Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей;
наука, которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 94.17 Кб (Скачать)

Альтруистический тип  — доминирует инстинкт альтруизма, с детства проявляется доброта, заботливость по отношению к близким, способность отдать другим последнее, даже то, что необходимо ему самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, это люди-альтруисты. Их кредо — «доброта спасет мир, доброта превыше всего». Эволюционно такой тип необходим, поскольку его представители являются хранителями доброты, жизни, человечества.

Исследовательский тип —  доминирует инстинкт исследования, с  детства повышенная любознательность, стремление во всем добраться до сути, бесконечные «почему». Не довольствуются поверхностными ответами, много читают, делают эксперименты. В конце концов, из таких детей, чем бы они ни ув-декались, вырастают творческие люди. Великие путешественники, изобретатели, ученые — люди этого типа. Их кредо — «творчество и прогресс превыше всего». Эволюционная целесообразность такого типа очевидна.

Доминантный тип — инстинкт доминирования с детства проявляется как умение организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения, умение разбираться в людях и вести их за собой, деловитость, позднее — как приоритет статусных потребностей (карьеризм), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Их кредо — «дело и порядок превыше всего; будет хорошо всем — будет хорошо каждому». Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и «тяжелые характеры» самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа.

Либертофильный тип — доминирует инстинкт свободы, уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают, склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость рутины, бюрократизма. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Их кредо — «свобода превыше всего». Они естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Представители такого типа — хранители свободы, интересов, индивидуальности каждого, а с этим — и хранители жизни.

Дигнитофильный тип — доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребенок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения: это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его, и только с лаской. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства пожертвовать своей жизнью, своей свободой, своей карьерой, своими профессиональными интересами, своей семьей. Их кредо — «в нашем роду не было трусов и подлецов! Честь превыше всего!» Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что

 они — хранители  чести и достоинства личности, а с этим — жизни, достойной  человека.

  1. Чувства имеют определенные социальные функции. Перечислите их, дайте характеристику.

Чувства имеют вполне определенные социальные функции:

- познавательная,

- мобилизационная,

- интегративно-защитная;

- предупреждающая.

 Социальные функции  чувств определяют готовность  человека к определенному способу  поведения в конкретной ситуации. Чем более сложно организовано  живое существо, тем богаче гамма  всевозможных эмоциональных состояний.  В Толковом словаре В.Даля «чувствовать» - значит: а) «... познавать телесными, плотскими способностями, средствами... »; б) «познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовно, отзываясь на это впечатленьями»; в) «... иметь способность воспринимать деятельность внешнего мира»

Познавательная  функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека. Эмоциональная информация в отличие от интеллектуальной имеет две особенности. Во-первых, она передается значительно быстрее: человек сначала чувствует и несколько позже осмысливает. Во-вторых, она имеет абсолютно субъективный характер: человек не может чувствовать объективно, ведь именно его переживания в первую очередь и определяют отбор личностно значимой информации. Любой стимул, вызывающий переживания человека, имеет личностный смысл для него вне зависимости от того, положительные или отрицательные чувства он вызывает. Познавательная функция чувств уникальна, поскольку уникален субъективный опыт человека. Чувства моментально трансформируют внешнюю информацию, придавая ей индивидуальный, связанный с контекстом жизни конкретного человека смысл, который, в свою очередь, обнаруживается посредством чувств.

 

Мобилизационная функция чувств проявляется в психосоматической готовности человека действовать определенным образом. Чувства во многом определяют общий энергетический уровень деятельности человека, поскольку могут влиять на изменение химического состава крови. Этот процесс описан в работах В.М. Бехтерева, Э.Берна и др. А.Р. Лурия исследовал при помощи электрофизиологических методик основные функциональные блоки головного мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности, среди них он выделил, в частности, блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования, функционирование которого непосредственно обусловливается эмоциональными состояниями человека (Лурия А.Р.  Основы нейропсихологии. - М., 1973).

Интегративно-защитная и предупреждающая функции обеспечивают выбор направления деятельности, ориентировку в ситуациях и отношениях. Данные функции чувств развивались на филогенетическом уровне становления человека как особого вида биологического и социального организма, способного реагировать не только на непосредственные обстоятельства жизни, но также и на опосредованные стимулы, связанные с определенными знаковыми системами.

 Таким образом, социальные  функции чувств можно рассматривать  как уникальный саморазвивающийся  механизм приспособления людей  друг к другу в процессе  социальных отношений. Данный  механизм развивается не только  в процессе филогенеза, но и  онтогенеза. И у каждого человека  имеет свою специфику.

 Все люди чувствуют.  Но все чувствуют по-разному.  В одной и той же ситуации  один человек почувствует горе, другой страх, третий тревогу.  Особенности субъективного чувствования  определяются индивидуальными характеристиками  человека, его социальным опытом  и теми типичными эмоциональными  проявлениями родителей, которые  он наблюдал в своем детстве.  Э.Берн отмечал, что примерно до десяти лет у ребенка формируется комплекс переживаний, которые будут преобладать в его жизни. Излюбленное чувство будет выступать как своеобразный пусковой сигнал переживаний в той или иной ситуации. При этом чувство может быть совершенно неадекватным ситуации. В то же время большинство людей склонны расценивать свои переживания как естественные, универсальные и неизбежные реакции на ситуацию. Многие люди, имеющие проблемы в межличностных отношениях и социальной адаптации, скорее всего обладают неадекватными стереотипами эмоционального реагирования, которые, в свою очередь, приводят к неверной интерпретации обстоятельств. В таких случаях нарушается позитивная реализация социальной функции чувств и становится необходимой психолого-педагогическая коррекция отношений.

 

  1. Назовите форму общения. Дайте характеристику основным формам общения.
  2. Ситуативно-личностная форма общения

Эта форма общения возникает  в онтогенезе первой - примерно в 0; 02 - и имеет самое короткое время  существования в самостоятельном  виде - до конца первого полугодия  жизни. В главе II, размышляя о первичном  становлении общения, мы уже немало рассказали о ситуативно-личностном общении и поэтому сейчас постараемся  лишь добавить некоторые важные материалы  и суммировать все сведения об этой форме общения.

2. Внеситуативно-личностная форма общения

К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая  и высшая для дошкольников форма  общения с взрослым - внеситуативно-личностная. Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общения и знаменует, что процесс развития завершил, таким образом, первый виток и, описывая спираль, перешел на второй виток.

  1. Что понимается под коммуникативными барьерами в социальной психологии. Перечислите и охарактеризуйте коммуникативные барьеры.

В общении людей могут  возникать и специфические коммуникативные  барьеры: логический, семантический, стилистический, фонетический.

Логический коммуникативный  барьер. Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Мысль человека зарождается под влиянием различных его потребностей, связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и пр., поэтому смысл всегда индивидуально-личностен, за каждой мыслью стоит мотив, зачастую скрытый и потому не всегда понятный. Для адекватного восприятия информации важна встречная мыслительная деятельность получателя. Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления собеседников, с их логикой. Логический коммуникативный барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное.

Операционная мыслительная деятельность у людей также различна: широта, гибкость, быстрота, критичность, оригинальность ума у всех проявляется  по-разному. Такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование ,используются людьми с разной степенью глубины. И пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию или опираясь на интуицию, имеет готовый ответ или решение, не всегда верное.

В зависимости от того, какие  виды и формы мышления преобладают  в интеллекте каждого из собеседников, они общаются на уровне или понимания, или непонимания, т. е. возникает логический барьер. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: «идти от партнера», пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения. Кроме сказанного многое в преодолении логического барьера зависит от того, насколько грамотно, ясно и лаконично излагаются мысли.

Специалист по ораторскому  мастерству Н. М.Тимченко в книге «Тайны успеха делового общения» выделяет основные причины, связанные с логикой и коммуникативной культурой собеседников, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

- неточность высказывания, витиеватость мысли;

- несовершенство перекодирования  мыслей в слова;

- наличие логического  противоречия в тезисе;

- наличие смысловых разрывов  и скачков мысли;

- неуместное использование  профессиональных терминов;

- неверное истолкование  намерений собеседника;

- чрезмерное использование  иностранных слов;

- неполное информирование  партнера;

- быстрый темп изложения  информации;

- игнорирование различных  каналов восприятия;

- неадекватный язык тела, не совпадающий со словами.

Семантический коммуникативный  барьер (от гр. — обозначающий). Это барьер смысловой, связанный со значением слова. Барьеры подобного рода возникают неизбежно, поскольку человек фиксирует услышанную информацию не с точностью диктофона, а преломляет воспринятое через свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и т.п. Индивидуальные расхождения людей часто не позволяют найти общий язык, так как у каждого свои исходные позиции.

Существование этого барьера  определяется фактором многозначности слов языка. Любое слово имеет  обычно не одно значение и в зависимости  от контекста употребления может  иметь несколько смыслов. Например, понятия «затраты», «выгоды» имеют  значение для людей, занятых организацией платных услуг, но мало что значат для учителя. Кроме того, очень  часто возникающая иллюзия взаимопонимания  связана с тем, что собеседники  пользуются вроде бы одними и теми же знаками (в том числе словами), но для обозначения совершенно разных вещей, например: слово «команда»  — это и распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников в организации.

Следовательно, так как  слова обозначают для разных людей  не одинаковые вещи, говорящий может не добиться понимания у слушающего. Особенно хорошо это видно при использовании жаргонов в общении. Существуют научный, профессиональный, студенческий, подростковый и другие жаргоны (например, сленговое выражение, фраза из кинофильмов или анекдотов и др.).

Прежде чем высказать  мысль, человек как бы сначала  «упаковывает» ее во внутреннюю речь, а уж затем выражает ее вслух. Выделяя  в речевом потоке слова, слушающий  расшифровывает их значения, пытаясь  постичь таким образом смысл сообщения в конкретной ситуации. Понимание слов представляется наиболее элементарной операцией декодирования высказывания. Недопонимание может усилить предубеждение и вызвать контрреакцию партнера, исказить информацию. Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле собеседник понимает все «по-другому» — «по-своему».

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"