Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:32, контрольная работа
1. Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей;
наука, которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруизме, коммуникабельности, сотрудничестве, конфликтности и др.
Отношение к себе
характеризуется
Большинство отношений личности, закрепленных в характере, - моральные. Мораль- это система ценностей и норма поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себе моральные особенности личности. Это не абстрактная мораль, а живущий в личности и действующий арсенал моральных отношений, порождающих е поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения задач.
Особенности личности (также относится к операциональной сфере)- свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению.
Природа межличностных отношений
существенно отличается от природы
общественных отношений: их важнейшая
специфическая черта —
Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.
Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной
Таким образом, мы можем сказать,
что межличностные отношения
рассматриваются как фактор психологического
«климата» группы. Но для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений
в целях их изменения, улучшения
и совершенствования
Аттракция как механизм социальной
перцепции рассматривается
Аттракция может существовать
только на уровне индивидуально-избирательных
межличностных отношений, характеризующихся
взаимной привязанностью их субъектов.
Вероятно, существуют различные причины
того, что к одним людям мы относимся
с большей симпатией, чем к
другим. Эмоциональная привязанность
может возникнуть на основании общих
взглядов, интересов, ценностных ориентаций
или как избирательное
Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие – отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой.
социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж.Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.
Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
Отношения межгрупповые (в
социальной психологии) — совокупность
социально-психологических
1) в объединении индивидуальных
представлений в некоторое
2) в длительном и недостаточно
гибком формировании
3) в схематизации и
упрощении возможного
В целом межгрупповые представления отличаются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности межгруппового восприятия отчетливо проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации межгрупповых отношений. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам "чужих" групп (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм), несколько менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной.
В своих крайних
выражениях первая тенденция
может приводить к
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных
задач. Специфической особенностью названного процесса является
регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям,
которые определяются национальными и культурными традициями,
профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной
ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование
правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.
Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году
"Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы
зарубежные идеи.
Внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые люди испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности.
Чувство как показатель межличностных
отношений рассматривалось
Люди ведут себя в соответствии с нормами. Но чувства определяют особенности восприятия, регулируют поведение.
Чувства — это устойчивые переживания, которые связаны с удовлетворением потребностей. Они направляют взаимные ориентации людей. Чувства отличаются от эмоций — субъективных реакций на воздействие внутренних и внешних факторов. Чувства устойчивее эмоций.
Чувства имеют определенные
социальные функции. Социальные функции
чувств определяют готовность человека
к определенному способу
Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека.
Мобилизационная функция чувств проявляется в готовности человека действовать определенным образом. Чувства определяют общий энергетический уровень деятельности человека.
Интегративно-защитная и
предупреждающая функции
Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств по отношению к другому.
Если чувства вступают в противоречие с общественными нормами, то человек часто не осознает их. Проблема некоторых людей заключается в том, что они не совсем понимают, какие именно чувства испытывают в той или иной ситуации, если на осознаваемом и неосознаваемом уровне чувства не совпадают.
Человек стремится избежать негативных переживаний в группе.
Возникнув на стыке наук
(психологии и социологии), социальная
психология до сих пор сохраняет
особый статус, который приводит к
тому, что каждая из родительских дисциплин
включает ее в свой состав. Одна из причин
такого положения – история развития
социальной психологии, которая складывалась
в недрах этих наук. Другой причиной
неоднозначности положения