Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей;
наука, которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 94.17 Кб (Скачать)
  1. Обозначьте основные элементы конфликта.

основные элементы конфликта:

1) стороны (участники,  субъекты) конфликта;

2) условия протекания  конфликта;

4) образы конфликтной ситуации (предмет конфликта);

5) возможные действия участников конфликта;

6) исход конфликтной ситуации.

 

Стороны (участники, субъекты) конфликта — участники конфликтного взаимодействия, конфликтующие или  противоположные стороны в конфликте, которые могут быть представлены как отдельным индивидом, так  и группой или социальной структурой. Участники, имеющие собственную  точку зрения, собственное мнение и способные изложить его, становятся оппонентами.

Условия протекания конфликта. Характер любого разногласия в существенной степени определяется внешней средой. Выделяют такие важнейшие условия  протекания конфликта:

•      пространственные (сфера возникновения и проявления конфликта, условия и причины  его возникновения, конкретные формы  проявления и результаты конфликта, средства и действия, используемые сторонами в конфликте);

•      временные (длительность, частота и повторяемость  конфликта, продолжительность участия  в конфликте каждой из сторон, временные  характеристики каждого из этапов развития конфликта);

•      социально-психологические (особенности психологического климата  в группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и  особенности психологического состояния  участников конфликта, а также диапазон и уровень вовлеченности в  противоречие интересов различных  социальных групп — семейных, профессиональных, половых, этнических, национальных).

Образы конфликтной ситуации (предмет конфликта) являются своеобразным опосредованным звеном между характеристиками участников конфликта и условиями  его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с  другой. На рис. 2.1 показана взаимосвязь  образа конфликтной ситуации, характеристик  участников и условий протекания конфликта.

Образы конфликтной ситуации, которые иногда называют своеобразными  идеальными картами ситуации, включают следующие элементы:

•      представления  участников конфликта о себе (о  своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);

•      представления  участников конфликта о противоположной  стороне (о потребностях, целях, ценностях, возможностях других участников конфликта  и т. п.); •  представления участников конфликта о среде и условиях протекания конфликта.

  1. Что понимается под диффузной группой? Перечислите виды групп.

малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные — это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

  Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

  1.    Назовите методы объективной регистрации и интерпритации исследуемых ею явлений. Охарактеризуйте их.

Социологическое исследование - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интерпретацию изученных фактов. Собранный первичный материал непригоден для теоретического анализа, его необходимо обработать (упорядочить, классифицировать).

Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и  аналитико-экспериментальные процедуры.

Дескриптивные процедуры  включают в себя ряд методов. Простая  группировка - это классификация  или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез  можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д.

Перекрестная группировка - это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной  показатель, определить направление  связей влияния одного явления на другое.

Одна из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, динамики процесса.

Эмпирическая типологизация - наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типологизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеали­зированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

Статистический метод  в социологии - совокупность методов  и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании  и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется  в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита применительно  к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие  группы.

К первой группе можно отнести  выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экспериментов.

Вторая группа включает ряд  методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей, таксономические процедуры (математико-статистические методы многомерной типологизации социальных объектов, дополняющие корреляционный и факторный анализ).

Использование статистического  метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку  больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следовательно, расширяет эмпирическую базу социологических исследований и сферу их приложения.

Выбор методов обработки  и анализа информации зависит  от целей и задач исследования, а также от способов измерения  используемых показателей. Как правило, при решении реальных задач не удается обойтись одним каким-либо методом, поэтому их применяют комплексно - последовательно, на разных стадиях  решения задачи, или параллельно, на одной и той же стадии, для  более глубокого анализа материала.

Методы математической статистики имеют важное значение для выявления закономерностей и фактов, но они лишь средство, которое не должно заслонять собою цель. Достоверная статистическая тенденция - это все же не социологическая закономерность; выпадающие из общей картины индивидуальные значения, возможно, являются отражением закономерностей иного порядка, чем те, что выявляются с помощью математических методов.

 В заключении следует  сказать, что эмпирические социологические  исследования на сегодняшний  день вышли за рамки собственно  социологической проблематики. Политологи  и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи  и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все  прочие специалисты социогуманитарного профиля – активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера

  1. Перечислите основные (базовые) психологические свойства личности.

Направленность  личности- ее ведущее психическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности. Ее микроструктура включает ряд качеств.

 Мировоззрение- совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество.

 Потребность - испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интерес, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей- основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливает ее роль в направленности личности. Потребности делятся на 2 группы: материальные и духовные.

 Материальные (социализированные)- это потребности в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и т.д. они развиваются на основе биологических, наследственных признаках, но социализируются в онтогенезе, приобретая новые признаки и содержание.

 Духовные- это потребности в самореализации, самоутверждении, знании, информации, общении, труде, защите Родины, творчестве, красоте, чтении, музыке и т.д. Духовные потребности взрослого человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий.

 Идеалы- образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

 Жизненные цели- долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

 Интересы- избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.

 Социальные установки- сложившиеся на основе опыта устоявшееся предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действии, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

 Склонности- положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.

 Мотивы- осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий.

Характер личности (свойство, относящееся к операциональной сфере)- это сложившееся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям, к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

 Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативности, организованности и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"