Механизм налогообложения прибыли в 2002-2011 гг. в России: особенности и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

В системе государственных доходов налогам принадлежит важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами.
Налог на прибыль – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Файлы: 1 файл

referat_po_nalogam.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

В условиях рыночного хозяйствования распределение  прибыли является внутренним делом  предприятия. Однако государство может  воздействовать на этот процесс с  помощью различных косвенных  регуляторов, в том числе через  систему налогообложения. Именно в  рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения  доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую  реализацию добавочной прибыли по месту  ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для  ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения  прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Налог на прибыль предприятий  и организаций – основной вид  налога юридических лиц. Ныне действующий  налог на прибыль предприятий  и организаций, введен с 1.01.1992 г.

Однако  у дореволюционной России имеется  богатый исторический опыт в налогообложении  прибыли, особенно в период военных  действий.

Почти за год до Февральской  революции, 13 мая 1916 г. Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором». Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 гг. – годы военные.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные  налоговые органы заявления с  указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения  предприятий, принадлежавших ему, оборота  по каждому заведению.

Налог на прирост прибыли  и вознаграждения должен был взиматься  в следующих размерах:

  • с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 р. – 30%, до 15 тысяч – 41%, свыше 100 тысяч – 60%;
  • с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% – ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения  прибыли отчетных предприятий достигал 90% [4, 147–185].

Надо отметить, что налоговые  органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре  военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что Правительство  дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в  определенной степени учесть специфику  того времени в отношении распределения  бремени на налогоплательщиков, и  в то же время собирать достаточные  средства для покрытия расходов бюджета [5, 158].

В России налог на прибыль  организации применяется с 1992 г. Первоначально ставки налога были довольно высокими (45%, 43%, 38%, 35%, 30%). При этом применялась широкая система льгот, которые делились на группы:

  • малые предприятия первые два года не платили налог на прибыль, а третий и четвёртый год уплачивали по льготной ставке;
  • инвестиционные льготы заключались в том, что 50% прибыли освобождалось от налогообложения, при условии, что прибыль направлялась на развитие предприятия;
  • социальные льготы были связаны с направлением прибыли на социальное обеспечение коллектива;
  • экологические льготы – не облагалась прибыль, направленная на природно-защитные мероприятия [6, 187].

С 2002 г. вступила в силу глава 25 НК РФ, которая отменила все льготы по налогу на прибыль, но при этом снизила ставку налога до 24%, затем произошло снижение до 20%. Несмотря на то, что ставку налога снизили, поступления в бюджет увеличились, благодаря отмене всех льгот [7, 142].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перспективы развития налога на прибыль организации

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Минфин РФ в 2007 году впервые разработал документ, определяющий концептуальные подходы к формированию налоговой  политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 гг.С учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в данном документе, был разработан проект «Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в соответствии с которым планировались шаги налоговой реформы. Документ затронул налог на прибыль в части учета расходов и амортизационной политике.

Пересмотр подходов к начислению амортизации планировался, согласно документу, с 2010-2011 гг., но свершился на год раньше. В основу данного подхода был положен опыт других стран. Предпосылкой для его введения стала необходимость стимулировать приобретение российскими компаниями качественных активов в тех случаях, когда производство с их участием планируется осуществлять длительное время. Предполагалось также, что новая амортизационная политика позволит уменьшить издержки администрирования и исполнения налогового законодательства. Внесенные изменения приведены ниже в таблице 1. «Амортизационная политика»:

 

Таблица 1. «Амортизационная политика»

 

Положения до внесения изменений

Планируемые изменения

Положения после внесения изменений

Пообъектное начисление амортизации

Отказ         от пообъектного начисления амортизации

Планируемые изменения, возможно, решили вводить постепенно. Пообъектное начисление амортизации осталось при линейном методе. При нелинейном методе введено начисление амортизации по группе (подгруппе)

Начисление амортизации  линейным либо нелинейным способом по выбору налогоплательщика. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, НМА 8-10 амортизационной  группы, по которым амортизация начисляется  только линейным методом

Переход к начислению амортизации  методом убывающего остатка по укрупненным  амортизационным группам (пулам)

Обязательного перехода на новый порядок начисления амортизации  вводить не стали. По-прежнему за налогоплательщиками  остался выбор – производить  начисление амортизации линейным либо нелинейным способом с учетом исключения по 8-10 амортизационной группе

Невозможность изменить выбранный  налогоплательщиком метод начисления амортизации в течение всего  периода начисления амортизации  по объекту амортизируемого имущества

Данный момент в Основных направлениях не рассматривался

Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. Перейти  с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации можно  будет не чаще одного раза в пять лет. Однако способ такого перехода в  НК РФ не установлен и, исходя из принципиального отличия учета амортизируемого имущества при нелинейном методе, возможность реализации такого перехода не очевидна

Применение понижающего  коэффициента 3 при амортизации дорогостоящих  транспортных средств

Данный момент в Основных направлениях не рассматривался

С 01.01.2009 дорогостоящие транспортные средства можно будет амортизировать без понижающего коэффициента

Невозможность применения коэффициента ускоренной амортизации к лизинговому  имуществу 1-3 амортизационных групп, амортизируемых нелинейным методом

Данный момент в Основных направлениях не рассматривался

С нового налогового периода  коэффициент ускоренной амортизации  не будет применяться к лизинговому  имуществу 1-3 амортизационных групп  независимо от применяемого метода начисления  амортизации


 

Нововведения в амортизационной политике:

  • введение принципа "возврата льготы". Так, в случае если организация применяла ускоряющие коэффициенты при начислении амортизации и пользовалась амортизационной премией, то при продаже такого основного средства ранее, чем через 5 лет, сумма ускоренной амортизации подлежала бы восстановлению в налоговой базе и при определении финансового результата от продажи основного средства не учитывалась;

 

  • ограничение по начислению амортизации в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской, и наоборот;
  • сокращение возможности применения ускоренного коэффициента амортизации при лизинге и его использование только при первичном приобретении основного средства у лизинговой компании.

Не менее важными являются изменения в порядок признания  других видов расходов для целей  исчисления налога на прибыль. Учитывая заданный ориентир на учет при налогообложении  прибыли организаций всех экономически обоснованных расходов по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников, в Налоговый кодекс РФ были внесены  следующие социально значимые изменения, касающиеся расходов на оплату труда:

 

 

Таблица 2. «Учет расходов по налогу на прибыль»

 

Положения до внесения изменений

Планируемые изменения

Положения после внесения изменений

В составе прочих расходов признаются расходы на подготовку и  переподготовку кадров, состоящих в  штате налогоплательщика

Уточнение условия признания  в расходах затрат организации на образование своих работников. Установление норматива от фонда оплаты труда

Установлена возможность  для признания расходов на обучение в полном объеме. Связано это с  дополнением расходов на обучение расходами  по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда

Увеличение данного норматива с 3 до 6 процентов

С 01.01.2009 лимит признания взносов по договорам добровольного личного страхования увеличен до 6 процентов

Положения о возможности  признания взносов работодателей  на накопительную часть трудовой пенсии ранее в НК РФ отсутствовали

Включение в состав расходов сумм дополнительных взносов работодателей, уплаченных в  соответствии с

 Федеральным законом

"О дополнительных  страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

К расходам на оплату труда  причислены также взносы, уплаченные в соответствии с указанным Федеральным  законом. К данному виду расходов в совокупности с иными взносами работодателей в пользу работников будет применяться норматив 12 процентов  от расходов на оплату труда

Положения о возможности  признания в составе расходов процентов по кредитам и займам на приобретение жилья ранее в НК РФ отсутствовали

Необходимость определения  вида (стоимости) приобретаемого работником жилого помещения, с тем чтобы не допускать злоупотреблений и налоговых махинаций

С 2009 компенсацию работникам данных видов расходов можно будет  учесть в составе расходов на оплату труда. Размер признаваемых затрат будет ограничен 3 процентами от расходов на оплату труда. Необходимо иметь в виду, что возможность признавать расходы будет действовать только до 2012 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотренные проблемы напрямую зависят от процессов, протекающих  в экономике страны. Почему предприятия  стремятся скрыть свою реальную прибыль? Потому что, в связи с нестабильной экономической обстановкой, высокими темпами инфляции, предприятия вынуждены  закладывать в цену все затраты, независимо от сферы их возникновения, для того чтобы в случае неблагоприятной  экономической обстановки можно  было получать тот же размер прибыли. Многие экономисты сходятся во мнении, что большая часть проблем исчезнет со стабилизацией экономики, приведением законодательства, в части касающейся налога на прибыль, в порядок, учитывая переход от командно-административной системы к рыночной. Снижение  ставки налога также не даст должного эффекта из-за  того, что у некоторых налогоплательщиков так или иначе останется желание утаить часть прибыли.

Для оптимального налогообложения  прибыли необходимо применять наиболее перспективные методы из вышеперечисленных в данной работе, а именно: одновременно с реформированием законодательства необходимо ужесточить контроль за правильностью исчисления налога на прибыль. Целесообразно также установить дифференцированные ставки и различные льготы для различных видов деятельности, отраслей производства товаров, работ, услуг.

Проводить данное реформирование необходимо с учетом экономических  и политических и других особенностей, характерных для страны в целом. Роль налога на прибыль, как источника  формирования бюджета весьма велика, не менее важна его роль как  экономического инструмента, поэтому  затраты окупятся, независимо от их размера. Региональные и местные  бюджеты являются одним из важнейших  элементов бюджетной системы  Российской Федерации, а их сбалансированность - одно из условий жизнедеятельности  населения муниципальных образований (городов, поселков, деревень).

Таким образом, можно сделать  вывод, что налог на прибыль всегда являлся основным источником формирования налоговых доходов бюджетов различных  уровней.

Список литературы

 

1.Налоговый кодекс Российской  Федерации, вторая часть.

2. . Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

3. .  Миляков Н.В. Налоги  и налогообложение. М., 2002.

4.Перов В.А.,Толкушкин  А.В. Налоги и налогообложение.М.,2007,8-е издание.

5.  Петров А.В. Исчисление  и уплата налога на прибыль  // Главбух. - 10. - 2003. -С.44-65.

6. Русакова И.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2003.

Информация о работе Механизм налогообложения прибыли в 2002-2011 гг. в России: особенности и перспективы развития