Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель работы - исследовать источники формирования дохода и механизм распределения прибыли туристского предприятия.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия,
- обозначить рентабельность деятельности ЧТУП «Алатан-Тур»,
- изучить управление прибылью и рентабельностью ЧТУП «Алатан-Тур».
\
24
Примечание. Источник: на основе данных предприятия.
В соответствие с калькуляцией рассчитывается стоимость нормо-часа, который является базой для расчета стоимости оказываемых услуг.
Проведем экономическое обоснование полученных данных.
Отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги (работы) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов налогов и неналоговых платежей в соответствие с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка.
Включение затрат в себестоимость туристского продукта (услуги) производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Затраты, включаемые в себестоимость туристского продукта, рассчитываются по нормам, определяемым в установленном порядке и утверждаемым руководителем предприятия.
Таким образом, в экономическое обоснование тарифа (нормо-часа) на услуги включаются прямые и косвенные затраты. Косвенные затраты в обоснование включаются в составе общехозяйственных и коммерческих расходов.
2.2. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности ЧТУП «Алатан-Тур»
Показатели рентабельности формируются на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменений размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Также показатели рентабельности формируются на базе расчета уровня рентабельности, где вместо прибыли в расчет принимается чистый приток
25 денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделение внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.
Для того чтобы узнать минимальный размер выручки от реализации предоставляемых услуг, ниже которого предприятие будет убыточным, необходимо рассчитать точку безубыточности или порог рентабельности.
Расчет порога рентабельности производится на основе данных о прибылях и убытках предприятия.
Для того чтобы оценить влияние различных факторов на рентабельность деятельности предприятия, используется факторный анализ. Он позволяет сделать обоснованные выводы о динамике рентабельности и, в конечном счете, дать конкретные предложения о направлениях изменения структуры услуг в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
В финансовом анализе могут быть использованы различные методы:
- индексный метод;
- метод интегральной оценки;
- метод цепных постановок.
Метод цепных подстановок применяется, когда зависимость между изучаемыми явлениями или процессами носит строго функциональный характер, то есть представляется в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. При этом рассматриваемая модель может быть любого вида: мультипликативной, аддитивной, кратной или комбинированной. При методе цепных подстановок последовательно заменяются рассматриваемые показатели-факторы от базовой величины к
26
фактической, б каждом расчете меняется только один показатель, все остальные остаются на предыдущем уровне.
Модифицируя формулу рентабельности
R = Прибыль / Затраты
Для определения факторов, которые влияют на изменение рентабельности, получим:
R = (выручка от реализации - затраты на производство (себестоимость) -коммерческие расходы - управленческие расходы) / затраты на производство
Эта факторная модель показывает, что рентабельность услуг по прибыли от реализации влияют такие факторы как выручка от реализации, себестоимость продукции, коммерческие и управленческие расходы.
Алгоритм расчета:
Ведем некоторые сокращения
ВР - выручка от реализации продукции;
3 - затраты на производство (себестоимость);
КР - коммерческие расходы;
ПР - прибыль.
1. Изменение рентабельности продукции (по прибыли от реализации) за
счет изменения выручки от реализации:
R0 = (ВРО - 30 - КРО - УРО) / 30
Rep = (ВР1 - 30 - КРО - УРО) / 30
ДЯвр = (ВР1 - 30 - КРО - УРО) / 30 - (ВРО - 30 - КРО - УРО) / 30
2. Изменение рентабельности продукции за счет изменения
себестоимости:
Rcc = (ВР1 - 31 - КРО - УРО) / 31
ARcc - (ВР1 - 31 - КРО - УРО) / 31 - (ВР1 - 30 - КРО - УРО) / 30
3. Изменение рентабельности продукции за счет изменения
коммерческих расходов:
RkP = (ВР1 - 31 - КР1 - УРО) /31
ДЯкр = (ВР1 -31 -КР] -УРО) /31 -(ВР1 -31 -КРО-УРО)/31
4. Изменение рентабельности продукции за счет изменения
управленческих расходов:
Ryp = (BPl -31 - КР 1 УР1)/31
:\Ryp = (BPl -31 -КР1 УР1)/3! -(ВР1 -31 -КР1 -УРО)/31
5. Проверка правильности расчетов:
27
AR = R1 - RO = ARBp + ARcc + ARjcp + ARyp Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и так далее. Они наиболее полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами [12, с. 331]. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
Для более детального рассмотрения результатов деятельности ЧТУП «Алатан-Тур» проведем анализ его финансовых показателей работы за период 2010 года.
Таблица 2. Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов за 2010 г.
№п /п | Наименование статей баланса | Показатель структуры актива | |||||
на начало периода | на конец периода | 7 | |||||
млн.руб. | % | млн.руб. | % | млн.руб. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Внеоборотные активы (стр.190) | 4,0 | 0,2026 | 8,0 | 0,2294 | 4.0 | 0,0268 |
2 | Основные средства (остаточная ст-ть) (стр.110) | 4,0 | 0,2026 | 8,0 | 0,2294 | 4,0 | 0,0268 |
i | Оборотные активы (стр.290) | 1970,0 | 99,7974 | 3479,0 | 99,7706 | 1509,0 | -0,0268 |
4 | Запасы и затраты (стр.210) | 1817,0 | 92,0466 | 3164,0 | 90,7370 | 1347,0 | -1,3096 |
5 | Сырье, материалы и др.аткивы (стр.211) | 9,0 | 0,4559 | 12,0 | 0,3441 | 3.0 | -0,1118 |
6 | Расходы на реализацию (стр.214) | 59,0 | 2,9889 | 88,0 | 2,5237 | 29.0 | -0,4652 |
7 | Готовая продукция и товары для реализации (стр.215) | 1111,0 | 56,2817 | 1889,0 | 54,1726 | 778,0 | -2.1090 |
8 | Товары отгруженные (стр.216) | 615,0 | 31.1550 | 1067,0 | 30,5994 | 452.0 | -0.5556 |
9 | Расходы будущих периодов (стр.218) | 23.0 | 1,165 1 | 108,0 | 3.0972 | 85.0 | 1,9321 |
10 | Налоги по приобретенным говарам, работам, услугам (стр.220) | 36.0 | 1,8237 | 54.0 | 1,5486 | 18.0 | -0,2751 |
1 1 | Дебиторская | 7.0 | 0.3546 | 43 | 1,2332 | 36.0 | 0.8785 |
28
| задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) (стр.240) |
|
|
|
|
|
|
12 | Денежные средства (стр.260) | 110,0 | 5,5724 | 218,0 | 6,2518 | 108,0 | 0,6794 |
13 | Баланс (стр.300) | 1974,0 | 100,0 | 3487,0 | 100,0 | 1513.0 | X |
Примечание. Источник: на основе данных предприятия.
Данные таблицы свидетельствуют, что за 2010 год произошли незначительные изменения в активе баланса. Наибольший удельный вес в составе средств составляют оборотные активы - 99,8% за предыдущий период и 99,77% за отчетный. Наименьший удельный вес составляют, соответственно, внеоборотные активы в виде основных средств.
Можно заметить, что в течении отчетного года произошло увеличение доли внеоборотных активов в структуре имущества организации на 0,03% с соответствующим уменьшением доли оборотных активов. Также произошли незначительные изменения в структуре оборотных активов:
- уменьшение запасов товаров для реализации на 1,31% в удельном весе активов;
- уменьшение товаров отгруженных на 0,56% в удельном весе актива;
- увеличение дебиторской задолженности на 0,88% в удельном весе актива;
- увеличение денежных средств на конец года на 0,68% в удельном весе актива.
Таблица 3. Анализ структуры пассива бухгалтерского баланса и его основных разделов за 2010 г.
№п /и | Наименование статей баланса | Показатель структуры пассива | |||||
на начало периода | на конец периода | + -„ | |||||
млн.руб. | % | млн.руб. | % | млн.руб. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
! | Капитал и резервы (стр.490) | 805.0 | 40.7801 | 1097,0 | 3 1.4597 | 292,0 | -9,3204 |
2 | Краткосрочные обязател ьства (стр.690) | 1 169,0 | 59,2199 | 2390.0 | 68.5403 | 1221,0 | 9.3204 |
3 | Кредиторская задолженнос i ь (стр.620) | 1169,0 | 59.2199 | 2390.0 | 68,5403 | 1221.0 | 9,3204 |
4 | Перед поставщиками и подряди и кам и (стр.621) | II 54.0 | 58.4600 | 2376,0 | 68,1388 | 1222.0 | 9.6788 |