Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей;
наука, которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 94.17 Кб (Скачать)

Семантические (из-за слов) и  лингвистические, т.е. смысловые, барьеры  могут возникать кроме перечисленных и по другим причинам. Прежде всего это ограниченный лексикон у одного из партнеров и богатый — у другого и несовпадение у собеседников лингвистического словаря (тезаурусов) из-за социальных, культурных, психологических, национальных, религиозных и других различий между людьми. Поскольку каждый человек имеет не¬повторимый опыт, образование, индивидуальную способность к саморазвитию, свой круг общения и пр., постольку он имеет и неповторимый тезаурус. Когда собеседник понял совсем не то, что ему сказали, или то, но не в том смысле, тогда можно зафиксировать семантический барьер, который приводит к неэффективным коммуникациям.

Однако отсюда вовсе не следует, что взаимопонимание невозможно. В этом случае необходима обратная связь, позволяющая с помощью  вопросов уточнить сказанное, достичь  адекватного восприятия информации.

Примеры ситуаций, в которых  участники общения плохо понимают друг друга из-за недооценки разности тезаурусов, считая, что «раз понятно  мне, то понятно и другому», довольно часто встречаются в действительности.

Стилистический  коммуникативный барьер. Стиль — это отношение формы представления информации к ее содержанию: стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника.

Например, пересказ содержания сказки А. С. Пушкина о рыбаке и  рыбке следующим образом, несомненно, вызовет стилистический барьер: «Показ Пушкиным поимки золотой рыбки, обещавшей, при условии ее освобождения, значительный выкуп, не использованный вначале стариком, имеет очень важное значение. Не менее важны и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и оскорблявших его достоинство, принудили его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте».

Стилистика отвечает за выразительность  средств языка. Слишком вольное  обращение с ней приводит к  возникновению специфических стилистических барьеров. Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать  информацию таким образом, чтобы  она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой.

Фонетический  коммуникативный барьер. Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Незнание ее законов, пренебрежение ее требованиями затрудняет процесс коммуникации. Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин ими не воспринимается.

Фонетическое непонимание  может быть незначительным (например, в произношении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда  собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя и т. п. и по этой причине  его речь трудно воспринимается. Для  его смягчения бывает эффективна пауза — в нужный момент и в нужном месте. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

Фонетический коммуникативный  барьер возникает и тогда, когда  говорящий резко повышает голос. Специалистами в области общения  доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание  почти сразу же будет заблокировано. Причем чем чувствительнее собеседник, тем чаще и быстрее это проявляется. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направлен поток  возмущенных слов, концентрируется  не на смысле объяснения, а на отношении  к нему говорящего. В результате (в качестве защитной реакции) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные собеседнику, не осознаются им, понимание  заблокировано.

В подобной ситуации целесообразнее, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас  пойму». Эта фраза антипровокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реакцию собеседника, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему. Вообще тон голоса имеет большое значение для понимания контекста.

 

Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем  изменить содержание мысли. Кроме этого  для эффективного общения важны  правильные частотные характеристики голоса и тональности речи. Каждый знает, как утомительно слушать  человека, говорящего слишком высоким  или слишком низким голосом.

Большую роль играет также  скорость речи. Разница между темпом речи говорящего и скоростью ее обработки слушающим бывает крайне велика. Слишком замедленная речь, «застревание» на отдельных словах, заикание — раздражают, а слишком быстрая речь затрудняет восприятие,неразборчивая дикция, плохая артикуляция (например, говорит, не открывая рта, стискивает зубы, присвистывает, пришептывает). Мешают восприятию также назализации — негативные околоречевые проявления: смешки, хныканье, шепот, вздохи, стон, икота, зевота, звуки-разделители — «хм-м-м», «э-э-э-э» и слова-паразиты — «это», «так сказать», «понимаете», «ну», «вот», «как бы». По мнению многих специалистов, ошибки в произношении слов, в постановке ударений, слова-паразиты, которые характеризуют общий уровень культуры чело¬века, режут слух и служат значительным барьером в общении.

Таким образом, чтобы преодолеть фонетический коммуникативный барьер непонимания речи, участникам взаимодействия необходимо как можно больше работать над собой, задумываясь над тем, как произнести слова и фразы, как грамотно расставить акценты, ударения, как выбрать необходимый темп и тембр речи.

Кроме описанных выше типичных коммуникативных барьеров, мешающих эффективному восприятию информации, существуют и другие: это психологические  барьеры — установки, психологической  защиты, характера.

Барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично  к вам. При наличии неприязни  со стороны собеседника, следует  отнестись к ней как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда  несправедливое отношение или неадекватное поведение партнера не будет вас  задевать, а вскоре оно и вовсе  исчезнет, так как ваши дела и  поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер психологической  защиты. Выстраиваемая психологическая  защита — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый или  агрессивный, взвинченный, напряженный  собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали  и поняли. Осознав, что барьер в  общении с неудобным партнером  вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности  в общении с таким человеком  исчезнут.

 

Барьер характера. У каждого  человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести  себя так, чтобы их характер не был  источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться  в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями  темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.

Личностно-психологические  барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, могут определяться также разной системой ценностей, негативными  установками друг против друга и  предубеждениями. Неумение слушать  и управлять эмоциями, неэстетичный внешний вид собеседника —  все это может порождать психологические  барьеры, которые могут возникать  до начала взаимодействия (неприятное первое впечатление), во время контакта (неадекватная реакция, неприятная мимика и пр.) и после завершения общения (негативное впечатление от встречи  или от разговора).

  1. Дайте определение групповым нормам.

Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер. При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы - растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с "провинившимися", понижение их статуса внутри групповых связей.

  1. Дайте характеристику малой группы.

Определить характеристику функционирования норм в малой группе можно по следующим признакам:

групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также  вводимые в нее более крупной  социальной общностью (организацией);

группа не устанавливает  норм поведения для каждой возможной  ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для  группы;

нормы могут прилагаться  к ситуации в целом, не относясь к  отдельным членам группы и роли, возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных  индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;

нормы различаются по степени  принятия их группой: некоторые нормы  одобряются почти всеми членами  группы, а другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;

нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы).

Признаком социально-психологических  явлений в группе является нормативность  поведения индивида. Социальные нормы  выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поведения  обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также  регулируют отличия в средине  группы, поддерживают стабильность ее существования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами. Влияние группы на индивида оказывается  в его желании согласовывать  свои действия с нормами, принятыми  в группе, и избегать действий, которые  могут быть рассмотренными как отклонение от них.

Нормативное влияние это  конкретизация более общей проблемы - влияния группы на поведение индивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительно самостоятельных вопросов:

влияние нормы группового большинства,

нормативного влияния  группового меньшинства,

последствия отступления  индивида от групповых норм,

референтных групп особенности.

Особенно остро стоит  проблема принятия системы групповых  норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются  члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие  взаимоотношения исповедуют, перед  новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие  варианты его отношения к данной проблеме:

сознательное, свободное  принятие норм и ценностей группы;

вынужденное принятие под  угрозой санкций группы;

демонстрация антагонизма  по отношению к группе (по принципу "белой вороны");

осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с  учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что  все эти варианты дают возможность  человеку определиться, найти "свое место в группе или в рядах "законопослушных", или в рядах "местных бунтарей".

  1. Что понимается под эмпатией?

Эмпатия (сопереживание) - термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них.

  1. Дайте определение конфликту. Что «лежит» в основе любого конфликта?

Самое общее определение  конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются  так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.

Организационный конфликт может  принимать множество форм. Какой  бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь  анализировать его, понимать и управлять  им. Некоторые фирмы вводят в штатное  расписание должность менеджера  по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

Когда конфликт в организации  неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения  организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"