Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей;
наука, которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 94.17 Кб (Скачать)

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения. Он связан с проблемой  «границ» социальной психологии как  науки и здесь можно выделить четыре позиции:

1) социальная психология  есть часть психологии, которую  интересует социальная проблематика, поэтому она опирается больше  на методы социологии;

2) социальная психология  есть часть социологии, ее интересуют  в основном психологические проблемы  поведения личности в группе, и она более ориентирована  на традиционные для психологии  методы.

Третий и четвертый  подходы схожи в понимании  социальной психологии как науки  «на стыке» психологии и социологии, однако различаются в следующем:

3) социальная психология  отторгает определенную часть  психологии и определенную часть  социологии;

4) она захватывает «ничью  землю» – область, не принадлежащую  ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться  предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскивать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой.

Вопрос о разграничении  очень сложен, само понятие «границы»  весьма условно и зависит от понимания  предметов, как психологии, так и  социологии.

  1. Дайте характеристику познавательным процессам.

  Познавательные (когнитивные) процессы – это психические процессы, позволяющие человеку получать информацию из окружающего мира и использовать ее как для объяснения, так и для предвидения происходящих событий. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

 

      Ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма. Ощущения возникают при непосредственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств.

          Различают следующие виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, а также  анализаторы внутренних органов.

      Восприятие - это психический процесс формирования образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

      Восприятие  зависит от определенных взаимосвязей  между ощущениями, но не сводимо   к их сумме. Мы воспринимаем  яблоко или мяч как целостный  предмет, а не просто как  сумму цвета, твердости, гладкой  поверхности и шарообразной формы.  Таким образом, восприятие –  это не производная от совокупности  ощущений, а качественно новая  ступень чувственного познания.

      Осмысленность восприятия – это склонность наделять воспринимаемые объекты значением (ручку мы воспринимает как предмет, с помощью которого можно что-то написать, а не просто предмет). Кроме того, очень многие ситуации, явления и предметы имеют для конкретного человека личностный смысл. Это означает, что у человека какое-либо свойство или явление связано с его прошлым опытом. Например, одни дети могут боятся собак, так как в прошлом имели негативный опыт взаимодействия с ними, другие дети ищут любой удобный случай, чтобы погладить даже незнакомую собаку. Понятно, что личностный смысл понятия «собака» у этих детей различается. 

      Внимание  – это направленность психики на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Внимание, относясь к познавательным процессам, является условием их протекания. Другими словами, внимания в чистом виде не существует, внимание – это всегда внимание к чему-либо.

      Процесс  внимания имеет следующие свойства:

      активность  – степень включения внимания  и воли субъекта в процесс  внимания;

      концентрация  – степень сосредоточенности   на объекте;

      устойчивость  – длительность концентрации  на определенном объекте;

      переключаемость  - скорость перехода внимания  от одного объекта на другой;

      объем внимания  – количество одномоментно (в  пределах 0,1 секунды) отчетливо   воспринимаемых объектов. Объем  внимания взрослого человека  обычно составляет 3-5 объектов;

 

      распределение  – способность заниматься несколькими  делами одновременно (например, смотреть  телевизор и разговаривать).

      Наряду  с вопросом, как осуществляется  приобретение первичной информации  об окружающей действительности, важным для психологии является  проблема хранения полученной  информации. Ответом служат исследования  еще одного познавательного процесса  – памяти.

      В психологии  память понимается как познавательный  процесс, обеспечивающий закрепление,  сохранение и последующее воспроизведение  полученной информации.

      Память  включает следующие процессы: запоминание,  сохранение и воспроизведение.

      Запоминание  – это процесс памяти, в результате  которого происходит закрепление  новой  информации.

      Сохранение  – процесс удержания информации  в памяти, ее переработка и  преобразование.

      Воспроизведение  – воссоздание информации. Различают   непроизвольное воспроизведение,  когда  прошлое впечатление  актуализируется  без больших  усилий (Вы встречаете знакомого  на улице и сразу же его  узнаете) и произвольное, когда  человек прилагает усилия, чтобы  воссоздать материал (например, студент  на экзамене может испытывать  значительные затруднения, чтобы  вспомнить ответ на вопрос  билета).

            Забывание – это процесс, который  заключается  в невозможности  извлечь необходимый  материал  из памяти. Забывание может   быть полным или частичным,  длительным или временным. При  полном забывании  материал  не только не воссоздается, но  даже не узнается. Частичное забывание  отмечается, когда человек воссоздает  материал с ошибками. Временное  забывание связано с торможением  нервных связей, длительное забывание  – с их угасанием.

      Мышление  – это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение субъектом действительности. Опосредованность, в данном случае означает, что человек может мыслить о предмете, не видя его (мы можем иметь представление о климате и животном мире Африки, но никогда не посетить этот континент). Обобщенность предполагает, что мы мыслим с помощью понятий, абстрактных категорий (например, чтобы назвать человека добрым, мы должны представлять, что предполагает понятие «доброта»).

      Сравнение – это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия.

 

      Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств.

      Синтез  – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое.

      Абстрагирование – мысленное отвлечение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции состоит в оптимальном сокращении избыточного объема информации.

      Конкретизация – это мысленный переход от общего к частному.

      Обобщение –основанное на анализе выделение  свойств и характеристик, общих  для некоторой группы предметов  или явлений.

      Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо критериям.

      Систематизация – это также разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, а их групп или классов.

  1. Дайте определение коммуникации. Перечислите виды.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо - иметь обратную связь — информацию о том, как люди вас новел», как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

сyщecтвyeт нecкoлькo видoв кoммyникaций внyтpи opгaнизaции:

мeжypoвнeвыe кoммyникaции — пepeмeщeниe инфopмaции в paмкax вepтикaльнoй кoммyникaции. Мoгyт пpoиcxoдить пo ниcxoдящeй (cooбщeниe пoдчинeнным ypoвням o пpинятoм yпpaвлeнчecкoм peшeнии), пo вocxoдящeй (oтчeты, пpeдлoжeния, oбъяcнитeльныe зaпиcки);

 кoммyникaции мeждy paзличными oтдeлaми, или гopизoнтaльныe кoммyникaции. Оpгaнизaция cocтoит из мнoжecтвa пoдpaздeлeний, пoэтoмy oбмeн инфopмaциeй мeждy ними нyжeн для кoopдинaции зaдaч и дeйcтвий. Рyкoвoдcтвo дoлжнo дoбивaтьcя, чтoбы пoдpaздeлeния paбoтaли coвмecтнo, пpoдвигaя opгaнизaцию в нyжнoм нaпpaвлeнии;

 кoммyникaции «pyкoвoдитeль — пoдчинeнный». Связaны c пpoяcнeниeм зaдaч, пpиopитeтoв и oжидaeмыx peзyльтaтoв; oбecпeчeниeм вoвлeчeннocти oтдeлa в peшeниe зaдaч; oбcyждeниeм пpoблeм эффeктивнocти paбoты; oпoвeщeниeм пoдчинeннoгo o гpядyщeм измeнeнии; пoлyчeниeм cвeдeний oб идeяx, ycoвepшeнcтвoвaнияx и пpeдлoжeнияx пoдчинeнныx;

 кoммyникaции мeждy pyкoвoдитeлeм и paбoчeй гpyппoй. Пoзвoляют pyкoвoдитeлю пoвыcить эффeктивнocть дeйcтвий гpyппы;

 нeфopмaльныe кoммyникaции. Кaнaл нeфopмaльныx кoммyникaций — этo кaнaл pacпpocтpaнeния cлyxoв. Тaк кaк пo кaнaлaм cлyxoв инфopмaция пepeдaeтcя нaмнoгo быcтpee, чeм пo кaнaлaм фopмaльнoгo cooбщeния, pyкoвoдитeли пoльзyютcя пepвыми для зaплaниpoвaннoй yтeчки и pacпpocтpaнeния oпpeдeлeннoй инфopмaции типa «мeждy нaми».

  1. Обозначьте функции коммуникации.

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в  жизни и деятельности человека и  общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных  актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в  одном, отдельно взятом коммуникативном  акте могут сочетаться несколько  функций, одна или две из которых  будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут  быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’ к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

 эмотивная,

 конативная,

 референтивная,

 поэтическая,

 фатическая,

 метаязыковая.

Каждая из предложенных им функций связана с тем или  иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую на-род) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Другие исследователи  предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и  считая другие разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

 

Традиционно также выделяется либо две, либо три функции языка  и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считалось (и бытовое  сознание очень легко воспринимает это мнение), что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась – оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья – аффективная: передача эмоций и чувств. Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия (когнитивная функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и литературоведение (аффективная функция).

  1. Дайте определение конфликтной ситуации и конфликта. Охарактеризуйте их.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

1) либо противоречивые  позиции сторон по какому-то  поводу;

2) либо противоположные  цели или средства их достижения  в данных условиях;

3) либо несовпадение интересов,  желаний, влечений оппонентов, и  пр.

Таким образом, конфликтная  ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы  конфликт начал развиваться, необходим  инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"