Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:32, контрольная работа
1. Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей;
наука, которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Звуковая речь («говорение») — это мышечное действие, такое же, как любое другое. Произнесение фраз — функциональные акты, доведенные до действий. Законы ФА распространяются на речь. Здесь есть все его этапы. Планирование, выраженное в трех «фразах»: само движение языка и гортани, предвидимый эффект и собственные чувства. Есть обратная связь — слух и дистантные органы чувств, направленные на объект и призванные уловить, как подействуют слова. Проще всего в этом плане контролировать воздействие слов-приказов: «Возьми! Принеси! Брось!»
Понимание чужой речи также осуществляется по общим правилам ФА. Это восприятие и запоминание чужих слов — первичная модель; это анализ, то есть распознавание, прогнозирование, оценка. Слово, обозначающее предмет, можно уподобить естественному признаку последнего, который не представляет модель объекта во всей его сложности, но, будучи абсолютно характерным для него, оказывается достаточным для распознавания объекта в целом. Например, животное на расстоянии узнает врага по некоторым коротким, но очень характерным звукам. Чем же от них отличаются слова — набор последовательности звук.
Паралингвистические средства -это средства, участвующие в организации текста вербального языка, формирующие коммуникативно-прагматический аспект текста. К П. с. относятся следующие: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой и красочный наборы, типографские знаки, цифры; иконические знаки (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и др.), необычное написание, нестандартная расстановка пунктуационных знаков и т. д. Список данных средств не является жестко фиксированным и может пополняться и варьироваться в зависимости от характера конкретного текста.
По степени «привязанности»
к вербальным знакам выделяют непосредственно
прилегающие и опосредованно
взаимодействующие с
По роли в раскрытии содержания текста и выражении авторского замысла среди П. с. выделяются самостоятельные носители информации (рисунок, фотография); средства, которые вносят дополнительные семантические и экспрессивные оттенки в содержание текста (шрифтовое варьирование, разрядка и др.); средства, не имеющие отношения к содержанию текста, но создающие оптимальные условия для его восприятия (формат листа, качество бумаги и т. п.).
В целом, учитывая эту типологию, можно говорить о текстах паралингвистически активных и паралингвистически пассивных.
Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.
Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.
Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль.
Акт интернализации определяется индивидуально психологическими особенностями каждого конкретного носителя данной роли.
Социальная роль оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно назвать «стилем исполнения роли».
Это масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация.
Масштаб роли зависит от
диапазона межличностных
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.
Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.
Формализация социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.
Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.
Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности.
Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.
Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.
Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли.
В межличностных отношениях каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе.
По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.
По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.
ПЕРЦЕПЦИЯ - (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю), непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие Представления, которыми они живут, могут быть отчетливыми или смутными, они могут быть апперцепциями, т.е. сознательными представлениями, или только перцепциями, т.е. бессознательными представлениями.
Если мы возьмем привычное
разделение психических процессов,
то для перцепции важна
Социальные образования,
составляющие социальную реальность человека,
в которой происходит развитие черт
личности и ее дальнейшее существование,
всегда являлись объектом повышенного
внимания со стороны представителей
социальных наук. Всю совокупность
социальных образований можно
на относительно устойчивые и постоянно существующие – социальные группы, – которые, в свою очередь, делятся на большие и малые. В основе этого деления лежит оценка размеров группы, влияющая на характер взаимосвязей членов группы.
на стихийно формирующиеся и неустойчивые массовые движения, определяемые как социальная масса, толпа, публика.
Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными)”.
ЛИЧНОСТЬ - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.
В процессе взаимодействия
и общения происходит
В группе личность
завоевывает определенный
Личность — не только
объект общественных отношений,
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими собенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.
Шостром считает, что все мы манипуляторы и в каждом из нас сидит несколько манипуляторов. В разные моменты жизни то один, то другой из них руководит нами, но все же преобладающим является один тип манипулятора. Автор выделяет восемь основных типов манипуляторов и восемь типов актуализаторов.
1. Диктатор. Он преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты, т.е. делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности диктатора: настоятельница, начальник, босс, младшие боги.
2. Тряпка. Обычно жертва
диктатора и его прямая
3. Калькулятор. Преувеличивает
необходимость все и всех
4. Прилипала. Полярная
противоположность
5. Хулиган. Преувеличивает
свою агрессивность,
6. Славный парень. Преувеличивает
свою заботливость, любовь, внимательность.
Он убивает добротой. В некотором
смысле столкновение с ним
куда труднее, чем с хулиганом.
7. Судья. Преувеличивает
свою критичность. Он никому
не верит, полон обвинений,
негодования, с трудом прощает.
8. Защитник. Противоположность
судье. Он чрезмерно
Эгофильный тип — доминирует самосохранение, с раннего детства наблюдается склонность к повышенной осторожности, к обостренной связи с матерью (ребенок не отпускает от себя мать ни на миг), склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Их кредо — «безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что, сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода. Но эгофильный тип может быть одной из причин формирования такого варианта «тяжелого характера», которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, мнительность, истеричность, трусость.
Генофилъный тип — доминирует инстинкт продолжения рода. Уже в детстве интересы людей этого типа сосредоточены на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. И во взрослой жизни их кредо — «интересы семьи превыше всего; мой дом — моя крепость». Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.