Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Общее понятие об эмоциях
Каждый человек знает, что такое эмоции. «Мы живем в мире эмоций» – это утверждение столь же верно, как и то, что «Мы не знаем своего эмоционального мира». Как правило, нам очень нелегко описать свои переживания. Мы нередко испытываем смятение под влиянием множества противоречивых чувств. И мы скорее стремимся контролировать свои эмоции, нежели пытаемся разобраться в них.
Эмоция (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. С позиций научной психологии эмоция - это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности.

Файлы: 1 файл

Понятие эмоций.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

Контрольная работа №1

1. Общее понятие   об эмоциях

Каждый человек знает, что такое  эмоции. «Мы живем в мире эмоций»  – это утверждение столь же верно, как и то, что «Мы не знаем  своего эмоционального мира». Как правило, нам очень нелегко описать  свои переживания. Мы нередко испытываем смятение под влиянием множества  противоречивых чувств. И мы скорее стремимся контролировать свои эмоции, нежели пытаемся разобраться в них.

Эмоция (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. С позиций научной психологии эмоция - это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности.

С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:

  1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
  2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;
  3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.

1.1.Биологическое и психологическое значение эмоций

По отношению к любому событию  или объекту человек занимает определенную позицию. Эта позиция  не только рационально обусловлена, но и пристрастна, поскольку включает эмоциональное переживание. Таким  образом, эмоции выполняют сигнальную функцию, показывая, что из происходящего значимо, что – нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться. Эмоции – это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека.

С сигнальной функцией эмоций тесно  связана функция регулятивная. Эмоции не только ориентируют нас по отношению к различным событиям и объектам, но и побуждают к определенным действиям – сближению или уклонению, поиску или отвержению. Например, страх заставляет ребенка избегать огня, поскольку он когда-то обжегся. В качестве регулятора поведения эмоция может выступать опосредствованно, будучи звеном в сложной цепочке взаимодействий. Умеренная тревога, проявляясь беспокойством за исход дела, усиливает чувство ответственности, т.е. выступает дополнительным мотивирующим фактором, способствуя эффективности деятельности.

Эмоции играют большую роль в  энергетической мобилизации организма. Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается определенными  физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней  сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц. Указанные реакции  существенны для активизации  всех сил организма для усиленной  мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной  реакцией.

Эмоции выполняют стабилизирующую  функцию. П.К.Анохин считал, что эмоциональные  проявления закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные  процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка  жизненно значимых факторов.

Эмоции обеспечивают человеку возможность  приспособиться к существованию  в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без  помощи эмоций. У человека не будет  ни радости, ни торжества, если в заранее  определенное время, совершив несколько  определенных действий, он окажется у  цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений. Эмоции способствуют поиску новой информации и тем  самым повышают вероятность достижения цели.

Неоспорима роль эмоций в установлении контактов между людьми. Выразительные  движения, сопутствующие эмоциональным  явлениям, позволяют нам ориентироваться  в том, что переживает в данный момент человек – радость, скорбь или зависть. Благодаря этому, мы можем предложить свою помощь или  уклониться от нежелательного контакта (начальник «рвет и мечет») или  показать другим, что «меня сейчас лучше не трогать».

1.2. Компоненты эмоций

Эмоция – это реакция организма и личности, это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении эмоции можно судить не только по сообщению человека о том, что он переживает, но и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и пр.) и психомоторике (мимике, пантомимике, двигательных реакциях, голосу). Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта или компонента: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые отражаются на лице.

Особенно хорошо изучены и описаны 6 основных эмоций: радость, удивление, горе, страх, гнев, отвращение.

Радость. В.Квинн определяет радость как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. К.Изард отмечает, что радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром.

Радость легко распознаваема, о  ее наличии, как правило, свидетельствуют  улыбка и смех. Характерным для  радости является ее очень быстрое  возникновение.

Горе – это глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого.

По К.Изарду, горе сводится к страданию, печали, унынию. Н.Д.Левитов пишет, что в аффективном переживании горя можно выделить ряд компонентов: жалость к тому, с кем случилось несчастье, и жалость к самому себе, а также ощущение беспомощности, невозможности все вернуть назад, в редких случаях – отчаяние. Дж.Боулби отмечает приспособительное значение горя для человека. Оно позволяет ему «превозмочь себя» и приспособиться к потере, показать другим, какой он любящий и заботливый, а также вызвать со стороны окружающих сострадание и помощь.

Страх – это эмоциональное состояние человека, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для его здоровья или благополучия. Таким образом, при наличии реальной угрозы возникновение страха не только биологически целесообразно, но и полезно.

Однако нередко страх возникает  как реакция на мнимую угрозу и  становится препятствием для достижения поставленных целей. При этом, игнорирование  страха, равно как и его высмеивание, дает отрицательный результат. Разумнее признать наличие страха и пытаться преодолевать его, осознавая, что нет  никаких реальных причин для его  возникновения. Состояние страха довольно типично для человека, особенно в  экстремальных видах деятельности и в незнакомой обстановке.

Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или непреодолимым препятствием, стоящим на пути к цели. Гнев сопровождается приливом сил, энергии. Это повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности. Эволюционное значение гнева состоит в мобилизации энергии для активной самозащиты. С развитием цивилизации данная функция гнева становится не столь важной. Кроме того, проявление гнева способствует эмоциональной разрядке.

Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности. Е.П.Ильин считает, что презрение – это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Некоторые ученые утверждают, что отвращение развилось из голода и связанного с ним поведения. Возможно, в процессе эволюции отвращение способствовало поддержанию санитарного состояния среды и предотвращало употребление испорченной пищи и несвежей воды. Не исключено, что отвращение играет роль в осуществлении гигиены тела. Отвращение, как и презрение, может быть направлено на идею или личность, включая свою собственную. В последнем случае, отвращение понижает самооценку и вызывает самоосуждение. Отличительной особенностью данной эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно, а переходит в стойкое отрицательное отношение.

Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. По мнению, К.Изарда, внешней причиной удивления нередко является внезапное и неожиданное событие – удар грома, взрыв фейерверка или неожиданное появление друга. Оно быстро наступает и быстро проходит. Удивление – это переживание захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего удивление, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт путем включения новой информации.

 

1.3 Классификация эмоций

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые  выражают переживание человеком  его отношения к окружающему  миру и самому себе. Особенность  эмоций состоит в том, что они  в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

     По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

     Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

     Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении.

     Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

     Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают, — разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких-либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами.

 

1.4.Функции эмоций

 

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в  жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций  эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

     Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

     Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. На основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

     Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

     П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработк условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.

     Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.

     Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

     Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"