Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Оглавление

Методики для исследования памяти…………………….3


Методики для исследования воображения……………...8


Психолого-педагогическое обследование познавательной сферы ребенка с речевой патологией…………………………………………………13


Список использованной литературы……………………..24

Файлы: 1 файл

контрольная по спец психологии.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Педагогический Университет имени Максима Танка

Факультет специального образования

Кафедра основы дефектологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине “специальная психология ”

Вариант 2 (зад.1)

Вариант 1 (зад.2) 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила студентка

2-го курса  гр. 023

заочного  отделения

(платная  форма обучения)

Хандрико  Ирина Михайловна 
 
 
 
 
 

МИНСК 2008 
 
 

Содержание: 

Методики для  исследования памяти…………………….3 

Методики для  исследования воображения……………...8 

Психолого-педагогическое обследование познавательной сферы  ребенка с речевой патологией…………………………………………………13 

Список использованной литературы……………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методики  для исследования памяти

Методика  «Определение типа памяти» у младших школьников

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания  на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания  при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания  при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

Читается  первый ряд слов. Интервал между  словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего  ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите  ученику про себя прочитать слова  второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет  каждое из них и «записывает» в  воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет  каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C= a / 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

 
 
 
 

Методика "Оперативная память"

Цель: Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти. 

Порядок исследования: Испытуемому вручается бланк' , после чего экспериментатор дает следующую инструкцию 

Инструкция: "Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал

между зачтением рядов — 25-15 секунд, в зависимости от возраста. 

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА 

№ ряда       Сумма

_____1________________

_____2_________________

_____3________________

.

Стимульный  материал

 
 
 
 

Ключ: 

 

Обработка и анализ результатов:Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество — 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

6-7 лет — 10 сумм и выше

8-9 лет — 15 сумм и выше

10-12 лет — 20 сумм и выше

13-15 лет — 25 сумм и выше                ,

Старше 15 лет — 30 сумм и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел. 
 

Методика  исследования кратковременной  памяти

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

Порядок исследования: испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и, потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!» 

   15    39    87    23
   94    65    79    46
   83    19    94    52

Таблица: 
 
 

Обработка и анализ результатов: По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц

Методика "Определение объема кратковременной  зрительной памяти"

Цель: Определить объем кратковременной зрительной памяти

Порядок исследования: Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обработка и анализ результатов: Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти. 

Методика "Долговременная память"

Цель: Определение уровня долговременной памяти 

Порядок исследования: Экспериментальный материал состоит из следующего задания:

Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд  слов,

а вы. постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте

внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

   Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы  дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.

   Обработка и анализ результатов: Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей 4эормуле:

i A — общее количество слов, В — количество запомнившихся слов, С — коэффициент долговременной памяти.

Результаты  интерпретируются следующим образом:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень. 
 

Методика "Запомни пару"

Цель:Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. 

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. 

Первый  ряд

кукла — играть курица — яйцо ножницы — резать лошадь — сани книга — учитель бабочка — муха щетка — зубы барабан — пионер снег — зима корова — молоко

Второй  ряд

жук — кресло компас — клей колокольчик — стрела синица — сестра лейка — трамвай ботинки — самовар спичка — графин шляпа — пчела рыба — пожар пила — яичница 

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуе-мому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. 

Обработка данных задания: Результаты опыта записываются в таблицу: 

Объем

логической

памяти

Объем

механической  памяти

Количество слов первого ряда Количество запомнившихся слов Коэффициент смысловой

памяти

Количество слов второго ряда Количество запомнившихся слов Коэффициент механической памяти
(Ai) (Bi) «^-^ (А 2) (В 2) А2 ^'В^

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"