Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:14, контрольная работа
1.Предмет и отрасли психологии. Возрастная психология как отрасль общей психологии.
2. Методы психологии. Методы психологии, доступные учителю начальной школы.
5.Воображение как процесс преобразования представлений. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста.
Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни. Одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является его наглядность и конкретность.
Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. И поэтому часто в переложении ребенка тот или иной, доступный его возрасту, короткий рассказ звучит более живо, с большим количеством подробностей, чем это дано автором. У более младших школьников конкретность и наглядность образов их воображения проявляется по-иному. У детей 1-2 классов чтение и рассказывание требуют опоры на картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.Конкретность воображения младшего школьника выражается также и в том, что детям младшего школьного возраста в воображаемых действиях, в игре, например, необходима непосредственная опора на какие-либо конкретные предметы, иначе не может развиваться действие.У детей 1-2 классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но они реже встречаются у детей 3-4 классов, так как уже в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться и тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и который составляет как бы новый этап в развитии воображения по отношению к воображению, носящему сугубо конкретный характер.При развивающемся вербально-мыслительном воображении опора на предмет и даже действие если и имеет место, то побочное, третьестепенное. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в словах. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер.Все чаще и чаще у детей младшего школьного возраста наблюдается игра «ни с чем». Так, девочка, зарывшая ноги в песок и стоящая неподвижно с прижатыми к телу руками, говорит: «Я дерево, видишь, я расту. Вот ветки, вот листочки». Руки девочки начинают медленно подниматься, растопыриваются пальчики. «Видишь, ветер меня качает», - и «дерево» начинает наклоняться и трепетать «листочками-пальцами». С каждым годом обучения в школе развитие воображения все в большей степени базируется на освоении технических приемов действии в той или другой области творческой деятельности. Развитие воображения в области рисования начинает опираться на технические знания в области построения рисунка, развития музыкального воображения - на знание техники исполнения, конструкторское воображение невозможно без технических познаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество в этом возрасте невозможно без овладения навыками письменной речи. В школьном возрасте воображение в той или иной области иногда делается более тусклым в связи с тем, что у детей отсутствуют знания и практические умения.
3.Понятие о внимании. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Внимание
- это важнейшее качество, которое
характеризует процесс отбора нужной
информации и отбрасывания лишней.
Дело в том, что в человеческий
мозг ежесекундно поступают тысячи
сигналов из внешнего мира. Если бы не
существовало внимания (своеобразного
фильтра), то наш мозг не смог бы избежать
перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами:
объемом, устойчивостью, концентрацией,
избирательностью, распределением, переключаемостью
и произвольностью. Нарушение каждого
из перечисленных свойств приводит к отклонениям
в поведении и деятельности ребенка.Маленький
объем внимания - это невозможность сконцентрироваться
одновременно на нескольких предметах,
удерживать их в уме.Недостаточная концентрация
и устойчивость внимания - ребенку трудно
долго сохранять внимание, не отвлекаясь
и не ослабляя его.Недостаточная избирательность
внимания - ребенок не может сконцентрироваться
именно на той части материала, которая
необходима для решения поставленной
задачи.Воспитание младших школьников «далёкой»
мотивации произвольного внимания должно
происходить путём связывания друг с другом
близких и всё более и более отдалённых
целей. Например, наиболее далёкая мотивация
(хорошо закончить школу) должна связываться
с наиболее близким мотивом (успешно перейти
в следующий класс), а этот в свою очередь,
с ближайшим мотивом -получить высокую
оценку учителя.Значительно лучше в младшем
школьном возрасте развито непроизвольное
внимание. Обучение в школе стимулирует
его дальнейшее развитие - интересное,
яркое, новое привлекает внимание учеников.
И эту особенность внимания надо использовать
учителю, подбирая к уроку наглядно, яркий
материал. Однако иногда слишком яркие
впечатления могут создать такой сильный
очаг возбуждения в коре головного мозга,
что затормозится всякая возможность
понимать, анализировать и обобщать материал.
Возрастной
особенностью внимания является и его
сравнительно небольшая устойчивость,
особенно у учеников 1 и 2 классов. Это
есть следствие возрастной слабости
тормозного процесса. Дети не умеют
длительно сосредоточиться на работе,
и их внимание легко отвлекается.
Поэтому они могут не выполнить
задание в срок, потерять темы и
ритм деятельности, пропустить буквы
в слове и слова в предложении.
Распределение внимания развивается в такой сложной деятельности, в которой объединяются более простые и уже хорошо отработанные деятельности.
Переключения внимания можно добиться, развивая волю, быстроту реакций.
И.В. Страховым
установлено, что у одних учащихся
внимание может быть не стойким, отличаться
детской непосредственностью и
эмоциональностью проявлений, у других
- устойчивым, волевым, сознательно
сосредоточенным, позволяющим школьнику
справляться с отвлекающими факторами;
у третьих - внимание может выступать
в виде более или менее
1. Действительная внимательность выражается в готовности ученика к учебной деятельности уже в начале урока, в умственной активности его на протяжении всего урока в преодолении отвлекающих раздражителей, в любознательности. Внешние признаки действительной внимательности - деловая, рабочая поза, мимическая выразительность сосредоточения во время работы;
2. Кажущаяся невнимательность. Дети сосредоточенны на уроке; если их спрашивают, они с готовностью отвечают, их деятельность продуктивна, но внешне они пассивны, вялы, не поднимают руки по собственной инициативе. Как правило, это меланхолики и флегматики, застенчивые и несмелые;
3. Кажущаяся внимательность характеризуется не в соответствии внешней формы внимания рабочему состоянию. Внешне ученик кажется внимательным, но на вопрос учителя ответить не может;
4. Действительная невнимательность. Дети на уроке пассивны, постоянно отвлекаются от работы. Об их невнимательности свидетельствует мимика и поза. Делают много ошибок в работе, деятельность не продуктивна. Причины невнимательности и предупреждение рассеянности.
Почему у ребёнка может
Внешние причины: не интересность и монотонность изложения учебного материала, слабая дисциплина в классе, утомление к концу дня.
Внутренние причины: отсутствие интереса к учебному предмету, слишком лёгкое или слишком трудное усвоение материала, болезнь, переутомление, семейные проблемы и т.д.Невнимательность может стать привычкой, закрепиться как отрицательная черта характера. В таких случаях говорят о рассеянности. Предупреждения рассеянности: соблюдение режима дня;
помочь ребёнку обнаружить разнообразные интересы и укреплять их; заставлять себя сосредотачивать внимание на слабом предмете в любое время; приучать себя работать в неблагоприятных условиях; следовать правилу: никогда не работать невнимательно; помочь ребёнку узнать особенности своего внимания ииспользовать эти знания.
6.Понятие о речи. Развитие устной и письменной речи в младшем школьном возрасте.
Л.С.Выготский писал, что «развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».
Письменная речь теснее, чем
устная, связана с логической
мыслью и в своем развитии
не может не опираться на
мышление и внутреннюю речь. А
эта опора двигает развитие
этих психических процессов.
Очень большое значение для развития письменной речи имеет устная творческая работа с прочитываемыми текстами (продолжение рассказа, рассказ по началу, по концу, изменение формы рассказа и т.д.).
Для овладения письменной речью решающее значение имеет грамматика, т.к. она в наибольшей степени помогает осознанию состава речи. Эльконин предлагал преподавание грамматики с самого начала строить таким образом, чтобы полученные в грамматических занятиях навыки осознания речи все время закреплялись практикой самостоятельного письма детей. Это самостоятельное составление детьми предложений, элементарное связывание нескольких предложений, работа над деформированными текстами и т.д.
Д.Б.Эльконин рекомендует для обучения детей письменной речи следующие приемы: кратко написать о чем-нибудь по вопросам, по развернутому плану, который есть не что иное, как те словесно-смысловые узлы, которые должны развить внутреннюю речь. Сюда же относятся и приемы вставки пропущенных слов и выражений, и другие упражнения с деформированным текстом.
Французский педагог С.Френе ввел письменную речь в деятельность словесного творчества. Он поощрял сочинения свободных текстов. Отбирая некоторые из них, он размножал их и раздавал учащимся. На этих текстах шло обучение разным аспектам письменной речи. Учащиеся редактировали тексты, проводили лексический анализ, грамматический отбор и т.д.
На основе проведенного исследование авторы выделили ряд важных методических принципов:
1. Использование не репродуктивной, а творческой деятельности, которая заканчивается получением продукта. Т.е. предпочтение надо отдавать не диктанту, а сочинению.
2. Сотрудничество между учениками и между учителем и учениками. При этом сотрудничество должно быть основано на уважении ребенка доверии к нему, протекать в атмосфере непринужденности и раскованности.
3. Создание условий, которые требовали бы естественного использования письменной речи, т.е. необходимо обеспечить мотивацию деятельности учащихся.
Обучение письменной речи шло на 2-х уровнях: вначале учащиеся сочиняли текст, а потом работали над его формированием.Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы, заимствованные у Дж.Родари и К.С.Станиславского, а также разработанные самими авторами.
Один из приемов - предложение установить связь между предметами, которые воспринимаются как не имеющие смысловой связи. Дети, например, сочиняли сказку на тему «Собака и гардероб».
Другой прием – магические «если бы» К.С.Станиславского.Учащиеся писали сочинение на тему «Если бы я имел машину времени» и другие. Мотивация детей обеспечивалось тем, что они сочиняли сказку для младших детей.
Чтение – это понимание письменной речи, т.е. одна из основных и главнейших сторон развития речи. Понимание речи всегда опережает ее употребление: дети сначала начинают понимать речь окружающих, а потом, спустя некоторое время и сами начинают говорить. Это же отношение сохраняется и тогда, когда ребенок учится читать: нужно хорошо понять прочитанное, чтобы уметь его рассказать или написать.Выразительное громкое чтение очень сильно помогает развитию произвольного расчленения речи, в то время как при тихом чтении учащийся в большей степени схватывает общий смысл прочитанного, объединяет в одно целое отдельные мысли и слабо улавливает звукобуквенную и словарную структуру. Вот почему нельзя переходить на тихое чтение, прежде чем дети в письме не научатся правильно производить звукобуквенный анализ.Но тихое чтение имеет свою ценность для развития письменной речи: оно порождает развитие внутренней речи. Тихое чтение способствует переходу вовнутрь смысловых узлов, находящихся на поверхности. Таким путем ребенок приобретает навык думать молча, удерживать в сознании «вехи» мысли, которые он собирается выразить при письме.