Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Оглавление

Методики для исследования памяти…………………….3


Методики для исследования воображения……………...8


Психолого-педагогическое обследование познавательной сферы ребенка с речевой патологией…………………………………………………13


Список использованной литературы……………………..24

Файлы: 1 файл

контрольная по спец психологии.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

Б) "Составление  фигур из разрозненных деталей" (на восприятие пространства)

Инструкция: ребенку предлагаются отдельные детали какого-либо предмета, он должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

Стимульный материал: разрезанная на 6 частей картинка "Лошадь"

Анализ  результатов: справился быстро, без  ошибок и помощи со стороны 

    Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики

    1)Методика "Домик"

Данная  методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. 

Инструкция: Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика.

Анализ  результатов: Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками  являются:

а) неправильно  изображенный элемент; правая и левая  частя забора оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы  между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос  рисунка.

Количество допущенных ошибок - 0 
 
 

    2)Умение зрительно  планировать выполнение задания 

"Лабиринт"

Инструкция: Учитель показывает образец и говорит: "Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша".

Примерный образец лабиринта:

Анализ результатов: справился самостоятельно 

Особенности  памяти 

Методика  для определения быстроты запоминания, точности воспроизведения

Инструкция: Учитель  называет 10 слов, ребенок должен запомнить  и воспроизвести их в любом  порядке 1-5 раз, затем через 50-60 мин

Слова для запоминания: "пожар", "завод", "корова", "стул", "вода", "отец", "кисель", "сидеть", "ошибка", "доброта"

Анализ результатов: норма воспроизведения через час 3-4 слова

Через час воспроизвел 3 слова , память в норме 
 
 

Особенности мышления 

1)Невербальная классификация геометрических фигур

Понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма)

Задание: разложить  геометрические фигуры на 2 группы: сначала  по цвету, затем по форме

Оборудование: геометрические фигуры разных цветов

Анализ результатов: справился без ошибок 

Особенности речи 

Лексическое развитие 

1) словарь  предметов

Методика  на определение повседневной лексики 

Инструкция: Ребенку показываются карточки и просят назвать то, что изображено на них

 Стимульный  материал: карточки с изображением  зайчика, лампы, крана, ракеты и т. д.

 

Анализ результатов: все картинки назвал правильно 

2) глагольный  словарь

Методика  на определение глагольного словаря

Инструкция: «Солнышко  светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает …» 

-зайчик

-рыба

-мама 

Анализ результатов: глаголы подбирает легко 
 

3) Словарь  наречий 

Инструкция: Учитель говорит: «Представь мальчика. Мальчик смеется. Как он смеется? Он смеется весело, звонко, громко, радостно, долго. А как …» 

-плачет малыш

-играют дети 

Анализ результатов: на каждый из примеров привел по 2-3 наречия, что является нормой 
 

Уровень сформированности  грамматического  строя языка 

  1. проверка  общего уровня языковой компетенции

    Методика  «Поправь меня»

Инструкция: Учитель  говорит: «исправь мои ошибки»

-Я люблю мама

-Мальчик рисовает красками

-Петя ест  спелый яблок 

Анализ результатов: исправил все ошибки 

  1. Проверка  умения конструировать предложения

    Методика  «Составь предложение»

Инструкция: Учитель просит составить из данных слов предложения 

Ребята, гулять, лес 

Мама, сливы, купить, дочка 

Анализ результатов: выполнил задание без ошибок 

  1. Проверка  умения образовывать сравнительную  степень прилагательных
 

Инструкция: Учитель  просит закончить предложения

-Этот цветок  красивый, а тот еще … 

-Этот дом  высокий, а тот еще … 

-Этот мальчик  умный, а тот еще … 

Анализ результатов: справился без ошибок 

Обследование  строения и моторики артикуляционного аппарата 

«Улыбка» (оскал)

«Хоботок» (губы вытянуты в трубочку)

«Лопатка» (широкий  передний край положить на нижнюю губу)

«Маятник» (кончик языка переводить от одного уголка рта к другому) 

Анализ результатов: затруднения были при выполнении задания «лопатка», с остальными справился 

Изучение  звукопроизносительной стороны речи 
 

с с з з ц ч щ ш ж л л р р г к х й
+ + + + + + + с + + + + + + + + +
 
 

Анализ результата: проблемы с о звуками С и Ш 
 
 
 
 

Сформированность  фонематического  слуха 

1) Отражение  воспроизведения слоговых рядов  (пар) 

Да-та-да 

Та-да-та 

Ча-тя-ча 

Тя-ча-тя 

2) отраженное  воспроизведение рядов (пар) слов 

Кот-год-кот 

Том-дом-том 

3) Изучение  дифференциации в произношении 

Ш-с  мишка-миска 

Ж-с   рожи-розы 

Ч-ть   челка-телка 

Ц-с   цапля-сабля 

С-ч   каска-качка 

Ч-щ   челка-щелка

Ль-й   галька-гайка 

Л-ль   галка-галька 

Р-л   рак-лак 

Р-й   марка-майка 

Рь-й   моряк-мояк 

П-б   почка-бочка 

Т-д   тачка-дачка 

К-г  кости-гости 

Ы-и   мышка-мишка 

С-з   козы-косы 
 

4)Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов 

-Отраженное воспроизведение слов 

лекарство 

сковорода 

термометр 

пингвиненок 

-Отраженное  воспроизведение фраз 

Хоккеисты  выиграли турнир 

Утром на деревьях защебетали ласточки 

Анализ результатов: замена ш – с 

Исследование  связанной речи 

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок 

Методика  «Расскажи по картинке»

   Ребенку показывают серию картинок (приложение1) Далее дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

   После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о  том, что он видел на ней.

   Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Схема протоколирования результатов  исследования

по  методике «Расскажи  по картинке» 

№ п/п Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования Частота употребления
1 Существительные  
2 Глаголы  
3 Прилагательные  в обычной форме  
4 Прилагательные  в сравнительной степени  
5 Прилагательные  в превосходной степени  
6 Наречия  
7 Местоимения  
8 Союзы  
9 Предлоги  
10 Сложные предложения  и конструкции  
 
 
 
 

   Оценка  результатов: 

   10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

   8–9  баллов – в речи ребенка встречаются 8–9 из включенных в таблицу фрагментов речи

   6–7  баллов – в речи ребенка встречаются 6–7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

   4–5  баллов – в речи ребенка имеются только 4–5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

   2–3  балла – в речи ребенка встречаются 2–3 из включенных в таблицу фрагментов речи

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"