- Предмет и отрасли психологии. Возрастная психология как отрасль общей психологии.
Слово
психология в переводе с древнегреческого
означает “наука о душе”/
психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях
психики.
Психика – это свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в объективном
отражении субъектом объективного мира,
в построении субъектом неотчуждаемой
картины этого мира и регуляции на этой
основе поведения и деятельности.
Предметом
изучения психологии на современном
этапе является психика и психические
явления как одного человека, так
и психические явления, наблюдаемые
в группах и коллективах. В
свою очередь, задачей психологией
является исследование психических
явлений.
В связи с этим, необходимо
построить классификацию психических
явлений. Существуют разные точки
зрения на структуру психических
явлений. Мы будем разделять
психические явления на три основные
класса: психические процессы, психические
состояния и психические свойства. Психические
процессы имеют свое начало, течение и
конец. На основе психических процессов
формируются определенные знания, умения
и навыки. В свою очередь психические процессы
могут быть поделены на познавательные,
эмоциональные и волевые.
Иногда выделяют
как самостоятельную еще одну
группу психических процессов –
неосознаваемые психические процессы.
В нее входят те процессы, которые
протекают или осуществляются вне
контроля со стороны человека.
Возрастная
психология – особая область психологических
знаний. Возраст или возрастной
период по определению Л.С.Выготского
– это особый цикл детского развития,
имеющий свою структуру и динамику. Хронологический
и психологический возраст не совпадают.
Хронологический, или паспортный возраст
– лишь координата отсчета, та внешняя
сетка, на фоне которой происходит процесс
психического развития ребенка, становление
его личности. Но эти границы могут сдвигаться,
и один ребенок вступит в новый возрастной
период раньше, а другой – позже. Особенно
сильно плавают границы подросткового
возраста, связанного с половым созреванием
детей.
Детство
– это не только период усиленного
развития, изменения и обучения,
но это еще и период парадоксов
и противоречий, без которых невозможно
представить себе сам процесс.Проблема
истории детства – одна из наиболее трудных
в современной детской психологии, т.к.
в этой области невозможно проводить ни
наблюдение, ни эксперимент. Теоретически
вопрос об историческом происхождении
периодов детства был разработан в трудах
П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Детство
в первобытном обществе было коротким,
в средневековье длилось дольше;
детство современного ребенка еще
больше растянулось во времени и
наполнилось сложными видами деятельности.
Специфика детства определяется
условием социального, экономического
и культурного развития общества,
в котором живет, воспитывается
и обучается ребенок. Главное, что
отличает возрастную психологию от других
областей психологии – акцент на динамике
развития, и соответственно она включает
в себя: психологию дошкольника, психологию
младшего школьника, психологию подростка,
психологию старшего школьника, психологию
взрослого человека. Тем не
менее, возрастная психология связана
с другими областями психологии:
общей психологией, психологией
личности, социальной, педагогической
и дифференцированной психологией.
Как известно, в общей психологии исследуются
психические функции – восприятие, мышление,
речь, память, внимание, воображение. В
возрастной психологии прослеживается
процесс развития каждой психической
функции, и изменение межфункциональных
связей на разных возрастных этапах. В
психологии личности рассматриваются
такие личностные образования, как мотивация,
самооценка и уровень притязаний, мировоззрение
и т.д., а возрастная психология отвечает
на вопросы, когда эти образования появляются
у ребенка, каковы их особенности в определенном
возрасте.
Связь возрастной психологии
с социальной дает возможность
проследить зависимость развития
и поведения ребенка от специфики
тех групп, в которые он входит:
от семьи, д/с, класса, компании и
т.д.
Помимо возрастных закономерностей
развития существуют и индивидуальные
различия, которыми занимается дифференцированная
психология.
2. Методы психологии.
Методы психологии, доступные учителю
начальной школы.
Диагностикой
развития называют систему исследовательских
приемов, задача которых –
определение реального
уровня развития.
При определении реального уровня
развития мы фиксируем плоды развития,
т.е. то, что уже созрело и завершило
свой рост. Однако, важно оценить не только
то, что уже созрело, но и то, что еще только
созревает. Это особенно важно для ребенка,
у которого очень немногие психические
функции завершают процесс своего созревания
в детском и подростковом периоде.
две задачи диагностики
психического развития:
- Определение реального уровня психического развития ребенка;
- Определение зоны ближайшего развития.
определение
реального или актуального уровня
развития ребенка и зоны ближайшего
развития вместе составляют то, что
принято называть нормативной возрастной
диагностикой.
По результатам этих исследований
ставится психологический диагноз.
Специфика
методов исследования, доступных
учителю.
метод срезов: в достаточно больших детских группах
с помощью конкретных методик изучается
определенный аспект развития, например
уровень развития интеллекта. Когда делается
несколько срезов, подключается сравнительный
метод: данные по каждой группе сравниваются
между собой и делаются выводы о том, какие
тенденции развития здесь наблюдаются
и чем они обусловлены. Например, сравнивая
особенности мышления дошкольников (5
лет), младших школьников (9 лет) и подростков
(13лет) выявляют возрастные тенденции
в развитии интеллекта. Если же задача
иная – определить зависимость развития
интеллекта от типа обучения, мы подбираем
и сравниваем другие группы – детей одного
возраста, но обучающихся по разным учебным
программам. В этом случае делается другой
вывод: там, где получены лучшие данные,
обучение более эффективно: дети обучающиеся
по определенной программе, быстрее развиваются
интеллектуально, и можно говорить о развивающем
эффекте этого типа обучения.
Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто
называется “продольным исследованием”. Здесь прослеживается
развитие одного и того же ребенка в течении
длительного времени. Наблюдение –
один из методов сбора данных путем прямого
зрительного и слухового контакта с объектом
изучения. Специфическая особенность
этого метода состоит в том, что при его
использовании исследователь не воздействует
на предмет изучения, не вызывает интересующие
его явления, а ждет их естественного проявления.
Основные характеристики метода наблюдения
– целенаправленность, планомерность.
Наблюдения бывают сплошными, когда психолога
интересуют все особенности поведения
ребенка, но чаще выборочными, когда
фиксируются только некоторые из них.Наблюдение
реализуется с помощью специальной методики,
которая содержит описание всей процедуры
наблюдения. Главные ее моменты следующие:
- Выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;
- Программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться.
- Способ фиксации получаемой информации.
Особую проблему составляет сам
наблюдатель: его присутствие
может менять поведение интересующего
нас человека. Для того, чтобы сделать
наблюдение максимально эффективным необходимо
соблюдать следующие условия:
- Выработка в себе способности к наблюдению.
- Соотнесение или подкрепление наблюдений со знаниями о развитии ребенка.
- Организация наблюдения.
Эксперимент занимает главное место в психологических
исследованиях. Его отличие от наблюдения
состоит в том, что экспериментатор воздействует
на исследуемый объект в соответствии
с гипотезой исследования.Различают два
вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Основное различие между ними состоит
в том, что в лабораторном эксперименте
испытуемый знает, что у него что-то проверяется.В
естественном эксперименте испытуемые
этого не знают. Любой эксперимент
включает в себя следующие этапы:
- Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче;
- Планирование хода эксперимента;
- Проведение эксперимента: сбор данных;
- Анализ полученных экспериментальных данных;
- Выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.
Как лабораторный, так и естественный
эксперименты подразделяются на констатирующий
и формирующий.
В области педагогической
психологии особенно важен формирующий
эксперимент. Его применяют тогда,
когда необходимо проследить
усвоение новых знаний и действий
при введении различных условий
в процессе их формирования. Кроме
наблюдения и эксперимента возрастная
и педагогическая психология
использует также вспомогательные
методы: беседа, изучение продуктов
деятельности, тесты, анкетирование
и др. Развитие личности изучается
с помощью бесед с детьми, письменных
опросов и косвенных методов.
К последним относятся проективные
методы. Они основаны на принципе
проекции – перенесении на других людей
своих собственных потребностей, отношений,
качеств. беседа используется
в разных вариантах. В одних случаях исследователь
создает условия для его естественного
возникновения. Анкетирование. Подготовка
анкеты – ответственная, требующее профессионализма
дело. При составлении анкеты учитываются:
содержание вопроса и их форма – открытые
или закрытые (“да”,”нет”), их формулировка
(ясность, без подсказки ответа и т.д.),
количество и порядок следования вопросов.
Анкетирование может быть устным, письменным,
индивидуальным, групповым.Интервью как специфическая
форма беседы может использоваться для
получения сведений не только о самом
интервьюируемом, который об этом знает,
но и о других людях, событиях и т.д. Анализ продуктов деятельности (сочинений,
контрольных по математике, рисунков и
т.д.). Отношения между детьми, сложившиеся
в классе, позволяет определить социометрический
метод
5.Воображение как процесс
преобразования представлений. Развитие
воображения у детей младшего
школьного возраста.
Воображение в младшем школьном
возрасте характеризуется тем, что
ребенок переходит ко все более
правильному и полному отражению
действительности, от простого произвольного
комбинирования представлений к
комбинированию логически аргументированному.Реализм
детского воображения проявляется во
всех доступных сферах деятельности ребенка:
в игре, в изобразительной деятельности,
при слушании сказок и пр. В игре, например,
у ребенка с возрастом увеличивается требовательность
к правдоподобию в игровой ситуации. Наблюдения
показывают, что хорошо известные события
ребенок стремится изобразить правдиво,
как бывает в жизни. Реализм воображения
младшего школьника особенно ярко проявляется
в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника
в игре все может быть всем. У старших дошкольников
уже происходит отбор материала для игры
по принципам внешнего сходства.
Младший школьник также производит
строгий отбор материала, пригодного
для игры. Отбор этот производится
по принципу максимальной близости, с
точки зрения ребенка, этого материала
к настоящим предметам, по принципу
возможности производить с ним
настоящие действия.Обязательным и
главным действующим лицом игры у школьников
1-2 классов является кукла. С ней можно
производить любые необходимые «настоящие»
действия. Требовательность основана
на способности ребенка к критической
оценке, что становится возможным лишь
при наличии определенного опыта, знаний
и наблюдательности. Эта критичность,
корригирование образов воображения младшего
школьника объективной реальностью увеличивается
от класса к классу. следуют отметить,
что дети младшего школьного возраста
не лишены фантазирования, находящегося
в разладе с действительностью, что характерно
еще в большей степени и для школьников
(случаи детской лжи и пр.). Фантазирование
такого рода играет еще значительную роль
и занимает определенное место в жизни
младшего школьника. Но тем не менее оно
уже не является простым продолжением
фантазирования дошкольника, который
сам верит в свою фантазию, как в действительность.В
сознании младшего школьника мирно уживаются
конкретные знания и строящиеся на их
основе увлекательные фантастические
образы. С возрастом роль фантазии, оторванной
от действительности, ослабевает, а реализм
детского воображения усиливается.Реализм
воображения предполагает создание образов,
не противоречащих действительности,
но не обязательно являющихся прямым воспроизведением
всего воспринятого в жизни.