Особенности развития прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать источники формирования дохода и механизм распределения прибыли туристского предприятия.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия,
- обозначить рентабельность деятельности ЧТУП «Алатан-Тур»,
- изучить управление прибылью и рентабельностью ЧТУП «Алатан-Тур».

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 730.82 Кб (Скачать)


3

Введение

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления организаций туристской отрасли. Необходимо более быстрое реагирование на изменение рыночных условий с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли, которая выступает не только в качестве главного финансового показателя деятельности турфирмы, но и является источником удовлетворения разнообразных потребностей в целом.

Основную цель деятельности организаций туризма составляет максимизация прибыли. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учреди гелей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

Прибыль -^основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части-бюджетов разных уровней.

Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в деятельности турфирмы, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет организации более успешно осуществлять свою деятельность. Правильный выбор направления анализа прибыли, четкое предскппение сильных и слабых сторон туристского предприятия, позволяют руководств} принимать     адекватные     решения.     снижать     писк     неудач       выявить неиспользованные мощности, поэтому актуальность данной темы диплома не вызывает сомнений.

Цель работы - исследовать источники формирования дохода и механизм распределения прибыли туристского предприятия.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия,

- обозначить рентабельность деятельности ЧТУП «Алатан-Тур»,

- изучить управление прибылью и рентабельностью ЧТУП «Алатан-Тур».



5 1. Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия 1.1. Определение прибыли как экономической категории

Прибыль в туризме создается только трудом работников данной отрасли, независимо от его характера. Произведенный в этой сфере продукт станет товаром тогда, когда дойдет до потребителя. Процесс создания стоимости туристского продукта не заканчивается в сфере производства, а продолжается на последующих стадиях его реализации. И на всех этапах его стоимость растет, хотя потребительская стоимость остается при этом неизменной. Поэтому в туризме прибыль является непосредственно созданной в данной отрасли.

Таким образом, можно полагать, что прибыль, созданная в туризме, независимо от соотношения производительного и непроизводительного труда, создается непосредственно в данной отрасли и занимает значительное место в рассматриваемом воспроизводстве.

Конечный результат деятельности туристского предприятия характеризуется не одним, а группой показателей. Но среди них только прибыль отражает превышение полученного результата от реализации туристского продукта и других видов деятельности над всеми его затратами. Совершенствование хозяйственного механизма туристского предприятия в нынешних условиях требует тщательного теоретического и практического анализа как всей системы используемых экономических категорий, так и отдельных ее элементов. К числу наиболее важных категорий, определяющих основу механизма хозяйствования, относится прибыль предприятия [13, с. 289].

С точки зрения бухгалтерского учета, прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов:

1)              дохода от обычной деятельности предприятия, представляющею
собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми
производственными и иными затратами;

2)              дохода, получаемого компанией от определенных видов ее активов,
приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), а также
активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода ( запасы.
земельные участки, оборудование, ценные бумаги).



6

Прибыль за отчетный период должна в идеале полностью учитывать оба вида доходов.

Прибыль как экономическая категория отражает доход туристского предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные ресурсы). Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристского предприятия. Во втором - характеризует эффективность его деятельности.

Эффективность (от латин. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий [8, с. 57]. Эффективность деятельности туристского предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Экономическая эффективность отражает уровень развития предприятия и степень использования издержек производства и характеризуется успехами в достижении прибыли - конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности.

Показатель прибыли, сохранив свою значимость как критерий оценки результата работы туристского предприятия, его конечных финансовых результатов, выступает в качестве источника удовлетворения разнообразных потребностей как предприятия, так и общества в целом. Поэтому в системе распределения прибыли должны учитываться интересы:

-  общества;

-  туристского предприятия;

-  собственника;

-  работников.

Объектом экономических интересов общества служич та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль по твердо установленной фиксированной процентной ставке. Это один из первоочередных платежей туристских предприятий, являющийся весомым источником пополнения государственного бюджета. Поэтому государством конкретно       определена      экономическая       ответственность       субъектов



7 хозяйствования и регламентированы их действия, по исполнительской дисциплине.

Экономические интересы туристского предприятия удовлетворяются за счет прибыли, остающейся в его распоряжении (чистая прибыль). Она направляется на решение задач производственного и социального характера. Значение прибыли для туристского предприятия заключается в том, что она выступает:

-  фондообразующим показателем;

-  источником финансовых ресурсов;

-  источником образования имущества;

-  источником материального стимулирования трудового коллектива;

-  источником предоставления льгот работникам предприятия. Экономические   интересы   собственника   направлены   на   увеличение

прибыли предприятия, так как за счет дивидендов и расширения туристского бизнеса значительно увеличивается его капитал [14, с. 315].

Экономические интересы работников связаны с увеличением их дохода и социальными выплатами за счет чистой прибыли предприятия.

Сбалансированность экономических интересов всех уровней может быть достигнута при соблюдении таких принципов, как:

-              первоочередное выполнение туристским предприятием финансовых
обязательств перед государством;

максимальное        обеспечение        потребностей        расширенного воспроизводства;

-   материальная заинтересованность работников в увеличении прибыли за счет средств чистой прибыли;

-   стремление к максимальному удовлетворению социально-культурных нужд.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции:

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые   и   топливно-энергетические   ресурсы,   нормы   амортизационных



8 отчислений. В известной степени от предприятия зависят такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата; в полной мере -уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Вместе с тем прибыль не является универсальным показателем и потому не отражает все аспекты деятельности предприятия [16, с. 420]. Чтобы оценить производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, используют систему показателей.

-              Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее
содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым
результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется
полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна
быть достаточной для финансирования расширения производственной
деятельности, научно-технического и социального развития предприятия,
материального поощрения работников.

-              В-третьих, прибыль является одним из источников формирования
бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и
наряду с другими доходными поступлениями используется для
финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей,
обеспечения выполнения государством своих функций, государственных
инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных
программ.              v



9 1.2. Источники образования прибыли на туристическом

предприятии

Долгое время в теории, на практике и в официальных документах источником прибыли признавался единственный фактор производства - труд. Для туризма этот постулат справедлив в тех редких случаях, когда посредник (турагент) покупает туристский продукт с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Тогда труд турагента выступает источником получения прибыли, поскольку турагент приобрел этот товар с целью реализации. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, получение прибыли основано на привлечении нескольких факторов производства, прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, а также с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других версиях происхождения прибыли:

-  прибыль, заработанная благодаря инициативе;

-  прибыль, полученная при неблагоприятных обстоятельствах (по сути -понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

-              прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию
общественными институтами, среди которых важную роль играют органы
государственной власти («допускаемая прибыль»).

Такая классификация весьма приблизительна. Очень часто конкретный случай происхождения прибыли трудно отнести к той или иной категории. Порой прибыль компании является результатом совпадения всех трех ситуаций.

Все многообразие источников образования прибыли в туристском предприятии можно сгруппировать по определенным признакам и в укрупненном виде представить основные.

1. Главный источник связан с основной производственш няйственной деятельностью туристского предприятия. Величина прио. ли в данном случае зависит от:

а)              специфики и особенностей туристских продуктов и услуг, их
жизненного цикла;

б)              объемов продаж;



10

в)              конъюнктуры рынка, конкурентных условий продажи своих товаров и
услуг;

г)              структуры снижения издержек производства.

2.              Этот источник образуется за счет уникальности туристского продукта
или монопольного положения туристского предприятия по выпуску того или
иного продукта (услуги). Поддержание этого источника на относительно
высоком уровне предполагает постоянное обновление туристского продукта.
В этой ситуации следует постоянно учитывать такую противодействующую
силу, как растущая конкуренция со стороны других туристских предприятий.

Информация о работе Особенности развития прибыли