Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Что такое психодиагностика………………………………………………4
- Краткая история развития психодиагностики……………………………6
- Связь психодиагностики с другими отраслями и науками……………...8
Заключение……………………………………………………………………...11
Список используемой
литературы…………………………………………...12
Введение
Психологическая диагностика предназначена
для того, чтобы обеспечить сбор информации
об особенностях человеческой психики.
Современная психологическая диагностика
определяется как психологическая дисциплина,
разрабатывающая методы выявления и изучения
индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических
особенностей человека.
Целью же данной работы является
анализ краткой истории развития психодиагностики.
Данная работа состоит из трех пунктов.
При написании данной работы поставлены
следующие задачи:
1) Провести анализ литературы
по данной теме;
2) Рассмотреть краткую историю
психодиагностики и определения;
3) Выявить Связь психодиагностики
с другими отраслями и науками.
- Что такое психодиагностика
Слово "психодиагностика" знакомо,
наверное, каждому. Всевозможные психологические
тесты можно найти на просторах Интернета,
в газетах и журналах, книгах. Но все ли они
имеют отношение к психодиагностике? Психодиагностика (греч.
psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) -
область психологической науки и одновременно
важнейшая форма психологической практики,
связанная с разработкой и использованием
разнообразных методов распознавания
индивидуальных психологических особенностей
и перспектив развития человека. Психодиагностика как
отдельное направление выделилось в начале
ХХ века из экспериментальной психологии.
Термин психодиагностика появился в 1921 г.
и принадлежит швейцарскому психологу Герману
Роршаху. Долгое время психодиагностика
отождествлялась с тестированием. Однако
психодиагностика прочно вошла в психологию
после применения не тестирования, не психометрии,
а проективных методов, которые не ставили
прямого диагноза.
Целью психодиагностики
является сбор информации об особенностях
человеческой психики.
В зависимости от целей и направлений
исследования психологическая диагностика
бывает:
- диагностика психического развития (соответствие возрастным нормам уровней развития памяти, внимания, интеллекта и т.д);
- нейропсихологическая диагностика;
- диагностика психических состояний (уровня тревожности, агрессии);
- диагностика черт личности;
- профессиональная диагностика (профориентация, профпригодность);
- диагностика психофизиологических особенностей (типа темперамента, работоспособности) и другие.
Существует множество классификаций
психологической диагностики. По критерию
формализованности (точное соблюдение
инструкций, единообразие процедуры проведение,
структурированности самой методики)
выделяют:
- Высокоформализованные методики - анкеты, опросники, тесты;
- Малоформализованные методики - наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.
Обычно оба вида этих методик
использует комплексно для составления
боле полного представления о личности
человека.
Психодиагностика может
быть полезна в совершенно разных контекстах
и жизненных ситуациях. Например:
- если вы хотите лучше узнать себя, найти направления для роста и развития;
- если нужно определить готовность ребёнка к обучению в школе, а также оценить его психическое развитие в соответствии с возрастными нормами;
- чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии (профориентация);
- чтобы оценить степень сплочённости и структуру коллектива (социометрия) и т.д.
- Краткая история развития психодиагностики
Истоки психологической диагностики
теряются в веках, поскольку потребность
в учете индивидуальных различий, выявлять
и измерять которые стремится эта наука,
возникает у человека в глубокой древности.
К психодиагностике уместно отнести известное
высказывание Г. Эббингауза, характеризующее
психологию в целом: "У нее долгое прошлое,
но короткая история". Становление психодиагностики
как науки обусловлено развитием экспериментальной
психологии, измерением психических явлений.
Начало психодиагностическим исследованиям
было положено работами Ф.Гальтона, Дж.
Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце
XIX-начале XX веков.
В XX веке психологическое тестирование
приобретает широкую известность
и популярность, обеспечивая решение
многих практических задач в промышленности,
образовании, здравоохранении, армии.
Однако, не подкрепленное развитием
теории, психологическое тестирование
проходит через кризис. Под влиянием
кризиса начинается более активное
взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим
направлением. Последующая интеграция
этих направлений имеет решающее
значение для развития науки об индивидуально-психологических
различиях.
Как сказано во введении, решающий
вклад в становлении и развитии
психодиагностики был внесен американскими
психологами. Многие из них были выдающимися
психологами своего времени, во многом
определившими лицо психологии XX века.
За время, прошедшее с первых опытов
Френсиса Гальтона, в психодиагностике
было разработано огромное количество
разнообразных тестов, заслуга постоянной
систематизации которых также принадлежит
американским психологам. Отмечая значение
вклада американских психологов в развитие
психодиагностики, не следует забывать
и о том, что невозможно существование
науки об измерении индивидуально-психологических
различий вне европейской психологической
мысли, столь многое давшей для возникновения
этой области психологии. Несмотря на
почти неограниченные возможности выбора
диагностических методик, психологи в
своей повседневной деятельности используют
немногим более десятка, относящихся к
наиболее известным и совершенствуемым
на протяжении многих лет. Каждый из этих
тестов - своеобразная веха в историческом
развитии психодиагностики. В дореволюционной
России с начала XX века психологические
тесты использовались и разрабатывались,
прежде всего, для нужд образования. В
советской психологии расцвет тестирования
в педологии и психотехнике под влиянием
идеологических установок сменяется в
1936 году - запретом на применение тестов,
в послевоенные годы объявленных в качестве
орудия "психологов-расистов". Возрождение
исследований происходит в конце 1960-х
годов. Однако "разрешение на тесты"
не находит сколько-нибудь заметной поддержки
со стороны официальной психологии. Тем
не менее, за двадцатилетний период развития
психодиагностики в советской психологии
были достигнуты определенные успехи.
- Связь психодиагностики с другими отраслями и науками
Отрасли психодиагностики:
-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики,
диагностирование способностей и черт
личности участников образовательного
процесса, а также измерение успешности
усвоения учебного материала).
-клиническая психодиагностика (область психодиагностики,
направленная на изучение, оценку и учет
индивидуально-психологических особенностей
личности, (структурно-динамические особенности
личности, отношение к болезни, механизмы
психологической защиты и т. д.), оказывающих
влияние на предупреждение, возникновение,
течение и исход психических, так и соматических
заболеваний).
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика
с целью профотбора, профобучения и профориентации)
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей
(производственной) и образовательной
среды)
Связь психодиагностики
с другими психологическими дисциплинами:
Дифференциальная психологии
- наука об индивидуальных психологических
различиях. Предметные области исследований
психодиагностики и дифференциальной
психологии совпадают, а разделить их
пытаются по тому признаку, что первая
ориентирована на измерение индивидуальных
различий, а для второй характерно познание,
проникновение в сущность причин и следствий
этих различий. Психодиагностика рассматривается
как мост между наукой и практикой: наукой
об индивидуальных психологических различиях
(дифференциальная психология) и практикой
постановки психологического диагноза.
Дифференциальная психометрия - область психологии, касающаяся
измерений индивидуальных различий между
людьми, осуществляемых с помощью тестов.
Обосновывает требования, которым должны
удовлетворять тестовые методики, процедуру
их разработки и применения.
Первоначально под психометрией понималось
измерение временных характеристик психических
процессов. Впоследствии к психометрии
начинают относить все то, что связано
с количественным определением психических
явлений. В ряде случаев психологическое
тестирование (психодиагностика) и психометрия
отождествляются.
Психологическая оценка - это
сбор и интеграция данных об индивидуальности
применительно к возникающим в ее жизнедеятельности
проблемам (психическое здоровье, сложности
взаимодействия с окружающими, неспособность
к обучению и т.д.) с помощью различных
методов (например с помощью интервью,
наблюдения за поведением, психологических
тестов, физиологических или психофизиологических
измерений, специальной аппаратуры и т.
п).
Психологическое тестирование - это измерение
психологических характеристик индивидуальности
с помощью тестов.
Психологическая оценка - понятие более
широкое, чем психологическое тестирование,
однако чаще всего выступает в качестве
синонима психологическому тестированию,
охватывающему весь спектр психологических
измерений: от психических функций до
личности.
Так же психодиагностика связана
с такими науками изучающими человека:
с общественными науками, биологическими
науками, психологией, педагогикой, анатомией,
физиологией. Если физиологов интересует
главным образом закономерности и механизм
работы мозга, как на уровне его целостной
организации, так и на уровне нейронов
и даже молекул, то психодиагностика изучает
результат этой работы, проявляющийся
в виде определенных образов, идей, представлений,
определенного объема памяти, внимания,
мышления и других психических процессов.
Связь психодиагностики с педагогикой
состоит в формулировке рекомендаций
педагогам по организации обучения и самоуправления
поведением детей.
Заключение
Целью данного реферата выступал
анализ краткой истории развития психодиагностики.
Были реализованы следующие задачи:
1) Провела анализ литературы
по данной теме;
2) Рассмотрела краткую историю
психодиагностики и определения;
3) Выявила Связь психодиагностики
с другими отраслями и науками.
В заключение мне также хотелось
бы подчеркнуть, что история психодиагностики
- это не история тестов, как может показаться
на первый взгляд. История психодиагностики
- это история теорий и тестов, разработанных
на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно
сегодня говорить о преимущественно измерительной
направленности психодиагностики и разработке
теории индивидуальных различий в дифференциальной
психологии. Одно не может существовать
без другого.
Список используемой литературы
1
. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник
по психологической диагностике. - Киев:
Наукова думка, 1989.
2
. Бурлачук, Л. История психодиагностики.
- Киев. 2002. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: www.lbvs. kiev.ua/psydiag
3
. Гуревич К.М. Психологическая
диагностика. - М.: Мысль. 1981.
4
. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика.
- М.: Знамя, 1985. С.267.
5
. Психологическая диагностика /
под ред. М.К. Акимовой. - Спб.: Питер,
2005. - 304 с.
6
. Шнейдер, Л.Б., Основы психодиагностики.
- М.: Мысль, 1995.200 с.
7
. Ярошевский, М.Г. История психологии.
- М.: Мысль, 1976.463 с.