Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:55, контрольная работа
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу нарушений развития движений и положения тела, вызывающих ограничения активности, которые вызваны непрогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или ребенка. Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются дефектами чувствительности, когнитивных и коммуникативных функций, перцепции и/или поведенческими и/или судорожными нарушениями».
Введение
Проблема
детских церебральных параличей
является одной из актуальных проблем
детской ортопедии и
Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес. Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д.
К изучению этой патологии приковано внимание многих ученых не только у нас, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведений о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.
Термин ДЦП существует уже более столетия, сама болезнь вероятно существовала и без названия не протяжении всей истории человечества. Однако, несмотря на свою долгую историю, до настоящего времени нет единства во взглядах на эту проблему.
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу нарушений развития движений и положения тела, вызывающих ограничения активности, которые вызваны непрогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или ребенка. Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются дефектами чувствительности, когнитивных и коммуникативных функций, перцепции и/или поведенческими и/или судорожными нарушениями».
I. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ — не прогрессирующее неврологические расстройства, возникающие в результате повреждения нервной системы на ранних этапах развития и проявляющиеся главным образом изменениями двигательной сферы — нарушениями мышечного тонуса и произвольных движений, неспособностью сохранять нормальную позу. 1Двигательные нарушения часто сочетаются с изменениями психики, речи, судорогами.
Наиболее распространенной формой детского церебрального паралича является болезнь Литтла, при которой страдают главным образом ноги. Степень поражения рук различна — от выраженных парезов до легкой неловкости движений, выявляемой по мере развития более сложных двигательных актов. При тяжелых формах неврологическая симптоматика выражена с рождения. Быстро нарастает мышечный тонус, тело ребенка принимает патологические позы, что способствует раннему формированию деформации позвоночника, тазобедренных и коленных суставов, стоп. Выражены нарушения двигательного, речевого и психического развития, которые делают невозможным обучение этих детей даже в специальной школе. При легких формах, клинические проявления становятся отчетливыми после 4—5 месяцев, статические и двигательные навыки формируются с задержкой. В части случаев отмечаются эпилептические припадки нарушения речи, снижение интеллекта.
При легкой степени поражения симптоматика становится отчетливой к концу первого года жизни, когда ребенок начинает произвольно двигать руками. В первые месяцы жизни в пораженных конечностях может быть выражена мышечная гипотония. Дети медленно овладевают двигательными навыками. Повороты со спины на живот они осуществляют только через пораженную сторону (паретичные конечности внизу). В позе сидя центр тяжести тела ребенка смещен в здоровую сторону. Самостоятельная ходьба активизируется в возрасте от 1'/2 до 3—4 лет. По мере роста ребенка формируется и становится более выраженной патологическая поза туловища и конечностей: рука согнута и приведена к туловищу, отмечаются отведения кисти в локтевую сторону, приведение большого пальца руки; развивается деформация позвоночника (сколиоз), перекос таза, деформация стопы с укорочением пяточного (ахиллова) сухожилия. Паретичные конечности отстают в росте.
Двусторонний гемипарез — одна из
самых тяжелых форм детского церебрального
паралича, при которой руки и ноги поражаются
в равной степени или руки больше, чем
ноги.2 Дети с трудом овладевают
навыками сидения, стояние и ходьба невозможны.
При более легком поражении статические
и двигательные навыки формируются с большим
опозданием и значительными отклонениями
Двигательные расстройства в большинстве
случаев сопровождаются судорогами, снижением
интеллекта, обусловленным как первичным
поражением головного мозга, так и тяжелой
обездвиженностью, В большинстве случаев
дети с двусторонней гемиплегией не обучаемы.
Тяжелые двигательные нарушения в руках,
сниженная мотивация исключают самообслуживание
и простую трудовую деятельность.
Гиперкинетическая
форма детского церебрального паралича
наряду с парезами рук и ног характеризуется
различными непроизвольными движениями
(гиперкинезами), которые обычно появляются
к концу первого года жизни и с возрастом
становятся более выраженными.3
Спустя 2—3 мес. после рождения на фоне
мышечной гипотонии при движениях, а также
при эмоциональных реакциях, громком звуке
могут возникнуть приступы повышения
мышечного тонуса, иногда в форме внезапного
разгибания всего тела, запрокидывания
головы.
Гиперкинезы и мышечная дистония препятствуют
развитию произвольных движений, непроизвольные
движения могут быть причиной подвывихов
тазобедренных суставов. Развитие возрастных
двигательных навыков замедлено; сидение,
стояние и ходьба формируются в 6—8 лет
и только в тех случаях, когда ноги поражены
в меньшей степени, а контроль положения
головы и реакция равновесия достаточно
развиты. В 30—45% наблюдений бывает снижение
слуха, у 10—15% больных наблюдаются судороги.
Речь нарушена, психическое развитие страдает
меньше, чем при других формах детского
церебрального паралича, однако тяжелые
двигательные и речевые нарушения значительно
затрудняют возрастное развитие, обучение
и социальную адаптацию ребенка. При атактической
форме на первом году жизни выявляется
отчетливая мышечная гипотония и только
по мере развития движений выявляется
нарушение координации движений (атаксия).
Атаксия при ходьбе становится заметной,
когда ребенок начинает сидеть и манипулировать
предметами. Удержание вертикальной позы
в положениях сидя и стоя формируется
с задержкой. Ходить дети начинают к 2—3
годам. Задержка психического развития
обычно нерезкая, хотя возможно явное
снижение интеллекта. У подавляющего большинства
детей отмечаются выраженное снижение
интеллекта, недоразвитие речи, у 40—50%
— судороги. Может быть нарушение зрения,
косоглазие и др.
Смешанные формы характеризуются
сочетанием двух и более форм детского
церебрального паралича и формируются
обычно в старшем возрасте.
II. Причины детского церебрального паралича
Причины развития детского церебрального паралича разнообразны. Наибольшее значение имеет воздействие на плод вредных факторов в период беременности и родов. К таким факторам относят различные нарушения здоровья матери (эндокринные, инфекционные болезни), вредные привычки и т.д. Токсическое действие на плод оказывают различные химические и физические факторы промышленного и сельскохозяйственного производства. Имеют значение также повторные выкидыши, мертворождения, осложнения предыдущих беременностей и родов, возраст матери: у беременных старше 30 и моложе 18 лет чаще наблюдаются токсикозы, отмечаются низкая масса тела плода, внутриутробная асфиксия плода, родовые травмы. Важное значение имеет иммунологическая несовместимость матери и плода.
Различные болезни матери в период беременности вызывают нарушения маточно-плацентарного кровообращения, патологические изменения в плаценте, приводящие к расстройствам питания плода, внутриутробному кислородному голоданию плода, преждевременным родам. Прием некоторых лекарственных препаратов, алкоголя, курение оказывают токсическое действие на плод, замедляют и нарушают процессы формирования головного мозга и его сосудистой системы. Это в свою очередь обусловливает нарушение кровообращения мозга, возникновение внутричерепных кровоизлияний.
Несовместимость матери и плода также одна из важных причин ДЦП. Предполагающими факторами могут быть – недоношенность или переношенность плода. В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть акушерский травматизм; затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода
III. Профилактика и коррекция детского церебрального паралича
Профилактика детского церебрального паралича заключается в охране здоровья будущей мамы, исключении вредных привычек, наблюдении за течением беременности. В настоящее время увеличились шансы, которые дают возможность предотвратить появление церебрального паралича: тестирование и контроль за здоровьем матери во время беременности. Прежде всего - определение RH - фактора. Если резус отрицательный, необходимо провести иммунизацию в течение 72 часов после рождения (или по окончании беременности), что позволит предотвратить неблагоприятные последствия несовместимости крови в последующей беременности. Если женщина не была иммунизирована, то последствия несовместимости крови у новорожденного можно предотвратить обменным переливанием крови у ребенка.
Коррекция ДЦП необходима. Если у новорожденного выявлена желтуха, то его подвергают светотерапии в отделении для вскармливания грудных детей. Существуют и другие методы профилактики преждевременных родов. Эти мероприятия снижают степень вероятности возникновения вирусных заболеваний и других вирусных инфекций у беременных. Появление на свет больных детей большое влияние оказывает повышенная радиация, употребление беременными женщинами наркотиков и других медикаментов. Для предупреждения возможного рождения больного ребенка необходим контроль за больными сахарным диабетом, анемией (малокровием), нужен контроль за рациональным питанием беременных женщин. Огромное значение должно уделяться созданию благоприятных условий для рождения здорового ребенка. Необходима помощь высококвалифицированных специалистов в предродовый период, а также следует оберегать новорожденных от несчастных случаев и травм.
ДЦП проводится прежде всего путем тренировки физических и психических функций, позволяющей снизить выраженность неврологического дефекта. Для улучшения мышечной функции используют физиотерапию и трудовую терапию. Логопедическая помощь и коррекция слуха способствуют развитию речи больного. Фиксаторы и другие ортопедические приспособления облегчают ходьбу и поддержание равновесия. Умственно отсталые дети должны обучаться в пределах своих возможностей. Долговременная терапия включает образование по специальным программам, психологическое консультирование, развитие навыков общения, гибкую систему профессионального обучения, организацию отдыха и развлечений. Больной ДЦП нуждается во всесторонней помощи. Следует поддерживать его стремление максимально реализовать себя в жизни. Ключевую роль в лечении играют родители, которым необходимы психологическая поддержка и конкретные рекомендации.
Ранняя
и систематическая коррекция
двигательных нарушений, осуществляемая
в едином комплексе лечебно-
Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:
1.
Развитие выпрямления и
2.
Развитие функции руки и
3.
Развитие зрительно-моторной
4.
Торможение и преодоление
5.
Предупреждение формирования
Под
влиянием лечебной гимнастики в мышцах
ребенка с ДЦП возникают
Положительное
влияние на развитие двигательных функций
оказывает использование
В
настоящее время для