Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью же данной работы является анализ краткой истории развития психодиагностики.
Данная работа состоит из трех пунктов. При написании данной работы поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ литературы по данной теме;
2) Рассмотреть краткую историю психодиагностики и определения;
3) Выявить Связь психодиагностики с другими отраслями и науками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Что такое психодиагностика………………………………………………4
2. Краткая история развития психодиагностики……………………………6
3. Связь психодиагностики с другими отраслями и науками……………...8
Заключение……………………………………………………………………...11
Список используемой литературы…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 28.51 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Что такое психодиагностика………………………………………………4
  2. Краткая история развития психодиагностики……………………………6
  3. Связь психодиагностики с другими отраслями и науками……………...8

Заключение……………………………………………………………………...11

Список используемой литературы…………………………………………...12

 

Введение

  Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

  Целью же данной работы является анализ краткой истории развития психодиагностики.

Данная работа состоит из трех пунктов.

  При написании данной работы поставлены следующие задачи:

1) Провести анализ литературы  по данной теме;

2) Рассмотреть краткую историю  психодиагностики и определения; 

3) Выявить Связь психодиагностики с другими отраслями и науками.

 

 

 

 

  1. Что такое психодиагностика

  Слово "психодиагностика" знакомо, наверное, каждому. Всевозможные психологические тесты можно найти на просторах Интернета, в газетах и журналах, книгах. Но все ли они имеют отношение к психодиагностике? Психодиагностика (греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека. Психодиагностика как отдельное направление выделилось в начале ХХ века из экспериментальной психологии. Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху. Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Однако психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.

  Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики.

  В зависимости от целей и направлений исследования психологическая диагностика бывает:

  • диагностика психического развития (соответствие возрастным нормам уровней развития памяти, внимания, интеллекта и т.д);
  • нейропсихологическая диагностика;
  • диагностика психических состояний (уровня тревожности, агрессии);
  • диагностика черт личности;
  • профессиональная диагностика (профориентация, профпригодность);
  • диагностика психофизиологических особенностей (типа темперамента, работоспособности) и другие.

  Существует множество классификаций психологической диагностики. По критерию формализованности (точное соблюдение инструкций, единообразие процедуры проведение, структурированности самой методики) выделяют:

  • Высокоформализованные методики - анкеты, опросники, тесты;
  • Малоформализованные методики - наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

Обычно оба вида этих методик  использует комплексно для составления  боле полного представления о личности человека.

  Психодиагностика может быть полезна в совершенно разных контекстах и жизненных ситуациях. Например:

  • если вы хотите лучше узнать себя, найти направления для роста и развития;
  • если нужно определить готовность ребёнка к обучению в школе, а также оценить его психическое развитие в соответствии с возрастными нормами;
  • чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии (профориентация);
  • чтобы оценить степень сплочённости и структуру коллектива (социометрия) и т.д.

 

 

 

 

  1. Краткая история развития психодиагностики

  Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: "У нее долгое прошлое, но короткая история". Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф.Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX-начале XX веков.

В XX веке психологическое тестирование приобретает широкую известность  и популярность, обеспечивая решение  многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием  теории, психологическое тестирование проходит через кризис. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим  направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических  различиях.

Как сказано во введении, решающий вклад в становлении и развитии психодиагностики был внесен американскими  психологами. Многие из них были выдающимися  психологами своего времени, во многом определившими лицо психологии XX века. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психодиагностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психологам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагностики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об измерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологической мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии. Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим более десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протяжении многих лет. Каждый из этих тестов - своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики. В дореволюционной России с начала XX века психологические тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 году - запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия "психологов-расистов". Возрождение исследований происходит в конце 1960-х годов. Однако "разрешение на тесты" не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

 

 

  1. Связь психодиагностики с другими отраслями и науками

  Отрасли психодиагностики: 
-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики, диагностирование способностей и черт личности участников образовательного процесса, а также измерение успешности усвоения учебного материала).  
-клиническая психодиагностика (область психодиагностики, направленная на изучение, оценку и учет индивидуально-психологических особенностей  личности, (структурно-динамические особенности личности, отношение  к болезни, механизмы  психологической   защиты и т. д.), оказывающих влияние  на предупреждение, возникновение, течение и исход психических, так и соматических заболеваний).  
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика с целью профотбора, профобучения и профориентации) 
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей (производственной) и образовательной среды)

  Связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами:

Дифференциальная психологии - наука об индивидуальных психологических различиях. Предметные   области  исследований   психодиагностики и дифференциальной    психологии   совпадают, а разделить  их пытаются по тому признаку, что первая  ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно  познание, проникновение в сущность причин и следствий  этих различий.  Психодиагностика  рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой  об  индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология)  и практикой  постановки  психологического   диагноза.

Дифференциальная психометрия - область психологии, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми, осуществляемых с помощью тестов. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять тестовые методики, процедуру их разработки и применения. 
Первоначально под психометрией  понималось  измерение временных  характеристик   психических  процессов. Впоследствии   к психометрии начинают  относить  все то, что связано  с количественным определением   психических явлений. В ряде случаев  психологическое тестирование   (психодиагностика) и психометрия отождествляются.

Психологическая оценка - это сбор и интеграция данных об индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т.д.) с помощью различных методов (например  с помощью  интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры  и т. п). 
Психологическое тестирование  - это измерение  психологических   характеристик  индивидуальности с помощью тестов. 
Психологическая   оценка - понятие  более широкое, чем психологическое тестирование, однако чаще всего выступает в качестве синонима психологическому   тестированию, охватывающему  весь спектр  психологических измерений:  от психических  функций  до личности.

Так же психодиагностика связана  с такими науками изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга, как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Целью данного реферата выступал анализ краткой истории развития психодиагностики. 
  Были реализованы следующие задачи:

1) Провела анализ литературы  по данной теме;

2) Рассмотрела краткую историю  психодиагностики и определения; 

3) Выявила Связь психодиагностики с другими отраслями и науками.

  В заключение мне также хотелось бы подчеркнуть, что история психодиагностики - это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики - это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

 

Список используемой литературы

1 . Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наукова думка, 1989.

2 . Бурлачук, Л. История психодиагностики. - Киев. 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.lbvs. kiev.ua/psydiag

3 . Гуревич К.М. Психологическая  диагностика. - М.: Мысль. 1981.

4 . Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М.: Знамя, 1985. С.267.

5 . Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой. - Спб.: Питер, 2005. - 304 с.

6 . Шнейдер, Л.Б., Основы психодиагностики. - М.: Мысль, 1995.200 с.

7 . Ярошевский, М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976.463 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"