Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:55, контрольная работа
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу нарушений развития движений и положения тела, вызывающих ограничения активности, которые вызваны непрогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или ребенка. Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются дефектами чувствительности, когнитивных и коммуникативных функций, перцепции и/или поведенческими и/или судорожными нарушениями».
Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.
Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель.
Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.
Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.
Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.4
В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь – уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.
Лечение включает ЛФК и массаж, ортопедо
- хирургические методы коррекции, стимуляцию
речевого и психического развития, физиотерапию,
лекарственное лечение, санаторно-курортное
лечение, трудотерапию. Его необходимо
начинать как можно раньше, т. к. мозг ребенка
в первые годы жизни обладает большой
пластичностью и способностью к адаптации.
Лечение должно проводиться непрерывно
в течение многих месяцев и лет до достижения
максимальной компенсации дефекта и социальной
адаптации ребенка.
Начиная с рождения, нужно
тренировать все виды активности, вплоть
до стояния и ходьбы, стремиться моделировать
динамическую последовательность движений
на разных этапах развития (например, поворот
на бок из положения на спине комбинировать
с дальнейшим переходом в положение сидя,
сидение — с вставанием на колени, а затем
на ноги; положение на животе — с ползанием
и др.). Уже с первых месяцев жизни при стимуляции
двигательных навыков следует добиваться
включения ребенка в активное поддержание
позы и выполнение произвольных движений.
Нужно терпеливо добиваться ответных
реакций, избегая, однако, чрезмерных волевых
усилий ребенка, которые способствуют
нарастанию мышечного тонуса и появлению
патологических содружественных реакций.
Физиологичным является подсознательное выполнение ребенком желаемых движений во время игры. Многократное их повторение способствует выработке и закреплению двигательного стереотипа, превращению его в автоматизм. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. Для этого во время занятий отрабатывают двигательные навыки одевания, умывания, еды и др. Сохранение адекватной позы головы, туловища, конечностей, умение производить целенаправленные движения способствуют правильному и своевременному развитию речи и психики.
Пассивные движения не имеют решающего значения в лечении, однако их следует включать в комплекс упражнений, направленных на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта. Пассивные движения показаны детям раннего возраста, у которых произвольная двигательная активность еще недостаточно развита, а также больным с ограничением объема движений. Пассивные движения способствуют выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозят содружественные реакции, предупреждают развитие контрактур, стимулируют выработку изолированных и реципрокных движений. Пассивные движения следует повторять многократно в течение дня, фиксируя внимание ребенка на их выполнении. Как только ребенок будет способен выполнить хотя бы часть движения, переходят к пассивно-активной гимнастике.
Дети
с выраженным дефектом в двигательной
сфере, передвигающиеся с помощью подручных
средств, но с сохранным интеллектом, могут
стать полноценными членами общества,
обучаться в общеобразовательных и специализированных
школах, средних и высших учреждениях.
IV. Диагностика детского церебрального паралича
При постановке диагноза ДЦП подчеркивается ведущее поражение двигательной сферы, что обусловливает низкое качество жизни пациента уже с раннего возраста. Однако практически всеми неврологами, изучающими проблемы ДЦП, отмечается диффузность поражения центральной нервной системы. Это проявляется эпилептическими припадками (у 30% детей), различной степенью умственной отсталости (у 60-70%), речевыми нарушениями, тугоухостью, глазодвигательными нарушениями, вегетативно-висцеральными дисфункциями, расстройствами адаптации и эмоционально-волевой сферы и др. Действительно, двигательные нарушения диагностируются гораздо раньше других и уже в раннем возрасте инвалидизируют ребенка. Вместе с тем с возрастом выявляются и другие неврологические расстройства. Поражение головного или спинного мозга, произошедшее в перинатальном периоде будет проявляться во все последующие периоды жизни индивидуума.
Раньше подчеркивалось, что ДЦП - это группа непрогрессирующих расстройств двигательной сферы, в последние годы нередко стали замечать прогрессирование нарушения функции нервной системы, что вероятно связано с нейроинфекциями, в т.ч. внутриутробными. Нелогичность термина ДЦП и в том, что несмотря на слово "паралич" часто истинные параличи отсутствуют, однако всегда имеется какое-либо нарушение контроля над движением. Особенно это характерно для патологии экстрапирамидной системы и умственной отсталости без должной мотивации к движению. Классическое понятие паралича - это полная потеря подвижности при возможности пассивных движений. Однако в клинической практике чаще встречаются варианты, когда степень утраты движения правильнее трактовать как парез. Динамична глубина этого пареза под воздействием лечебных факторов, а также благодаря продолжающимся процессам развития нервной системы и ее большой пластичности у детей. Этим обусловлены реальные трудности у практических врачей в выделении клинических форм ДЦП по существующим классификациям.
Диагноз ставится на основании неврологического осмотра и инструментальных методах обследования: (например)
- электрофизиологическое исследование потенциалов мышц и оценка периферических нервов;
- Электроэнцефалография
– функциональная оценка биотоков мозга.
- Необходимы также консультации окулиста,
отоларинголога, психиатра, эпилептолога,
ортопеда.
Самодиагностика
заболеваний недопустима. Речь может идти
о жизни ребенка, ее продолжительности
и качестве.
Заключение
Детям
с таким серьезным
Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.
Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.
Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия.
Некоторые
дети с нарушениями опорно-
Список
использованной литературы