаточного контроля за выражением своих эмоций.
- Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.
- Сильный нажим – энергичность, настойчивость.
- Длинные штрихи – не возбудимый. Прямые – упорство, настойчивость.
- Перспектива тройная – чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе.
- Рисунок в центре листа – незащищенность, прямолинейность. Потребность кропотливого контроля ради психологического равновесия.
- Дом
- Дом вблизи – открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.
- Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможна чувствительность к давлению среды.
- Дверь парадная – признак откровенности, достижимости.
- Очень густой дым – значительное внутреннее напряжение.
- Окна – готовность к контактам, дружелюбность, общительность. Нет занавесок – не стремится скрывать свои чувства.
- Крыша дома – сфера фантазии. Нормальные пропорции.
- Труба – ощущение психологической теплоты дома.
- Человек
- Голова – сфера интеллекта. Размер пропорциональный.
- Шея – связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом) на рисунке отсутствует. Не всегда может контролировать влечения, уступки своим слабостям и желаниям.
- Плечи – сильные телесные импульсы, физическая сила, потребность во власти. Размер пропорциональный.
- Туловище квадратное – мужественность.
- Лицо – сенсорный контакт с действительностью. На рисунке лицо подчеркнутое, жирно прорисованное – озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
- Руки – близко к телу – напряжение. Длинные и мускулистые – потребность в физической ловкости, силе. Одна рука за спиной – неуверенность в себе. Сильные – агрессивность, энергичность. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.
- Ноги широко расставлены – неподчинение, игнорирование. Ступни – признак подвижности в отношениях c другими людьми.
- Поза – уверенность в себе, физическая сила. Ноги подчеркнуто широко расставлены, подчеркнуто выделены, волосы – грубость, черствость.
- Дерево
- Расположение слева направо – увеличивается направленность на будущее, на внешний мир.
- Форма листвы – круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.
- Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.
- Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
- Закрытая густая листва – непроявляющаяся агрессивность.
- Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.
- Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
- Ствол сильно расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.
Моя семья
Представляет богатую информацию
о семейной ситуации ребенка. Он помогает
выявить отношение ребенка к
членам своей семьи: семейные отношения,
которые вызывают тревогу или
конфликты для рисующего, показывают,
как ребенок воспринимает взаимоотношения
с другими членами семьи и
свое место в семье. Для выполнения
теста ребенку дается стандартный
лист бумаги, цветные карандаши и
ластик. Инструкция ребенку: "Пожалуйста,
нарисуй свою семью, чтобы ее члены
были чем–то заняты". На все уточняющие
вопросы следует отвечать без каких–либо
указаний ("Можешь рисовать, как хочешь").
Во время рисования следует записывать
все спонтанные высказывания ребенка,
отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать
последовательность рисования членов
семьи. После того, как рисунок завершен,
с ребенком проводится беседа по следующей
схеме: Кто изображен на рисунке, что делает
каждый член семьи; Где работают или учатся
члены семьи; Как в семье распределяются
домашние обязанности; Каковы взаимоотношения
между членами семьи.
Рисунок Вики (5 лет)
Семейная ситуация благоприятна для
ребенка. Хорошие отношения в
семье, положительный эмоциональный
климат. Самый значимый человек для
Вики: мама, затем отец. Далее следуют:
сама Вика, потом бабушка. Нарисованы
все члены семьи, живущие с
ребенком. По мнению ребенка, самый
главный человек в семье –
папа, за ним следует мама. По мнению
Вики, они с бабушкой равноправные
члены семьи – возможно, с этим
связаны и конфликты между
ними. Ребенка беспокоят конфликты
с бабушкой. Наиболее желаем для
общения отец. Возможно, Вике также
не хватает его внимания.
Основные характеристики
- Самый значимый человек для ребенка: мама, затем отец. Далее следуют: сама Вика, потом бабушка. Нарисованы все члены семьи, живущие с ребенком.
- Наиболее крупная фигура: папа, потом мама. Вика и бабушка на одном уровне – так, по мнению ребенка, распределяется главенство в семье.
- Ближе всего к ребенку отец – он наиболее желаем в общении.
- Нет рта у отца – проблемы в общении с ним, может быть, не хватает внимания.
- Цветок между Викой и бабушкой - барьер, конфликт в отношениях. Штриховка, прорисовка пола под бабушкой – беспокоят конфликты с ней.
- Веселые лица, красивые платья, солнышко, цветы – хорошие отношения в семье, положительный эмоциональный климат.
- тревожность (по мнению Вики, ей уделяется мало внимания).
Заключение
Завершая работу можно
прийти к выводу, что по рисункам
ребенка можно определить склад
его личности, понять его отношение
к разным сторонам деятельности. Акт
рисования в психологии является ярким
выражением сущности человека.
По мнению
некоторых специалистов, изобразительная
деятельность имеет особый биологический
смысл. Детство - период интенсивного становления
физиологических и психических
функций. Рисование при этом играет
роль одного из механизмов выполнения
программы совершенствования организма
и психики.
Давно замечено,
что изображение ребенком значимых
для него ситуаций имеет психотерапевтический
эффект. В рисунке дети избавляются
от неприятных переживаний, пpоигpывают
возможные решения конфликтов, вынося
во внешний план свои страхи и тревоги.
Графическое изображение того, что
пугает детей, не приводит к фиксации
и усилению страха, а напротив, снижает
эмоциональное напряжение от тревожного
ожидания его реализации.
Изобразительная
деятельность детей предоставляет
широкие возможности для развития
и коppекции всех сфер детской
психики: познавательных процессов
и речи, мотивационной сферы и
самосознания, способствует развитию
произвольности и осмысленности
деятельности, фоpмиpованию графических
навыков. Рисунки позволяют оценивать
психологическое состояние ребенка и
– если это не запущенная форма психического
расстройства – помогают что-то изменить
к лучшему в здоровье ребенка, в его отношении
к окружающему миру. И, поверьте, это не
мало – вернуть ребенку радость всех цветов
мира и веру в себя. А от того, что чувствует
ребенок, каким видит он окружающий его
мир, каким представляет отношение этого
мира к себе, зависит и здоровье ребенка.
Список
литературы
- Бардашова Г.М. Влияние обучения средствами изобразительного искусства на процесс оздоровления учащихся. – Ярославль, 2000.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Радуга, 1998.
- Вундт В.. Фантазия как основа искусства. – М.: Издание т-ва М.О. Вольфа. 1914.
- Мухина В.С. Изобpазительная деятельность pебенка как фоpма усвоения социального опыта. - М.,1981.
- Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Гpафические методы в психологической диагностике. - М., 1992.
- Психологический словарь для родителей. – М.: Проспект, 2003.
- Сакулина Н.П. О детском рисунке. – М.: Просвещение, 1997.