Механизм налогообложения прибыли в 2002-2011 гг. в России: особенности и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

В системе государственных доходов налогам принадлежит важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами.
Налог на прибыль – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Файлы: 1 файл

referat_po_nalogam.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В системе государственных  доходов налогам принадлежит  важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами.

Налог на прибыль – один  из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и  местных бюджетов. За несколько лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов (налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организации).

Постоянные изменения  налогового законодательства, а также  формирование нового финансового, гражданского, административного, уголовного, процессуального  законодательств внесли существенные поправки в систему налоговых  правоотношений, возникающих в связи  с налогом на прибыль.

Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В 90-е годы страна претерпевала значительные изменения: менялись экономические отношения, правовая база, отношения собственности и даже геополитическое положение России. И налоговая система уже не отвечала ситуации в полной мере и зачастую выступала  как тормоз экономического развития страны.

Было бы нерационально  ломать  существующую  налоговую  систему  в целом и налог  на прибыль в частности. Однако уровень  налогообложения, структура налога на прибыль и порядок его взимания все же нуждались в поправке. Реформаторам не стоило забывать и о том, что в условиях острого дефицита денежных средств у государства, налог на прибыль предприятий и организаций является одним из четырех основных доходных налоговых источников.

В данной  работе я планирую  рассмотреть эволюцию  налога на прибыль организации, а также  его перспективы в российской системе налогообложения.

 

 

 

 

    1. Эволюция налога на прибыль организации

Налог на прибыль в нынешней его интерпретации был введен в ходе налоговой реформы 1992 г. В декабре 1990 года  Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». С распадом СССР и переходом к радикальному изменению всех экономических отношений в конце 1991 года начала формироваться новая налоговая система России, одним из ключевых моментов которой стало введение в действие с 01.01.92 г. Закона РСФСР от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который за истекший период претерпел большое количество изменений и дополнений. 

Согласно Закону, налог  является прямым, его сумма зависит  от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики - все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения  и организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность, филиалы и другие аналогичные  подразделения, имеющие отдельный  баланс и расчетный счет, иностранные  фирмы, осуществляющие предпринимательскую  деятельность на территории России.

До этого формирование доходной базы бюджетов осуществлялось в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка  прибыли и отчислений от прибыли.

Реформой  введен  механизм применения предельного уровня рентабельности для исчисления налога на прибыль. Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. №552..

 Введен порядок, согласно  которому льготы даются не  отдельным предприятиям или организациям, а приоритетным отраслям производства. Предусмотрено частичное освобождение  от налога сумм прибыли, направленных  на инвестиции для развития  производства. Принципиально новым  для практики взимания налогов  в нашей стране является освобождение  от налогообложения на срок  до 5 лет прибыли, направляемой  на погашение убытков, образовавшихся  в предыдущем году. Сохраняется  налоговое регулирование средств,  расходуемых предприятиями на  оплату труда. Однако в то  же время с суммы превышения  фактических расходов на оплату  труда против удвоенной нормируемой  величины этих расходов налог  исчисляется по ставке 50%. И это  по всем предприятиям. В условиях  спада производства, продолжающейся  инфляции и ограниченности ресурсов  исключительно важное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятельности. Освобождена от налогообложения прибыль всех предприятий и организаций, направляемая на инвестиции, включая развитие собственной производственной и непроизводственной базы при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации). Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль и на другие социально-культурные нужды. С 1996 г. освобождается от налога прибыль средств массовой информаций за исключением прибыли, полученной от публикации рекламы и эротической продукции.

Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило убыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих  пяти лет при условии полного  использования на эти цели средств  резервного фонда. Но при этом не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, а также убытки, полученные до 1 января 1996 г. в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, убытки, полученные от превышения норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

С 1997 г. предоставлена налоговая  льгота товариществам - собственникам  жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой прибыли  на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых помещений, инженерное оборудование жилых домов.

Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому бизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два года после регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Ставка налога на прибыль  предприятий и организаций несколько  раз претерпевала изменения. Первоначально  при принятии соответствующего Закона она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности - 45%. Так она функционировала в 1992-1993 гг. Кредитные учреждения платили  вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994 г. и ставки, и  механизм взимания налога на прибыль  подверглись переменам. Малые предприятия освобождены от обязанности вносить авансовые платежи. Они рассчитываются с бюджетом по фактическим квартальным результатам, что в условиях инфляции является заметной налоговой льготой. Также налог на доходы банков был отменен и кредитные учреждения стали вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог еще в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Таким образом для предприятия данный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35-38% в 1994 г. В последующих годах происходили неоднократные уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федерации могут устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22%. Практически повсеместно в Российской Федерации общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (13+22), однако при этом отменена инвестиционная льгота, позволявшая предприятиям платить налог на эффективной ставке 18%. С 01 января 2009 и по сегодняшний день действует основная ставка налога на прибыль - 20%.

Более высокие ставки применяются  к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального  налога может быть установлена до 30%, а общая ставка -до 43%.

В 1996 г. вступил в действие Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства". Применение упрощенной системы для организаций  предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных  налогов и сборов уплатой единого  налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности. Для  организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий  порядок уплаты таможенных пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

 

 

1.1 Экономическая природа  и история развития налога  на прибыль в России.

 

Прообраз  современной системы налогов  и налогообложения возник уже  на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано  скорее не с процессом появления  прибавочного продукта и классовым  расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе  общественного перераспределения  получаемых материальных ценностей  часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного  процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально  заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые  поступления в то время содержались  вождь, совет старейшин, а в отдельных  случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая  относилась к «регулярной» армии  указанной общественной группы.

Первоначальное  формирование налоговой системы  происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального  охвата. Возникновение «местных»  систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало  одной из важнейших предпосылок  для его создания [1, 265].

В России налоговая система нормативно определена в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

До  принятия общей части Налогового Кодекса в Законе об основах налоговой  системы выделялось четыре вида платежей налогового характера: налог, сбор, пошлина, другой (обязательный) платёж. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами.

Преследуя цель выделения понятия налога из состава платежей налогового характера  Конституционный Суд Российской Федерации в 1997 г. указал что налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные и внебюджетные фонды [2, 244].

Налоговая система, установленная Налоговым  Кодексом, предусматривает два вида налоговых платежей: налог, сбор. Ещё  до принятия общей части Налогового Кодекса в Российской Федерации  в соответствии с её территориальным  устройством сформировалась трёхуровневая  система налоговых отчислений:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ); акцизы (глава 22 НК РФ); налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ); единый социальный налог (глава 24 НК РФ); налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ); водный налог (глава 25.2 НК РФ); государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ); налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ).

Региональные  налоги и сборы – это налоги и сборы субъектов Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены  Налоговым Кодексом и законами субъектов  Российской Федерации и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации. К  ним относятся: транспортный налог (глава 28 НК РФ); налог на игорный  бизнес (глава 29 НК РФ); налог на имущество  организаций (глава 30 НК РФ).

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые  Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ) [3.258–279].

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой  системы России и служит инструментом перераспределения национального  дохода. Однако в отличие от НДС  данный налог является прямым, т.е. его  окончательная сумма целиком  и полностью зависит от конечного  финансового результата.

Информация о работе Механизм налогообложения прибыли в 2002-2011 гг. в России: особенности и перспективы развития