Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:38, реферат
В системе государственных доходов налогам принадлежит важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами.
Налог на прибыль – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
Введение
В системе государственных доходов налогам принадлежит важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами.
Налог на прибыль – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. За несколько лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов (налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организации).
Постоянные изменения налогового законодательства, а также формирование нового финансового, гражданского, административного, уголовного, процессуального законодательств внесли существенные поправки в систему налоговых правоотношений, возникающих в связи с налогом на прибыль.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В 90-е годы страна претерпевала значительные изменения: менялись экономические отношения, правовая база, отношения собственности и даже геополитическое положение России. И налоговая система уже не отвечала ситуации в полной мере и зачастую выступала как тормоз экономического развития страны.
Было бы нерационально ломать существующую налоговую систему в целом и налог на прибыль в частности. Однако уровень налогообложения, структура налога на прибыль и порядок его взимания все же нуждались в поправке. Реформаторам не стоило забывать и о том, что в условиях острого дефицита денежных средств у государства, налог на прибыль предприятий и организаций является одним из четырех основных доходных налоговых источников.
В данной работе я планирую рассмотреть эволюцию налога на прибыль организации, а также его перспективы в российской системе налогообложения.
Налог на прибыль в нынешней его интерпретации был введен в ходе налоговой реформы 1992 г. В декабре 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». С распадом СССР и переходом к радикальному изменению всех экономических отношений в конце 1991 года начала формироваться новая налоговая система России, одним из ключевых моментов которой стало введение в действие с 01.01.92 г. Закона РСФСР от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который за истекший период претерпел большое количество изменений и дополнений.
Согласно Закону, налог
является прямым, его сумма зависит
от конечного финансового
До этого формирование доходной базы бюджетов осуществлялось в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли и отчислений от прибыли.
Реформой введен механизм применения предельного уровня рентабельности для исчисления налога на прибыль. Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. №552..
Введен порядок, согласно
которому льготы даются не
отдельным предприятиям или
Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило убыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих пяти лет при условии полного использования на эти цели средств резервного фонда. Но при этом не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, а также убытки, полученные до 1 января 1996 г. в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, убытки, полученные от превышения норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
С 1997 г. предоставлена налоговая льгота товариществам - собственникам жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых помещений, инженерное оборудование жилых домов.
Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому бизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два года после регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Ставка налога на прибыль
предприятий и организаций
Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального налога может быть установлена до 30%, а общая ставка -до 43%.
В 1996 г. вступил в действие Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Применение упрощенной системы для организаций предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России.
Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.
Возникновение
системы налогообложения
Первоначальное
формирование налоговой системы
происходило в каждой общине самостоятельно,
и сама система отличалась локальным,
«местным» уровнем фискального
охвата. Возникновение «местных»
систем налогообложения предшествовало
образованию государства и
В России налоговая система нормативно определена в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
До принятия общей части Налогового Кодекса в Законе об основах налоговой системы выделялось четыре вида платежей налогового характера: налог, сбор, пошлина, другой (обязательный) платёж. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Преследуя цель выделения понятия налога из состава платежей налогового характера Конституционный Суд Российской Федерации в 1997 г. указал что налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные и внебюджетные фонды [2, 244].
Налоговая система, установленная Налоговым Кодексом, предусматривает два вида налоговых платежей: налог, сбор. Ещё до принятия общей части Налогового Кодекса в Российской Федерации в соответствии с её территориальным устройством сформировалась трёхуровневая система налоговых отчислений:
Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ); акцизы (глава 22 НК РФ); налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ); единый социальный налог (глава 24 НК РФ); налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ); водный налог (глава 25.2 НК РФ); государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ); налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ).
Региональные налоги и сборы – это налоги и сборы субъектов Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: транспортный налог (глава 28 НК РФ); налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ); налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ).
Местные
налоги – это налоги, устанавливаемые
Налоговым Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
Налог
на прибыль наряду с налогом на
добавленную стоимость является
составным элементом налоговой
системы России и служит инструментом
перераспределения