Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

1.Предмет и отрасли психологии. Возрастная психология как отрасль общей психологии.
2. Методы психологии. Методы психологии, доступные учителю начальной школы.
5.Воображение как процесс преобразования представлений. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Predmet_i_otrasli_psikhologii.docx

— 72.85 Кб (Скачать)

Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов  репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые  наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни. Одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является его наглядность и конкретность.

Все, что слышит ребенок, он переводит  в наглядный план. Перед его  взором проходят живые образы, картины. И поэтому часто в переложении  ребенка тот или иной, доступный  его возрасту, короткий рассказ звучит более живо, с большим количеством  подробностей, чем это дано автором. У более младших школьников конкретность и наглядность образов их воображения проявляется по-иному. У детей 1-2 классов чтение и рассказывание требуют опоры на картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.Конкретность воображения младшего школьника выражается также и в том, что детям младшего школьного возраста в воображаемых действиях, в игре, например, необходима непосредственная опора на какие-либо конкретные предметы, иначе не может развиваться действие.У детей 1-2 классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но они реже встречаются у детей 3-4 классов, так как уже в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться и тот вид воображения, который называется  вербально-мыслительным воображением и который составляет как бы новый этап в развитии воображения по отношению к воображению, носящему сугубо конкретный характер.При развивающемся вербально-мыслительном воображении опора на предмет и даже действие если и имеет место, то побочное, третьестепенное. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в словах. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер.Все чаще и чаще у детей младшего школьного возраста наблюдается игра «ни с чем». Так, девочка, зарывшая ноги в песок и стоящая неподвижно с прижатыми к телу руками, говорит: «Я дерево, видишь, я расту. Вот ветки, вот листочки». Руки девочки начинают медленно подниматься, растопыриваются пальчики. «Видишь, ветер меня качает», - и «дерево» начинает наклоняться и трепетать «листочками-пальцами». С каждым годом обучения в школе развитие воображения все в большей степени базируется на освоении технических приемов действии в той или другой области творческой деятельности. Развитие воображения в области рисования начинает опираться на технические знания в области построения рисунка, развития музыкального воображения - на знание техники исполнения, конструкторское воображение невозможно без технических познаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество в этом возрасте невозможно без овладения навыками письменной речи. В школьном возрасте воображение в той или иной области иногда делается более тусклым в связи с тем, что у детей отсутствуют знания и практические умения.

 

 

3.Понятие о внимании. Развитие  внимания у детей младшего  школьного возраста.

Внимание - это важнейшее качество, которое  характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного  фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.  
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.Воспитание младших школьников «далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить путём связывания друг с другом близких и всё более и более отдалённых целей. Например, наиболее далёкая мотивация (хорошо закончить школу) должна связываться с наиболее близким мотивом (успешно перейти в следующий класс), а этот в свою очередь, с ближайшим мотивом -получить высокую оценку учителя.Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Обучение в школе стимулирует его дальнейшее развитие - интересное, яркое, новое привлекает внимание учеников. И эту особенность внимания надо использовать учителю, подбирая к уроку наглядно, яркий материал. Однако иногда слишком яркие впечатления могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что затормозится всякая возможность понимать, анализировать и обобщать материал.

Возрастной  особенностью внимания является и его  сравнительно небольшая устойчивость, особенно у учеников 1 и 2 классов. Это  есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Дети не умеют  длительно сосредоточиться на работе, и их внимание легко отвлекается. Поэтому они могут не выполнить  задание в срок, потерять темы и  ритм деятельности, пропустить буквы  в слове и слова в предложении.Внимание учащихся зависит и от темпа учебной работы. Исследование М.Н. Шердакова показало, что слишком быстрый или замедленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости концентрированности внимания. Наиболее оптимален средний темп работы, который тем ниже, чем младше школьник.Исследования И.Ф. Добрынина показали, что уже учащиеся 3-4 классов, могут сохранять внимание непрерывно в течение всего урока. Но важно периодически менять виды работы школьников, тогда и большого утомления не наступит, а внимание будет устойчивым.Объём внимания у младших школьников примерно 4±2. Для увеличения объёма внимания у детей рекомендуется учить их выделять в процессе наблюдения крупные комплексы, а не отдельные мелкие объекты. Например, при чтении выделять не каждую букву, а слоги и короткие слова целиком.

Распределение внимания развивается в такой  сложной деятельности, в которой  объединяются более простые и  уже хорошо отработанные деятельности.

Переключения  внимания можно добиться, развивая волю, быстроту реакций.

И.В. Страховым  установлено, что у одних учащихся внимание может быть не стойким, отличаться детской непосредственностью и  эмоциональностью проявлений, у других - устойчивым, волевым, сознательно  сосредоточенным, позволяющим школьнику  справляться с отвлекающими факторами; у третьих - внимание может выступать  в виде более или менее сформировавшихся привычек умственного труда. Им установлено  следующие состояние внимательности: действительная внимательность;  кажущаяся  невнимательность; действительная внимательность;  действительная невнимательность.

1. Действительная внимательность выражается в готовности ученика к учебной деятельности уже в начале урока, в умственной активности его на протяжении всего урока в преодолении отвлекающих раздражителей, в любознательности. Внешние признаки действительной внимательности - деловая, рабочая поза, мимическая выразительность сосредоточения во время работы;

2. Кажущаяся невнимательность. Дети сосредоточенны на уроке; если их спрашивают, они с готовностью отвечают, их деятельность продуктивна, но внешне они пассивны, вялы, не поднимают руки по собственной инициативе. Как правило, это меланхолики и флегматики, застенчивые и несмелые;

3. Кажущаяся внимательность характеризуется не в соответствии внешней формы внимания рабочему состоянию. Внешне ученик кажется внимательным, но на вопрос учителя ответить не может;

4. Действительная невнимательность. Дети на уроке пассивны, постоянно отвлекаются от работы. Об их невнимательности свидетельствует мимика и поза. Делают много ошибок в работе, деятельность не продуктивна. Причины невнимательности и предупреждение рассеянности.

Почему у ребёнка может возникнуть невнимательность? Причины могут  быть как внешние, так и связанные  с личностью ученика.

  Внешние причины: не интересность и монотонность изложения учебного материала, слабая дисциплина в классе, утомление к концу дня.

Внутренние причины: отсутствие интереса к учебному предмету, слишком лёгкое или слишком трудное усвоение материала, болезнь, переутомление, семейные проблемы и т.д.Невнимательность может стать привычкой, закрепиться как отрицательная черта характера. В таких случаях говорят о рассеянности. Предупреждения рассеянности: соблюдение режима дня;

помочь ребёнку обнаружить разнообразные  интересы и укреплять их; заставлять себя сосредотачивать внимание на слабом предмете в любое время; приучать себя работать в неблагоприятных условиях; следовать правилу: никогда не работать невнимательно; помочь ребёнку узнать особенности своего внимания ииспользовать эти знания.

6.Понятие о речи. Развитие устной  и письменной речи в младшем  школьном возрасте.

Л.С.Выготский писал, что «развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

 Письменная речь теснее, чем  устная, связана с логической  мыслью и в своем развитии  не может не опираться на  мышление и внутреннюю речь. А  эта опора двигает развитие  этих психических процессов.Письменная речь с самого начала выступает как более произвольная. Для овладения ею школьник должен научиться анализировать звукобуквенный и синтаксический состав своей речи. Письменная речь – своеобразный процесс, находящийся в специфических отношениях с устной речью, мышлением, воображением, внутренней речью и вниманием. Потому и путь ее развития определяется достижениями школьника в различных сторонах учебной деятельности, а не только уровнем развития его устной речи. Однако, если устная речь не накопила определенного запаса слов, нельзя давать ребенку письменную работу, требующую использования этого запаса слов. Пока ребенок не научится говорить в условиях, когда его слушают и на его речь реагирует учитель и класс, ему будет трудно что-нибудь написать, оставшись наедине с собой. Таким образом, устная речь, которой обучаются дети в школе, требует для своего развития навыки ориентироваться на коллективного слушателя. Реакция слушателей – это мощный фактор совершенствования монологической речи.

Очень большое значение для развития письменной речи имеет устная творческая работа с прочитываемыми текстами (продолжение  рассказа, рассказ по началу, по концу, изменение формы рассказа и т.д.).

Для овладения письменной речью  решающее значение имеет грамматика, т.к. она в наибольшей степени  помогает осознанию состава речи. Эльконин предлагал преподавание грамматики с самого начала строить таким образом, чтобы полученные в грамматических занятиях навыки осознания речи все время закреплялись практикой самостоятельного письма детей. Это самостоятельное составление детьми предложений, элементарное связывание нескольких предложений, работа над деформированными текстами и т.д.

Д.Б.Эльконин рекомендует для обучения детей письменной речи следующие приемы: кратко написать о чем-нибудь по вопросам, по развернутому плану, который есть не что иное, как те словесно-смысловые узлы, которые должны развить внутреннюю речь. Сюда же относятся и приемы вставки пропущенных слов и выражений, и другие упражнения с деформированным текстом.

 Французский педагог С.Френе ввел письменную речь в деятельность словесного творчества. Он поощрял сочинения свободных текстов. Отбирая некоторые из них, он размножал их и раздавал учащимся. На этих текстах шло обучение разным аспектам письменной речи. Учащиеся редактировали тексты, проводили лексический анализ, грамматический отбор и т.д.

На основе проведенного исследование авторы выделили ряд важных методических принципов:

1. Использование не репродуктивной, а творческой деятельности, которая заканчивается получением продукта. Т.е. предпочтение надо отдавать не диктанту, а сочинению.

2. Сотрудничество между учениками и между учителем и учениками. При этом сотрудничество должно быть основано на уважении ребенка доверии к нему, протекать в атмосфере непринужденности и раскованности.

3. Создание условий, которые требовали бы естественного использования письменной речи, т.е. необходимо обеспечить мотивацию деятельности учащихся.

Обучение  письменной речи шло на 2-х уровнях: вначале учащиеся сочиняли текст, а  потом работали над его формированием.Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы, заимствованные у Дж.Родари и К.С.Станиславского, а также разработанные самими авторами.

 Один из приемов - предложение установить связь между предметами, которые воспринимаются как не имеющие смысловой связи. Дети, например, сочиняли сказку на тему «Собака и гардероб».

Другой прием – магические «если бы» К.С.Станиславского.Учащиеся писали сочинение на тему «Если бы я имел машину времени» и другие. Мотивация детей обеспечивалось тем, что они сочиняли сказку для младших детей.

Чтение – это понимание письменной речи, т.е. одна из основных и главнейших сторон развития речи. Понимание речи всегда опережает ее употребление: дети сначала начинают понимать речь окружающих, а потом, спустя некоторое время и сами начинают говорить. Это же отношение сохраняется и тогда, когда ребенок учится читать: нужно хорошо понять прочитанное, чтобы уметь его рассказать или написать.Выразительное громкое чтение очень сильно помогает развитию произвольного расчленения речи, в то время как при тихом чтении учащийся в большей степени схватывает общий смысл прочитанного, объединяет в одно целое отдельные мысли и слабо улавливает звукобуквенную и словарную структуру. Вот почему нельзя переходить на тихое чтение, прежде чем дети в письме не научатся правильно производить звукобуквенный анализ.Но тихое чтение имеет свою ценность для развития письменной речи: оно порождает развитие внутренней речи. Тихое чтение способствует переходу вовнутрь смысловых узлов, находящихся на поверхности. Таким путем ребенок приобретает навык думать молча, удерживать в сознании «вехи» мысли, которые он собирается выразить при письме.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"