Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 17:40, контрольная работа
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Методики для исследования памяти…………………….3
Методики для исследования воображения……………...8
Психолого-педагогическое обследование познавательной сферы ребенка с речевой патологией…………………………………………………13
Список использованной литературы……………………..24
Б) "Составление фигур из разрозненных деталей" (на восприятие пространства)
Инструкция: ребенку предлагаются отдельные детали какого-либо предмета, он должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.
Стимульный материал: разрезанная на 6 частей картинка "Лошадь"
Анализ
результатов: справился быстро, без
ошибок и помощи со стороны
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1)Методика "Домик"
Данная
методика позволяет выявить умение
ориентироваться на образец, точно скопировать
его; степень развития произвольного внимания,
сформированность пространственного
восприятия.
Инструкция: Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика.
Анализ результатов: Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая частя забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
Количество допущенных
ошибок - 0
2)Умение зрительно
планировать выполнение
"Лабиринт"
Инструкция: Учитель показывает образец и говорит: "Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша".
Примерный образец лабиринта:
Анализ
результатов: справился самостоятельно
Особенности
памяти
Методика для определения быстроты запоминания, точности воспроизведения
Инструкция: Учитель называет 10 слов, ребенок должен запомнить и воспроизвести их в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 мин
Слова для запоминания: "пожар", "завод", "корова", "стул", "вода", "отец", "кисель", "сидеть", "ошибка", "доброта"
Анализ результатов: норма воспроизведения через час 3-4 слова
Через час воспроизвел
3 слова , память в норме
Особенности
мышления
1)Невербальная классификация геометрических фигур
Понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма)
Задание: разложить геометрические фигуры на 2 группы: сначала по цвету, затем по форме
Оборудование: геометрические фигуры разных цветов
Анализ результатов:
справился без ошибок
Особенности
речи
Лексическое развитие
1) словарь предметов
Методика
на определение повседневной лексики
Инструкция: Ребенку показываются карточки и просят назвать то, что изображено на них
Стимульный материал: карточки с изображением зайчика, лампы, крана, ракеты и т. д.
Анализ результатов:
все картинки назвал правильно
2) глагольный словарь
Методика
на определение глагольного
Инструкция: «Солнышко
светит, греет, печет, восходит, заходит.
А что делает …»
-зайчик
-рыба
-мама
Анализ результатов:
глаголы подбирает легко
3) Словарь
наречий
Инструкция: Учитель
говорит: «Представь мальчика. Мальчик
смеется. Как он смеется? Он смеется весело,
звонко, громко, радостно, долго. А как
…»
-плачет малыш
-играют дети
Анализ результатов:
на каждый из примеров привел по 2-3 наречия,
что является нормой
Уровень
сформированности
грамматического
строя языка
Методика «Поправь меня»
Инструкция: Учитель говорит: «исправь мои ошибки»
-Я люблю мама
-Мальчик рисовает красками
-Петя ест
спелый яблок
Анализ результатов:
исправил все ошибки
Методика «Составь предложение»
Инструкция: Учитель
просит составить из данных слов предложения
Ребята, гулять,
лес
Мама, сливы, купить,
дочка
Анализ результатов:
выполнил задание без ошибок
Инструкция: Учитель просит закончить предложения
-Этот цветок
красивый, а тот еще …
-Этот дом
высокий, а тот еще …
-Этот мальчик
умный, а тот еще …
Анализ результатов:
справился без ошибок
Обследование
строения и моторики
артикуляционного аппарата
«Улыбка» (оскал)
«Хоботок» (губы вытянуты в трубочку)
«Лопатка» (широкий передний край положить на нижнюю губу)
«Маятник» (кончик
языка переводить от одного уголка
рта к другому)
Анализ результатов:
затруднения были при выполнении
задания «лопатка», с остальными
справился
Изучение
звукопроизносительной
стороны речи
с | с | з | з | ц | ч | щ | ш | ж | л | л | р | р | г | к | х | й |
+ | + | + | + | + | + | + | с | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Анализ результата:
проблемы с о звуками С и Ш
Сформированность
фонематического
слуха
1) Отражение
воспроизведения слоговых
Да-та-да
Та-да-та
Ча-тя-ча
Тя-ча-тя
2) отраженное
воспроизведение рядов (пар)
Кот-год-кот
Том-дом-том
3) Изучение
дифференциации в произношении
Ш-с мишка-миска
Ж-с рожи-розы
Ч-ть челка-телка
Ц-с цапля-сабля
С-ч каска-качка
Ч-щ челка-щелка
Ль-й галька-гайка
Л-ль галка-галька
Р-л рак-лак
Р-й марка-майка
Рь-й моряк-мояк
П-б почка-бочка
Т-д тачка-дачка
К-г кости-гости
Ы-и мышка-мишка
С-з козы-косы
4)Изучение
сформированности слоговой структуры
и звуконаполняемости слов
-Отраженное воспроизведение
слов
лекарство
сковорода
термометр
пингвиненок
-Отраженное
воспроизведение фраз
Хоккеисты выиграли
турнир
Утром на деревьях
защебетали ласточки
Анализ результатов:
замена ш – с
Исследование
связанной речи
Составление
рассказа по серии сюжетных картинок
Методика «Расскажи по картинке»
Ребенку показывают серию картинок (приложение1) Далее дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций
Схема протоколирования результатов исследования
по
методике «Расскажи
по картинке»
№ п/п | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
1 | Существительные | |
2 | Глаголы | |
3 | Прилагательные в обычной форме | |
4 | Прилагательные в сравнительной степени | |
5 | Прилагательные в превосходной степени | |
6 | Наречия | |
7 | Местоимения | |
8 | Союзы | |
9 | Предлоги | |
10 | Сложные предложения и конструкции |
Оценка
результатов:
10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
8–9 баллов – в речи ребенка встречаются 8–9 из включенных в таблицу фрагментов речи
6–7 баллов – в речи ребенка встречаются 6–7 из содержащихся в таблице фрагментов речи
4–5 баллов – в речи ребенка имеются только 4–5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи
2–3 балла – в речи ребенка встречаются 2–3 из включенных в таблицу фрагментов речи