Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

1.Предмет и отрасли психологии. Возрастная психология как отрасль общей психологии.
2. Методы психологии. Методы психологии, доступные учителю начальной школы.
5.Воображение как процесс преобразования представлений. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Predmet_i_otrasli_psikhologii.docx

— 72.85 Кб (Скачать)

Умозаключение – это связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Умозаключение является высшей формой мышления.

     Рассуждения, умозаключения –  основные формы опосредованного  познания действительности

     Различают два основных вида  умозаключений: индуктивные и  дедуктивные. 

     Индукция – это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.     Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция – это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

     Наглядно-действенное мышление связано с работой, которую мы выполняем руками: что-то строим, прибиваем, копаем землю, шьем и т.д.  Наглядно-образное мышление в большей степени оперирует на образы, человеку не обязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо его видеть и представлять..

     Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, например, счастье, честность, гордость, стоимость и т.д. По содержанию используемых средств различают наглядное и вербальное мышление.

     Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач.

     Теоретическое мышление – это познание законов и правил.

     Практическое мышление основной задачей выдвигает разработку средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

     Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

     Различают творческое и критическое мышление по их функциональному значению.     Огромное значение для педагогической практики имеет различение мышления на теоретическое и эмпирическое. Основными чертами эмпирического мышления являются его направленность на внешние свойства и связи познаваемых объектов, рассудочность при оперировании общими представлениями.Качественно иными особенностями характеризуется теоретическое мышление. Воспроизвести целостную систему взаимодействия, познать развивающуюся объективную реальность под силу лишь теоретическому мышлению.

 

9.Эмоции и  чувства как особая сторона  душевной жизни человека.

     Эмоции и чувства  рассматриваются в психологии  как особая сторона душевной  жизни человека. Все мы в каждый  момент времени находимся в определенной эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Они переживаются как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему.

Чувства – это переживаемые в  различной форме отношение человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний в форме непосредственных переживаний, отношений приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результата его практической деятельности. Они – реакции не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые.

Чувства – это еще более чем  эмоции устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают  устойчивое.отношение.к.каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Глубокая связь чувства с  эмоциями проявляется, прежде всего, в  том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях.

  1. Эмоции и чувства выполняют функцию внутренней регуляции деятельности.  Человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути и на что надо обратить внимание в первую очередь (сигнальная роль чувств и эмоций).
  2. Побудительная или стимулирующая функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Побуждение к действию возникает из оценки происходящего. В зависимости от знака оценки, положительного или отрицательного, действие может продолжаться или прекращаться, как неуспешное, и возникает быстрый выбор другого действия.
  3. С побуждением тесно связана такая функция как активизация. Эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности, а именно на темп и ритм – успех, радость придает сил.
  4. Регулирующая функция осуществляется через эмоциональную оценку текущих событий и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.
  5. Экспрессивная или выразительная функция. Эмоции и чувства сопровождаются вегетативными реакциями, а именно, покраснение, побледнение, учащение дыхания, сердцебиения, проявляется в выразительных движениях, мимике, пантомимике, интонации, тембру голоса. В повседневной жизни по выразительным движениям можно достаточно точно воспринимать и оценивать изменения эмоционального состояния окружающих людей. Таким образом, значение эмоций заключается в следующем:
  • Эмоции позволяют людям лучше понимать друг друга, сопереживать;
  • Выбирать адекватные обстоятельствам формы поведения;
  • Мобилизовать все силы и возможности организма, когда требуется мгновенная реакция.

По мнению отечественного психофизиолога П.В.Симонова, эмоция возникает тогда, когда является рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация) и тем, что на самом деле известно.

если у человека нет потребности  то он эмоции не испытывает; эмоция не возникает и в том случае, когда  человек, не испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребностей. Таким образом, сознавая, или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребностей, с тем, чем он располагает, и в зависимости от соотношения испытывает различные эмоции.

Эмоции могут быть положительными (радость, восхищение, наслаждение) и отрицательные (огорчение, страх). Кант разделял эмоции на стенические (стенос - сила) и астенические. В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Их называют стеническими. Они побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов “горы перевернуть”. В других  случаях эмоции характеризуются пассивностью, чувства расслабляют человека. Это астенические эмоции. Иногда, переживая сильное чувство человек, уходит в себя, замыкается.

     Мы не получим  представления об эмоциональной  сфере человека, если не будем  знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный  мир человека и выявляют его  личность. Объекты высших чувств - это явления окружающей - это явления окружающей нас действительности.

Моральные или  нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм,отзывчивость,справедливость,достоинство,доброжелательность,гуманизм,преданность. К аморальным чувствам можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и т.д.

      Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру.

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах и представляют собой эмоциональный отклик человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

 Самой мощной эмоциональной  реакцией является аффект. Аффект  - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функции внутренних органов.

     Любое чувство  может переживаться в аффективной  форме. 

Причиной аффекта может стать  конфликт и противоречие между сильными влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Различают несколько стадий аффекта:

1. Человек думает только  о предмете своего чувства,  невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже важного. Выразительные движения становятся всё более безотчётными (слезы и рыдания, хохот и выкрики, учащённое или затруднённое дыхание). Желание человека - поддаться переживаемому чувству; страху, гневу, отчаянию и т.д.

2. Человек утрачивает контроль над собой, совершая уже без отчётные, безрассудные действия, которые иногда даже стыдно вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон.

3. После аффективной вспышки  наступает разбитость, упадок сил,  безразличное отношение ко всему, порой стыдливость.

На первой стадии аффекта каждый нормальный человек может контролировать себя. Здесь самое важное отсрочить  наступление аффекта, ”затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Страсть - В отличие от аффекта, это стойкое всеохватывающее чувство, которое носит стенический характер и для своего удовлетворения вызывает стремление к активной деятельности. Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти; заставляет представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности.

Наиболее важной характеристикой  страсти является её связь с волевой  сферой. Страсть имеет определенную направленность к деньгам, к знаниям  и т.д. Оценка значения страсти достаточно субъективна.

Ещё одна обширная область  состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом понимают эмоциональное  состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Г. Селье выделил в развитии стресса три этапа:

1. Реакция   тревоги:  мобилизация защитных сил организма,  повышающая устойчивость по отношению  к конкретному травмирующему воздействию. Происходит перераспределение ресурсов организма.

2. Фаза   с сопротивления.  Внешнее поведение мало отличается  от нормы, все как будто налаживается, но внутреннее идет перерасход адаптационных резервов.

3. Фаза истощения, что  может привести к значительному  ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.

Фрустрация - это состояние человека, вызываемое  объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Настроение - это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психологическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон его жизни и деятельности. Человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживание покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойства и т.д.

Настроение существенно  зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции, и .особенно, от тонуса нервной системы.

Эмоциональную сферу человека необходимо развивать уже с раннего  возраста и очень важную роль здесь  играет формирование чувства эмпатии (от древнегреческого empatheia – способность вжиться, прочувствовать). Эмпатия - один из исходных пунктов формирования добрых человеческих взаимоотношений.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"