Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 17:40, контрольная работа
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Методики для исследования памяти…………………….3
Методики для исследования воображения……………...8
Психолого-педагогическое обследование познавательной сферы ребенка с речевой патологией…………………………………………………13
Список использованной литературы……………………..24
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Педагогический Университет имени Максима Танка
Факультет специального образования
Кафедра
основы дефектологии
Контрольная работа
по дисциплине “специальная психология ”
Вариант 2 (зад.1)
Вариант
1 (зад.2)
Выполнила студентка
2-го курса гр. 023
заочного отделения
(платная форма обучения)
Хандрико
Ирина Михайловна
МИНСК 2008
Содержание:
Методики для
исследования памяти…………………….3
Методики для
исследования воображения……………...8
Психолого-педагогическое
обследование познавательной сферы
ребенка с речевой патологией……
Список использованной
литературы……………………..24
Методики для исследования памяти
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.
Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C= a / 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Методика "Оперативная память"
Цель: Методика применяется
для изучения уровня развития кратковременной
памяти.
Порядок
исследования:
Испытуемому вручается бланк' , после чего
экспериментатор дает следующую инструкцию
Инструкция: "Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал
между
зачтением рядов — 25-15 секунд, в зависимости
от возраста.
ОБРАЗЕЦ
БЛАНКА
№ ряда Сумма
_____1________________
_____2_________________
_____3________________
.
Стимульный материал
Ключ:
Обработка и анализ результатов:Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество — 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:
6-7 лет — 10 сумм и выше
8-9 лет — 15 сумм и выше
10-12 лет — 20 сумм и выше
13-15 лет — 25 сумм и выше ,
Старше
15 лет — 30 сумм и выше. Методика удобна
для группового тестирования. Процедура
тестирования занимает мало времени —
4-5 мин. Для получения более надежного
показателя оперативной памяти тестирование
можно через некоторое время повторить,
используя другие ряды чисел.
Методика исследования кратковременной памяти
Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.
Порядок исследования: испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлена
таблица с числами. Вы должны постараться
за 20 секунд запомнить и, потом записать
как можно большее количество чисел. Внимание,
начали!»
15 | 39 | 87 | 23 |
94 | 65 | 79 | 46 |
83 | 19 | 94 | 52 |
Таблица:
Обработка и анализ результатов: По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц
Порядок исследования: Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.
Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).
Обработка
и анализ результатов: Полученный
показатель, равный числу правильно воспроизведенных
линий, рассматривается как объем зрительной
памяти.
Методика "Долговременная память"
Цель: Определение уровня
долговременной памяти
Порядок исследования: Экспериментальный материал состоит из следующего задания:
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов,
а вы. постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте
внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.
Обработка и анализ результатов: Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей 4эормуле:
i A — общее количество слов, В — количество запомнившихся слов, С — коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим образом:
75-100% — высокий уровень;
50-75% — средний уровень;
30-50% — низкий уровень;
ниже 30%
— очень низкий уровень.
Методика "Запомни пару"
Цель:Исследование логической
и механической памяти методом запоминания
двух рядов слов.
Необходимый
материал: два
ряда слов. В первом ряду между словами
существуют смысловые связи, во втором
ряду они отсутствуют.
Первый ряд
кукла — играть курица — яйцо ножницы — резать лошадь — сани книга — учитель бабочка — муха щетка — зубы барабан — пионер снег — зима корова — молоко
Второй ряд
жук —
кресло компас — клей колокольчик — стрела
синица — сестра лейка — трамвай ботинки
— самовар спичка — графин шляпа — пчела
рыба — пожар пила — яичница
Ход
выполнения задания. Экспериментатор
читает испытуе-мому(ым) 10 пар слов исследуемого
ряда (интервал между парой — 5 секунд).
После 10-секундного перерыва читаются
левые слова ряда (с интервалом 10 секунд),
а испытуемый записывает запомнившиеся
слова правой половины ряда.
Обработка
данных задания:
Результаты опыта записываются в таблицу:
Объем
логической памяти |
Объем
механической памяти | ||||
Количество слов первого ряда | Количество запомнившихся слов | Коэффициент смысловой
памяти |
Количество слов второго ряда | Количество запомнившихся слов | Коэффициент механической памяти |
(Ai) | (Bi) | «^-^ | (А 2) | (В 2) | А2 ^'В^ |