Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель работы - исследовать источники формирования дохода и механизм распределения прибыли туристского предприятия.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия,
- обозначить рентабельность деятельности ЧТУП «Алатан-Тур»,
- изучить управление прибылью и рентабельностью ЧТУП «Алатан-Тур».
29
5 | Перед покупателями и заказчиками (стр.622) | 1,0 | 0,0507 | 4,0 | 0,1147 | 3.0 | 0,0641 |
6 | По налогам и сборам (стр.625) | 14,0 | 0,7092 | 10,0 | 0,2868 | -4,0 | -0,4224 |
7 | Баланс (стр.700) | 1974,0 | 100,0 | 3487,0 | 100, | 1513,0 | X |
Примечание. Источник: на основе данных предприятия.
При проведенном анализе пассива баланса организации ЧТУП «Алатан-Тур» можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в пассиве баланса занимают обязательства-59,2% и 68,54% за предыдущий и отчетный периоды. В течении года произошло увеличение доли краткосрочных обязательств в структуре пассива бухгалтерского баланса организации на 9,32% с соответствующим уменьшением доли капиталов и резервов. Общее изменение суммы пассивов на конец отчетного года в размере 1513 миллионов рублей обеспечили следующие статьи баланса:
- увеличение капитала организации на 292 миллиона рублей;
- увеличение кредиторской задолженности организации на 1221
миллион рублей.
Проведем анализ структуры прибыли, полученной на ЧТУП «Алатан-Тур» (таблица 4).
Таблица 4. Структура прибыли ЧТУП «Алатан-Тур»
№ п/п | Наименование показателей | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | ||
млн. руб. | % | млн.руб. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Прибыль (убыток) | 419,0 | 100,0 | 428,0 | 100,0 |
~> | Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 428,0 | 102.15 | 465,0 | 108.64 |
3 | Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | 1,0 | 0,24 | 1,0 | 0.23 |
4 | Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | -10,0 | -2.39 | -38.0 | -8.87 |
5 | Налог на прибыль | 108.0 | 25,77 | 107, 0 | 25.00 |
6 | Прочие налоги, сборы из прибыли | 11,0 | 2.63 | 12.0 | 2.8 |
| Чистая прибыль (убыток) | 300 | 71,60 | 309,0 | 72,2 |
Примечание. Источник: на основе данных предприятия.
39 Различают два вида рентабельности: рассчитанная -на основе балансовой прибыли и рассчитанная на основе чистой прибыли (чистая рентабельность).
Показатели рентабельности весьма практичны, они отвечают интересам всех участников: руководителей предприятия - поскольку говорят о доходности всего капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов - так как показывают отдачу на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - информируют о доходности акций; предпринимателей - из-за возможности судить по ним о привлекательности бизнеса в этой сфере.
Высокий и стабильный уровень рентабельности обеспечивает победу предприятию в конкурентной борьбе и способствует его выживанию.
Экономический анализ прибыли и рентабельности включает изучение:
- выполнения плана по прибыли и рентабельности;
- динамики прибыли и рентабельности;
- влияния и уровня влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность;
- резервов роста прибыли и способов их мобилизации. Анализ динамики прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с аналогичной информацией конкурентов, а также с динамикой величины и прироста чистой прибыли дает представление о положении дел на предприятии - снижении или повышении темпов прироста.
Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов. Объектом планирования на туристском предприятии являются планируемые элементы балансовой прибыли, прежде всего - прибыли от реализации туристских продуктов, оказания дополнительных туристских услуг.
Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на возможностях туристского предприятия, заключенных контрактах и договорах.
38 Как экономическая категория, прибыль отражает доход туристского предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные ресурсы). Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристского предприятия. Во втором - характеризует эффективность его деятельности.
Все источники образования прибыли в туристском предприятии можно сгруппировать в виде трех основных групп:
- связанный с основной производственно-хозяйственной деятельностью
туристского предприятия;
- связанный либо с уникальностью туристского продукта, либо с
монопольным положением предприятия по выпуску того или иного
продукта;
- связанный с инновационной деятельностью туристского предприятия.
Можно указать следующие виды прибыли туристического предприятия:
экономическая прибыль, бухгалтерская прибыль, балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), недополученная прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, номинальная прибыль, реальная прибыль, накопленная прибыль.
Балансовая прибыль является объектом распределения на предприятии. Механизм ее распределения базируется на следующих принципах:
полученная прибыль распределяется между государством и предприятием;
- прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов;
- размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должен стимулировать его хозяйственную деятельность;
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, оставшаяся часть - на потребление.
Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии, в объединении и отрасли в целом в процессе производства и реализации продукции.
37
Заключение
Таким образом, прибыль есть доход от использования факторов производства - труда, земли, капитала и предпринимательства. В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками.
Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников.
Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю - прибыли. Для более правильной оценки сопоставляется полученный результат в виде прибыли с понесенными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или нормой рентабельности.
Используются следующие показатели рентабельности:
- Рентабельность производственных фондов.
- Рентабельность продукции.
- Рентабельность вложений в предприятие.
- Рентабельность собственных средств предприятия.
- Рентабельность долгосрочных финансовых вложений.
Понимание прибыли крайне важно потому, что плательщиками налогов на доходы и прибыль являются организационные формы, доминирующие среди туристических предприятий.
Прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов:
1) дохода от обычной деятельности предприятия, представляющего
собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми
производственными и иными затратами;
2) дохода, получаемого компанией от определенных видов ее активов,
приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), а также
активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (запасы,
земельные участки, оборудование, ценные бумаги).
36
Соответственно чистая прибыль (Пч) равна
Пч= Пбал —Н.
Сумма налогов и обязательных отчислений от выручки по реализации может быть рассчитана в краткосрочном периоде исходя из действующей системы налогообложения или по сложившейся тенденции - за анализируемые периоды по удельному весу суммы налогов в выручке от реализации.
Финансовый результат от внереализационных операций в планируемом периоде определяется исходя из сложившихся тенденций за анализируемый период и с учетом возможных изменений.
Метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения. Повышение уровня рентабельности может быть достигнуто различными путями.
Все перечисленные методы прогнозирования прибыли достаточно просты, однако они не позволяют проследить влияние на прибыль различных факторов: объема продаж, издержек производства, изменения цен, налоговой нагрузки и др. Поэтому туристскими предприятиями может быть использован аналитический метод расчета прибыли. Он базируется на рентабельности производства туристского продукта в отчетном периоде и росте соответствующих показателей в перспективе.
В основу многих методов планирования прибыли и механизма управления прибылью положена взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками производства.
Классификация затрат на переменные и постоянные в финансовом менеджменте положена в основу решения задачи максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Кроме того, она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить запас финансовой прочности предприятия, порог рентабельности и эффект производственного (или операционного) рычага.