Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

1.Предмет и отрасли психологии. Возрастная психология как отрасль общей психологии.
2. Методы психологии. Методы психологии, доступные учителю начальной школы.
5.Воображение как процесс преобразования представлений. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Predmet_i_otrasli_psikhologii.docx

— 72.85 Кб (Скачать)
  1. Предмет и отрасли психологии. Возрастная психология как отрасль общей психологии.

 

  Слово  психология в переводе с древнегреческого означает “наука о душе”/

психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях психики.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в объективном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Предметом изучения психологии на современном  этапе является психика и психические  явления как одного человека, так  и психические явления, наблюдаемые  в группах и коллективах. В  свою очередь, задачей психологией  является исследование психических  явлений.

     В связи с этим, необходимо  построить классификацию психических  явлений. Существуют разные точки  зрения на структуру психических  явлений. Мы будем разделять  психические явления на три основные класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы имеют свое начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определенные знания, умения и навыки. В свою очередь психические процессы могут быть поделены на познавательные, эмоциональные и волевые.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов –  неосознаваемые психические процессы. В нее входят те процессы, которые  протекают или осуществляются вне  контроля со стороны человека.

Возрастная  психология – особая область психологических  знаний.  Возраст или возрастной период по определению Л.С.Выготского – это особый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Хронологический и психологический возраст не совпадают. Хронологический, или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже. Особенно сильно плавают границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Детство – это не только период усиленного развития, изменения и обучения, но это еще и период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе сам процесс.Проблема истории детства – одна из наиболее трудных в современной детской психологии, т.к. в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще  больше растянулось во времени и  наполнилось сложными видами деятельности. Специфика детства определяется условием социального, экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается  и обучается ребенок. Главное, что  отличает возрастную психологию от других областей психологии – акцент на динамике развития, и соответственно она включает в себя: психологию дошкольника, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию старшего школьника, психологию взрослого человека.   Тем не менее, возрастная психология связана  с другими областями психологии: общей психологией, психологией  личности, социальной, педагогической и дифференцированной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции, и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

     Связь возрастной психологии  с социальной дает возможность  проследить зависимость развития  и поведения ребенка от специфики  тех групп, в которые он входит: от семьи, д/с, класса, компании и т.д.

     Помимо возрастных закономерностей  развития существуют и индивидуальные  различия, которыми занимается дифференцированная  психология.

 

2. Методы психологии. Методы психологии, доступные учителю  начальной школы.

 Диагностикой  развития называют систему исследовательских  приемов, задача которых –  определение реального

уровня развития. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило  свой рост. Однако, важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. Это особенно важно для ребенка, у которого очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

две задачи диагностики  психического развития:

  1. Определение реального уровня психического развития ребенка;
  2. Определение зоны ближайшего развития.

определение реального или актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что  принято называть нормативной возрастной диагностикой.

     По результатам этих исследований  ставится психологический диагноз. 

 Специфика  методов исследования, доступных  учителю.

метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Например, сравнивая особенности мышления дошкольников (5 лет), младших школьников (9 лет) и подростков (13лет) выявляют возрастные тенденции в развитии интеллекта. Если же задача иная – определить зависимость развития интеллекта от типа обучения, мы подбираем и сравниваем другие группы – детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам. В этом случае делается другой вывод: там, где получены лучшие данные, обучение более эффективно: дети обучающиеся по определенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте этого типа обучения.

Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется “продольным исследованием”. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течении длительного времени.  Наблюдение – один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.     Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность, планомерность. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще  выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения. Главные ее моменты следующие:

  1. Выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;
  2. Программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться.
  3. Способ фиксации получаемой информации.

     Особую проблему составляет сам  наблюдатель: его присутствие  может менять поведение интересующего  нас человека. Для того, чтобы сделать наблюдение максимально эффективным необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Выработка в себе способности к наблюдению.
  2. Соотнесение или подкрепление наблюдений со знаниями о развитии ребенка.
  3. Организация наблюдения.

Эксперимент занимает главное место в психологических исследованиях. Его отличие от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования.Различают два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Основное различие между ними состоит в том, что в лабораторном эксперименте испытуемый знает, что у него что-то проверяется.В естественном эксперименте испытуемые этого не знают.  Любой эксперимент включает в себя следующие этапы:

  1. Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче;
  2. Планирование хода эксперимента;
  3. Проведение эксперимента: сбор данных;
  4. Анализ полученных экспериментальных данных;
  5. Выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.

     Как лабораторный, так и естественный эксперименты подразделяются на констатирующий и формирующий.

 В области педагогической  психологии особенно важен формирующий  эксперимент. Его применяют тогда,  когда необходимо проследить  усвоение новых знаний и действий  при введении различных условий  в процессе их формирования. Кроме  наблюдения и эксперимента  возрастная  и педагогическая психология  использует также вспомогательные  методы: беседа, изучение продуктов  деятельности, тесты, анкетирование  и др.  Развитие личности изучается  с помощью бесед с детьми, письменных  опросов и косвенных методов.  К последним относятся проективные методы. Они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. беседа используется в разных вариантах. В одних случаях исследователь создает условия для его естественного возникновения.  Анкетирование. Подготовка анкеты – ответственная, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: содержание вопроса и их форма – открытые или закрытые (“да”,”нет”), их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), количество и порядок следования вопросов. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым.Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который об этом знает, но и о других людях, событиях и т.д. Анализ продуктов деятельности (сочинений, контрольных по математике, рисунков и т.д.). Отношения между детьми, сложившиеся в классе, позволяет определить социометрический метод

 

 

5.Воображение как процесс  преобразования представлений. Развитие  воображения у детей младшего  школьного возраста.

Воображение в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что  ребенок переходит ко все более  правильному и полному отражению  действительности, от простого произвольного  комбинирования представлений к  комбинированию логически аргументированному.Реализм детского воображения проявляется во всех доступных сферах деятельности ребенка: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.                

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с  точки зрения ребенка, этого материала  к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним  настоящие действия.Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые «настоящие» действия. Требовательность основана на способности ребенка к критической оценке, что становится возможным лишь при наличии определенного опыта, знаний и наблюдательности. Эта критичность, корригирование образов воображения младшего школьника объективной реальностью увеличивается от класса к классу. следуют отметить, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр.). Фантазирование такого рода играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность.В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается.Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"