Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей;
наука, которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 94.17 Кб (Скачать)
  1.   Дайте определение социальной психологии как науки. Определите предмет социальной психологии.

Социальная психология —  наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических  явлений, которые представляют собой  результат взаимодействия людей (и  их групп) как представителей различных  общностей;

наука, которая изучает, как  люди думают друг о друге, как они  влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Организационная социальная психология является разделом прикладной социальной психологии. Чтобы определить ее предмет, необходимо исходить из определения  предмета социальной психологии. Для  определения предмета науки нужно  четко разделять понятия «предмет»  и «объект» науки. Объект науки –  это те реальные явления которые исследует данная наука. Социальная психология изучает три вида объектов:

личность в социальной среде;

малые группы и организации;

большие социальные группы.

Предмет науки – это  то ключевое понятие, вокруг которого строится весь понятийный аппарат науки. Ключевым в социальной психологии является понятие общения. Общение порождает  такие феномены, как восприятие и  понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и  руководство, сплоченность и конфликтность  и пр. Общение бывает формальным (деловым) и неформальным (дружеским), непосредственным и опосредованным (например, технически). В результате общения складываются социально-психологические  особенности личности, формируются  структура и динамика малых и  больших групп. Социальные психологи  изучают общение в малых группах  внутригрупповое и межгрупповое; общение на личностном уровне внутриличностное и межличностное; общение в больших группах – воздействие средств массовых коммуникаций на развитие и становление личности, на протекание социальных процессов, на формирование общественного мнения и пр.

Понятие общения оказывается  центральным, ключевым и в организационной  социальной психологии. Предмет организационной  социальной психологии – это влияние  процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего  на повышение производительности их труда. Специфика общения в организационных  условиях состоит в том, что общение  является не основной, а сопутствующей, вспомогательной деятельностью. Основным видом деятельности людей в организациях является труд. Общение же может  или способствовать, или препятствовать эффективному выполнению людьми своих  трудовых функций.

  1. Как происходит социальное становление человека? Перечислите наиболее влиятельные институты социализации человека. Охарактеризуйте институты социализации человека.

Социализация — это  двусторонний процесс, включающий в  себя, с одной стороны, усвоение индивидом  социального опыта путем вхождения  в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс  активного воспроизводства индивидом  системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного  включения в социальную среду.

 Первая сторона процесса  социализации — усвоение социального  опыта — это характеристика  того, как среда воздействует  на человека; вторая его сторона  характеризует момент воздействия  человека на среду с помощью  деятельности. Активность позиции  личности предполагается здесь  потому, что всякое воздействие  на систему социальных связей  и отношений требует принятия  определенного решения и, следовательно,  включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения  определенной стратегии деятельности.

Институты социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

 Во втором периоде  ранней стадии социализации основным  институтом является школа. Наряду  с возрастной и педагогической  психологией социальная психология  проявляет естественно большой  интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое  образование, которое само есть  важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана  подготовить человека к жизни  в обществе и в более широком  смысле. По сравнению с семьей  школа в большей мере зависит  от общества и государства,  хотя эта зависимость и различна  в тоталитарных и демократических  обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

 Что касается институтов  социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является  трудовой коллектив. В социальной  психологии огромное большинство  исследований выполнено именно  на материале трудовых коллективов.

  1.   Обозначьте основные признаки социальной группы

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных  психологических характеристик,  таких как общественное мнение, психологический климат, групповые  нормы, групповые интересы и  так далее, которые формируются  с возникновением и развитием  группы;

2) существование основных  параметров группы как единого  целого: композиция и структура,  групповые процессы, групповые нормы  и санкции.

 Композиция представляет  собой совокупность характеристик  членов группы, важных с точки  зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается  с точки зрения тех функций,  которые выполняют отдельные  члены группы, а также с точки  зрения межличностных отношений  в ней.

  1.   Дайте определение лидерству и руководству. Обозначьте различия между лидером и руководителем

Руководитель — это  человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность  за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных  целей.     Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные  различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем  же типом проблем, связанных со стимулированием  персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство  — это два разных понятия. Руководство  концентрирует внимание на том, чтобы  люди делали вещи правильно, а лидерство  — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается  идеального соблюдения этих двух типов  отношений в управлении. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже

Лидерство и руководство  — это два разных понятия. Руководство  концентрирует внимание на том, чтобы  люди делали вещи правильно, а лидерство  — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

  1.   Раскройте понятие социализации. Какие социально-контролируемые процессы воздействия на личность реализуют прежде всего?

Социализацией называется процесс  становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет  в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида  в общество, а также в различные  типы 

социальных общностей  через усвоение им элементов культуры, норм и 

ценностей;

2) способствует взаимодействию  людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит  и передает культуру поколений 

через убеждения и показ  соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование  детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль  как ожидаемое от нее поведение.  В процессе 

социализации различают  ее первичные и вторичные формы.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает  накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять  определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается  как процесс, условие, проявление и  результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера  взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует  о наличии того социума, который  необходим человеку для естественного  социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его  возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат  она является основополагающей характеристикой  человека и его особенностей как  социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в  своем развитии может отставать  или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат  характеризует социальный статус ребенка  по отношению к его сверстникам.

  1.    В чем заключается сущность общения?

Общение — сложный и  многогранный процесс, который выступает  одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания  и взаимопонимания.

    Общение выступает так же, как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Предметом общения может быть все, что окружает людей, все, что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

  1.     Каким образом осуществляется речь? Обозначьте паралингвистические средства передачи информации.

Речь зародилась в процессе усложнения сигналов, с помощью которых  первобытный человек воздействовал  на внешнюю среду в целях удовлетворения своих потребностей. Звуковые сигналы  у животных преследуют ту же цель.

Стимулы для речи — те же, что и для любого вида управления. Однако уже у животных при стадном  существовании появился особый стимул — потребность самовыражения, потребность  отразить свои внутренние чувства, свое состояние внешними признаками. По существу, это управление, поскольку  проявления самовыражения воздействуют на окружающих, побуждая их к определенным поступкам. Прежде всего задачу выражения чувств выполняют мимика и позы (они остались и у человека). Затем к мимике прибавились звуки и интонации их произнесения. У человека, как наиболее стадного из всех высших млекопитающих, потребность самовыражения из подсобной превратилась в самостоятельную. Она и теперь является важнейшим стимулом речи. В частности, этому служит эмоциональная окраска произносимых фраз. Человеческая речь усовершенствовалась благодаря двум факторам — большой памяти и хорошо развитому речевому аппарату. Память позволяет запоминать долгую последовательность звуков, а мышцы гортани — произносить их. Уже животные обозначают звуками не только свои чувства, но и приказы к действию и информацию о некоторых важных объектах и даже их состоянии. Просто у них мал набор сигналов и беден словарь.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"