Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель работы - исследовать источники формирования дохода и механизм распределения прибыли туристского предприятия.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия,
- обозначить рентабельность деятельности ЧТУП «Алатан-Тур»,
- изучить управление прибылью и рентабельностью ЧТУП «Алатан-Тур».
35 Объектом планирования на ЧТУП «Алатан-Тур» являются планируемые элементы балансовой прибыли, прежде всего - прибыли от реализации туристских продуктов, оказания дополнительных туристских услуг.
Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на возможностях туристского предприятия, заключенных контрактах и договорах. При планировании прибыли могут быть использованы различные методы:
- укрупненный метод прямого счета;
- поассортиментное планирование;
- прямой счет;
- метод определения прибыли на вложенный капитал;
- метод экспертных оценок;
- расчетно-аналитический метод.
Наиболее применимы на туристских предприятиях первые три метода. С их помощью можно определить объем реализуемых туристских продуктов в ценах и по их себестоимости, используя в расчетах индекс потребительских цен. При этом важна достоверность исходных данных о прогнозируемых величинах выручки от реализации (Вр), издержках производства, налогах и отчислениях.
Прогнозируемая величина прибыли (Пдр) в этом случае рассчитывается следующим образом:
Ппр = Вр - ИП - Н,
где ИП - издержки производства; Н - величина налогов и отчислений.
Очень важным для туристских предприятий является планирование с использованием поассортиментного метода. Он позволяет получить прогнозную величину объема продаж по каждому туристскому продукту, определить эффективность затрат и рентабельность, а также четко проследить доходность каждого туристского продукта на разных этапах его жизненного цикла. Эта информация в свою очередь является основой для корректировки стратегии туристского предприятия и способствует определению прибыли по формуле
Пбал = П + Пвоф + ФРвро - II,
где Пбал - прибыль балансовая; Пвоф - - прибыль от прочею выбытия,
продажи основных фондов; ФРвро финансовый результат от
внереализационных операций.
34
Кардинальное решение проблемы неплатежей невозможно без оздоровления экономики. Тем не менее на туристском предприятии должна функционировать действенная система, защищающая его интересы.
Резервом увеличения прибыли может служить прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества. Финансовый результат в последнем случае может быть и положительным, и отрицательным, что зависит от состава и продажной цены реализуемых активов.
Положительно характеризует финансовую деятельность туристского предприятия покупка ценных бумаг. Поскольку ценные бумаги относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, получает возможность совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. Доходными для туристского предприятия могут быть финансовые вложения в составе внереализационных операций. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны определяться на основе достоверной оценки их эффективности. Следует отметить, что в настоящее время доходы по финансовым активам не перекрывают уровень инфляции. Относительно надежным средством можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов.
Особое внимание следует уделять анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Эти убытки -свидетельство упущений в учетной и контрольной работе, в обеспечении сохранности имущества. Каждый конкретно выявленный случай должен иметь законное обоснование в списании, или убытки должны быть возмещены за счет виновных лиц.
Туризм - вид экономической деятельности, ориентированной на конечного потребителя. Для увеличения выручки от реализации туристского продукта и прироста прибыли решающее значение имеют объемы продаж, определяемые спросом, и уровень себестоимости, обусловленный качеством туристских товаров.
Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на туристском предприятии.
33
где Ч - численность работников.
Для определения влияния данного фактора на прибыль необходимо использовать формулу
ДП = (ВрхУпрбаз)/100,
где Упр баз - базисный уровень прибыли от реализации.
Подобным образом измеряется и влияние на прибыль фондоотдачи.
Измерение влияния ценового фактора определяется по формуле
АП = ((Вр отч - Вр с)Пр баз) / 100.
Влияние изменения прочих доходов и затрат на размер прибыли определятся методом прямого счета. Изменение суммы прибыли в числе прочих доходов во многом зависит от внереализационных доходов и потерь, выбытия и продажи основных фондов и прочих активов. Анализ фактических потерь и расходов по этим факторам позволяет приступить к мероприятиям по их сокращению и недопущению в дальнейшем.
Особая статья убытков для предприятий системы туризма связана с нарушением договорной дисциплины. Туристская деятельность основана на договорной системе. Грамотная, разумная, гибкая договорная политика -первоочередное условие успеха туристского предприятия. Не менее важным фактором является расчетно-платежная дисциплина.
Проблема неплатежей в целом остается одной из острейших для нашей экономики.
Затраты несут туристские предприятия из-за особенностей системы расчета с потребителями туристского продукта или услуги. Платеж по принципу обратной связи может и должен использоваться для воздействия на качество туристского продукта. Оплачивая или не оплачивая товар, то есть покупая или не покупая его, потребитель тем самым дает оценку его общественной полезности. Однако в силу специфики туристского продукта как товара потребитель не может его осязать, и потому оценивает качество турпродукта уже в процессе его потребления. Такое обстоятельство оборачивается для предприятия риском отказа потребителя от договора покупки и часто - возвратом авансового платежа. При этом потери туристского предприятия многократно увеличиваются вследствие другой особенности туристского продукта - невосполняемости дохода от непроданного товара.
32 где Вр отч , Вр баз - выручка от реализации соответственно отчетного и базисного периодов; Пр баз - прибыль от реализации базисного периода в процентах к выручке от реализации /4; с. 365/.
Для измерения влияния физического объема выручки от реализации в сопоставимых ценах следует отклонение выручки от реализации в сопоставимых ценах от базисной выручки от реализации умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100:
АП = ((Вр с - Вр баз) Пр баз)/ 100, где Вр с - выручка от реализации в сопоставимых ценах. При изучении динамики показателей прибыли их сопоставимость обеспечивается путем пересчета на индекс цен (1р), который определяется по формуле
1р = (ЕК1ЦГ)/(ЕКЩо), где К1 - выпуск товара в отчетном периоде в натуральных единицах; Ц1 и Цо - цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах. Значительное влияние на размер прибыли оказывает состояние издержек производства. Оно определяется по формуле
ДП = (Вр отч (УИП отч - УИП баз) / 100, где УИП отч и УИП баз - уровни издержек производства соответственно отчетного и базисного периодов.
Уровень издержек производства равен
УИП = (ИП/Вр)/100%, где Вр - выручка от реализации за счет повышения производительности труда.
Влияние на прибыль налогов и отчислений рассчитывается по формуле
ДП - (Вр отч (Ун отч - Ун баз) / 100, где Ун отч, Ун баз - уровень налогов соответственно отчетного и базисного периодов в процентах к выручке от реализации.
Важным экономическим показателем, существенно воздействующим на прибыль, является производительность труда (Пр.т). Учитывая специфику туризма как вида деятельности, трудно в чистом виде определить производительность труда в нем. Тем не менее этот показатель необходимо рассчитывать, хотя и с некоторыми оговорками. Формула расчета выглядит следующим образом:
Пр.т = Вр / Ч,
3. Управление прибылью и рентабельностью ЧТУП «Алатан-Тур»
Деятельность туристского предприятия направлена на достижение главной цели - получения максимальной прибыли, чему способствует управление механизмом получения прибыли и повышения рентабельности хозяйствования. Управление включает анализ прибыли и рентабельности, их планирование и определение возможных путей их увеличения.
Экономический анализ прибыли и рентабельности включает изучение:
- выполнения плана по прибыли и рентабельности;
- динамики прибыли и рентабельности;
- влияния и уровня влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность;
- резервов роста прибыли и способов их мобилизации. Анализ динамики прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с аналогичной информацией конкурентов, а также с динамикой величины и прироста чистой прибыли дает представление о положении дел на предприятии - снижении или повышении темпов прироста. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует о заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективности хозяйствования.
На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние большое количество факторов. Все эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Граница внутренних факторов управляема и зависит от экономической политики самого предприятия. В их числе: объем продаж, виды туристского продукта и сегменты рынка, специфика работы с потребителем, менеджмент, эффективность использования издержек производства, материальное стимулирование коллектива и др. Внешние факторы являются отражением внешней экономической среды и практически не зависят от деятельности предприятия. В основном они обусловлены уровнем экономического состояния государства.
Величина прибыли в наибольшей степени зависит от объема продаж, себестоимости туристского продукта, уровня налогообложения, структуры цены. Влияние этих факторов определяется приемом абсолютных разниц. Для измерения влияния выручки от реализации необходимо отклонение от плана или в динамике по его объему умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100:
ДП = ((Вр отч - Вр баз)) П р баз / 100,
30 Из анализа видно, что произошло уменьшение прибыли в абсолютном выражении на 9 миллионов рублей. Снижение прибыли было вызвано уменьшением финансового результата от основной деятельности ООО ЧТУП «Алатан-Тур», прибыли от реализации товаров и увеличения убытков от внериализационной деятельности.
В результате хозяйственной деятельности предприятия ЧТУП «Алатан-Тур» в 2010 году была получена выручка от реализации продукции в размере 6304 миллиона рублей, себестоимость реализованной продукции составила 4307 миллионов рублей, расходы на реализацию составили 764 миллиона рублей, которые представляют собой сумму расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, арендная плата за помещение офиса и складов, коммунальных платежей, процентов, уплаченных банку за совершение операций по продаже валюты. Внереализационные расходы и доходы представляют собой суммы курсовых разниц, возникших в результате переоценки кредиторской задолженности, денежных средств на счетах предприятия в связи с изменением курса иностранных валют, устанавливаемого НБ РБ.