4. Память человека как мнемическая
деятельность. Особенности памяти у детей
младшего школьного возраста.
В разные возрастные
периоды мы будем наблюдать различные
формы пользования своей памяти.
Если ребенок - шестилетка запоминает
непосредственно, естественно запечатлевая
предложенный ему материал, то ребенок
школьного возраста обладает целым
рядом приемов, с помощью которых
ему удается запомнить нужное,
он связывает этот новый материал
со своим прежним опытом, прибегает
к целой системе ассоциации, иногда,
к каким-нибудь заметкам и т.д. Оба
ребенка имеют одинаковую, в общем,
память, но пользуются ею по-разному. Развитие
памяти и заключается в таком
переходе от естественных форм памяти
к культурному.
Память
младшего школьника такова, что
непосредственная память и опосредованная
существуют как бы в параллельных,
почти не пересекающихся, плоскостях.
В связи с
возрастом относительным преобладанием
деятельности с первой сигнальной системы
у младших школьников более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
Младших школьники (особенно в первом
и втором классах) склонны к механическому
запоминанию, путем механического
повторения, без осознания смысловых
связей внутри запоминаемого материала.
. Девочки
охотнее запоминаю любой материалы,
умеют застав заставлять себя,
настраивать на запоминание, поэтому
у них результаты произвольной
механической памяти выше, чем
у мальчиков. Мальчики оказываются
более успешными в овладении
или придумывании способов запоминания,
поэтому в ряде случаев их
опосредованная память оказывается
более эффективной, чем у девочек.
Объем непосредственной
памяти младшего школьника около 5 единиц.
Количество информации, запоминаемой
опосредованная, например, с помощью ассоциаций,
может увеличиваться вдвое.
Младшие
школьники способны классифицировать,
группировать материал, искать ассоциации
опорные пункты, составлять мнемические
план. Учителям следует всячески поощрять
исследовательские наклонности ребенка.
Активные
мыслительная деятельность будет
создавать необходимую атмосферу
для процесса запоминания, стимулирующую
развитие памяти ребенка. Задача
учителя - формировать у учащихся
определенной установки запоминания,
обучать младших школьников приемам
и средствам запоминания, смысловой
группировке материала, составлению
своеобразных опорных пунктов
для запоминания, соотнесению,
сопоставлению, связыванию отдельных
частей.
Под памятью мы понимаем
запечатление, сохранение, последующее
узнавание и воспроизведение следов прошлого
опыта. Деятельность, направленная
на запоминание и воспроизведение удержанного
материала, называется мнемической деятельностью.
Память занимает особое место
среди других психических функций,
т.к. ни одна другая функция
не может быть осуществлена
без ее участия. Память необходима
человеку,– она позволяет ему
накапливать, сохранять и впоследствии
использовать личный жизненный
опыт, в ней хранятся знания
и навыки. Без этого механизма
никакое научение не было бы возможным,
т.к. в мозгу не оставалось бы сигналов,
формирующих навыки, необходимые для выживания.
- Ассоциация по смежности. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
- Ассоциации по сходству. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или, когда мы видим какой-то предмет, он может нам напомнить о каком-либо человеке или явлении.
- Ассоциация по контрасту. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Классификация основных видов
памяти.
В вопросе о классификации памяти существует
несколько основных подходов. При этом
отдельные виды памяти вычленяются в соответствии
с тремя основными критериями:
- По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
- По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;
- По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Классификация
видов памяти по характеру
психической активности была
впервые предложена П.П. Блонским.
Двигательная
(или моторная) память – это запоминание, сохранение
и воспроизведение различных движений Эмоциональная
память – это память на чувства. Образная память
– это память на представления, картины
природы и жизни, а также на звуки, запахи,
вкусы и др.
Благодаря зрительной
памяти мы можем вспомнить
лица, сияние солнца, вид своего
дома.
Слуховая память
сохраняет разные звуки: журчание
воды, трели соловья, лай собаки,
шум моря.
Обонятельная
память дает нам возможность
помнить запахи духов, цветов,
чеснока, апельсина.
Осязательная
память хранит ощущение тепла
и холода, неприятные ощущения
укола, тесной обуви и т.д.
Все эти виды
памяти являются общими для
человека и животных.
Эйдетическая
память. Так называется явление, которое
встречается у некоторых людей и заключается
в том, что они способны с исключительной
точностью, вплоть до мельчайших деталей,
сохранять образы предъявляемых им картин. Словесно – логическая
память выражается в
запоминании и воспроизведении наших
мыслей
Непроизвольная
память – это память в которой отсутствует
специальная цель что-то запомнить или
припомнить, запоминание осуществляется
без каких-либо усилий, автоматически.
Произвольная
память – процессы запоминания
и воспроизведения выступают как специальные
мнемические действия.
Кратковременная
память – это вид памяти,
характеризующийся очень кратким сохранением
воспринимаемой информации. Объем кратковременной
памяти индивидуален. Долговременная
память. Без хорошей кратковременной
памяти невозможно нормальное функционирование
долговременной памяти. В нее может проникнуть
и надолго отложиться лишь то, что когда-то
было в кратковременной памяти. Кратковременная
память пропускает лишь нужную, уже отобранную
информацию в долговременную память. Оперативная
память – это мнемические процессы,
обслуживающие непосредственно осуществляемые
человеком актуальные действия, операции.
Когда мы выполняем какое-либо сложное
действие, например, арифметическое, то
осуществляем его по частям.
Запоминание.
В результате запоминания происходит
закрепление нового путем связывания
его с приобретенным ранее. Запоминание
всегда избирательно: в памяти сохраняется
далеко не все, что воздействует на наши
органы чувств.
Первоначальная
форма запоминания – непреднамеренное
или непроизвольное запоминание,
т.е. запоминание без заранее
поставленной цели, без использования
каких-либо приемов. Однако даже
непроизвольное запоминание носит
избирательных характер, определяется
отношением к окружающему.
В отличие
от непроизвольного, произвольное
запоминание характеризуется тем,
что человек ставит перед собой
цель – запомнить то, что намечено,
и использует специальные приемы
запоминания. Произвольное запоминание
представляет собой особую и
сложную умственную деятельность.
Запоминание,
включенное в какую-нибудь деятельность,
оказывается наиболее эффективным.
Испытуемым было предложено классифицировать
предметы на карточках, на которых
кроме предмета было изображено
число. После опыта просили
вспомнить, что они видели на
карточке. Оказалось, что они хорошо
запомнили предметы, а цифры некоторые
даже не заметили. В другом
опыте надо было разложить
карточки по порядку чисел.
В этом случае хорошо запомнились
числа и почти не замечались
картинки.
Механическое
запоминание – это запоминание без
осознания логической связи между различными
частями воспринимаемого материала. Например,
заучивание исторических дат, статистических
данных и т.д.
Осмысленное
запоминание основано на
понимании внутренних связей между отдельными
частями материала.
Доказано, что осмысленное
запоминание во много раз продуктивнее
механического. Сохранение. После запоминания
необходимо в течении какого-то времени
сохранить информацию. Интересно,
что незавершенные дела сохраняются в
памяти намного прочнее, чем завершенные.
Психологи объясняют это тем, что если
действие не завершено, то внутреннее
напряжение у человека не снижается и
забывание происходит медленнее.
Воспроизведение – это процесс
воссоздания образа предмета, воспринимаемого
нами ранее, но не воспринимаемого в данный
момент.
7.Детство и возраст как основные
категории детской психологии. Понятие
о возрастной периодизации в психологии.
Возрастная
психология – особая область психологических
знаний. Рассматривая процесс развития
ребенка, она дает характеристику разных
возрастных периодов и, следовательно,
оперирует такими понятиями как “возраст”
и “детство”.
Возраст
или возрастной период по определению
Л.С.Выготского – это особый цикл детского
развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возраст не сводится к сумме отдельных
психических процессов, это не календарная
дата. Продолжительность возраста определяется
его внутренним содержанием: есть периоды
развития, равные одному году, трем, пяти
годам. Хронологический и психологический
возраст не совпадают. Хронологический,
или паспортный возраст – лишь координата
отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой
происходит процесс психического развития
ребенка, становление его личности. Но
эти границы могут сдвигаться, и один ребенок
вступит в новый возрастной период раньше,
а другой – позже. Особенно сильно плавают
границы подросткового возраста, связанного
с половым созреванием детей.
Начальные возрастные периоды
образуют детство – целую эпоху,
которая по сути своей является
подготовкой к взрослой жизни,
самостоятельному труду. Детство – это
не только период усиленного развития,
изменения и обучения, но это еще и период
парадоксов и противоречий, без которых
невозможно представить себе сам процесс
развития. О парадоксах детского развития
писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский
и многие другие. Д.Б. Эльконин говорил,
что парадоксы в детской психологии –
это загадки развития, которые еще предстоит
разгадать. Свои лекции в Московском университете
Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики
двух основных парадоксов детского развития:
- Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции, человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длиться его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы.
- За тысячелетия человечество продвинулось намного вперед, человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенно не отличается от новорожденного, живущего десятки тысяч лет назад. Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества не одинаковый?
Детство
– явление историческое. Его содержание
и продолжительность изменяется
на протяжении веков. Продолжительность
детства в эпоху Средневековья или в первобытном
обществе не равна продолжительности
детства в наши дни. Поэтому нельзя изучать
детство ребенка и законы его развития
вне развития человеческого общества
и законов, определяющих его развитие.
Проблема истории
детства – одна из наиболее
трудных в современной детской психологии,
т.к. в этой области невозможно проводить
ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам
хорошо известно, что памятники культуры,
имеющие отношение к детям, бедны. Даже
в тех случаях, когда археологи находят
игрушки, это обычно предметы культа, которые
в древности клали в могилу, чтобы они
служили хозяину в загробной жизни.
Теоретически
вопрос об историческом происхождении
периодов детства был разработан
в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина.
Детство в первобытном обществе
было коротким, в средневековье длилось
дольше; детство современного ребенка
еще больше растянулось во времени и наполнилось
сложными видами деятельности. Специфика
детства определяется условием социального,
экономического и культурного развития
общества, в котором живет, воспитывается
и обучается
8.Мышление как форма
отражения действительности.Мышление соотносит
данные ощущений и восприятия – сопоставляет,
сравнивает, различает, раскрывает отношения,
опосредования и через отношения между
чувственно данными свойствами вещей
и явлений раскрывает новые, непосредственно
чувственно не данные абстрактные их свойства;
выявляя взаимосвязи и постигая действительность
в этих ее взаимоотношениях, мышление
глубже познает ее сущность. Мышление – это социально
обусловленный, неразрывно связанный
с речью психический процесс поисков и
открытий существенно нового, процесс
опосредованного и обобщенного отражения
действительности в ходе ее анализа и
синтеза. Отражение окружающего мира в
процессе мышления осуществляется с помощью
мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, обобщения,
систематизации, классификации. В процессе
мышления человек начинает познавать
такие явления окружающего мира, их свойства
и отношения, которые непосредственно
не воспринимаются и не наблюдаемы.
Обобщенность мышления выражается в том,
что, анализируя и сравнивая отдельные
“наблюдения”, опираясь на результаты
прошлого опыта, человек в процессе мышления
находит общее в отдельных объектах.Мышление
теснейшим образом связано с действиями.
Человек познает действительность, воздействует
на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление
не просто сопровождается действиями
или действие мышлением; действие – это
первичная форма существования мышления.Все
мыслительные операции (анализ, синтез
и т.д. возникли сначала как практические
операции и лишь затем стали операциями
теоретического мышления. Анализ – это мысленное
расчленение целого на части или мысленное
выделение свойств предмета. Суть данной
операции состоит в том, что, воспринимая
какой-либо предмет или явление, мы можем
мысленно выделить в нем одну часть из
другой, а затем выделить следующую часть
и т.д. Синтез – это мысленное
соединение частей или явлений в одно
целое, а также мысленное сочетание отдельных
их свойств. Когда мы смотрим на лежащие
перед нами отдельные части механизма,
мы можем понять, как выглядит этот механизм
и как он работает. Синтез может осуществляться
как на основе восприятия, так и на основе
воспоминаний или представлений. Синтез
и анализ противоположны и одновременно
неразрывны. Они участвуют в каждом сложном
мыслительном процессе Сравнение – мыслительная
операция, позволяющая установить сходство
и различие предметов и явлений. Сравнение
является часто первичной формой познания:
вещи сначала познаются путем сравнения. Абстрагирование – это выделение
существенных свойств предметов, объектов,
явлений и отвлечение от несущественных. Конкретизация – мыслительный процесс,
противоположный абстрагированию; представляет
собой фиксацию какого-либо признака без
учета других признаков. Обобщение – мысленное
объединение предметов и явлений по их
общим и существенным признакам Понятие – это отражение
общих и существенных свойств предметов
и явлений. В основе понятий лежат наши
знания об этих предметах. Понятие является
результатом мыслительной деятельности
многих поколений людей.Усвоение понятий
– это достаточно сложный процесс, который
имеет несколько этапов. Некоторые понятия
формируются у нас в первый год жизни и
ученые пока не могут раскрыть закономерности
их формирования, потому что приобретаемые
нами в первые годы жизни знания попадают
в разряд неосознаваемых. К таким понятиям
можно отнести понятия “время” и ”пространство”,
хотя, по мнению ряда американских авторов,
данные понятия следует отнести к врожденным.
Но таких понятий немного. Большинство
понятий приобретается нами в процессе
нашего развития. Суждения – это отражение
связи между предметами и явлениями действительности
или между их свойствами и признаками.
Мыслить – это, прежде всего, судить. Всякий
мыслительный процесс выражается в суждениях.
Суждения являются высказываниями кого-либо
о чем-то. Всякое суждение притязает
на истинность. Рассуждение – это и есть
работа мысли над суждением, направленная
на установление и проверку его истинности.
Когда, исходя из посылок, рассуждение
раскрывает ту систему суждений, которая
из них следует, то рассуждение принимает
форму умозаключения.