Приазовський
Державний Технічний Університет
ШИФР ГРУПИ
№ ЗАЛ. КНИЖКИ
П.І.Б.
АДРЕСА:
ТЕЛЕФОН
МІСЦЕ РОБОТИ
ТЕЛЕФОН
КОНТРОЛЬНА
РОБОТА
Спеціальність:
По дисципліні:
Тема:
Варіант №
Викладач:
Методист:
Роль
направленности в развитии личности
человека
Изучение психического облика
личности, - писал С.А. Рубинштейн,-
включает три основных вопроса.
Первый вопрос, на который мы
стремимся получить ответ, когда
хотим узнать, что представляет собой
тот или иной человек, гласит: чего хочет
человек, что для него привлекательно,
к чему он стремится? Этот вопрос об его
направленности, об его установках и тенденциях,
потребностях, интересах и идеалах. Но
вслед за вопросом о том, чего хочет человек,
встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос
о способностях, о дарованиях человека,
о его одаренности. Однако способности,
это сперва только возможности; для того,
чтобы знать как реализует и использует
их человек, нам нужно ещё знать что он
есть, что закрепилось в качестве стержневых
особенностей его личности. Это вопрос
о характере человека.
Вопрос о направленности личности,
её потребностях, мотивах, интересах
недаром ставится на первое
место. Задумываясь над особенностями
своего внутреннего мира, мы вольно
или невольно стремимся осознать свои
потребности и желания, свои способности
и характер. Вглядываясь в другого человека,
стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем:
«Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что
ты есть?».
Рассматривая историю развития психики
ребёнка, мы не можем обойтись без анализа
потребности в новых впечатлениях и общении.
Избирательность восприятия человеком
окружающего мира мы также связываем с
потребностями и интересами личности;
выясняется, что и наша память зависит
от направленности личности: что именно
запоминается, как и на какой срок опять-таки
связано с потребностями и интересами.
Без направленности не обойтись при анализе
мыслительной деятельности и внимания.
В.В. Богословский отмечал: «Направленность
личности – это система побуждений, определяющая
избирательность отношений и активность
человека».
С древнейших времен мыслители
пытались определить источники
активности личности, смысл жизни
человека. Одни считали, что стремление
к удовольствию является основным
мотивом поступков индивида (учение гедонизма).
Другие находили, что исполнение долга
составляет основное побуждение и смысл
жизни человека (немецкий философ И. Кант).
Такое понимание побуждений искажает
картину человеческой личности. Побуждать
человека могут как материальные, и идеальные
мотивы. Латинский афоризм гласит: «Я человек,
и ничто человеческое мне не чуждо». И
действительно, личность вступает в многообразные
общественные связи, отношения и осуществляет
деятельность в различных областях практики:
при этом личность исходит из разных побуждений.
В основе направленности личности
лежат потребности – это главный
источник активности человека. Для
того, чтобы жить и действовать
в окружающем мире, человек должен
удовлетворять различные потребности:
в пище, воде, воздухе, движениях. Он
нуждается в предметах материальной и
духовной культуры, в других людях. Как
отмечает Я.Л. Коломенский, потребности
– это осознание и переживание человеческой
нужды в том, что необходимо для поддержания
жизни его организма и развития его личности».
В психологии различают нужду
и потребность. Нужда – это
объективная необходимость, которую
сам человек может не переживать
мне осознавать. Для того, чтобы
понять различие нужды и потребности,
достаточно проанализировать некоторые
простые факты повседневной жизни - организм
человека постоянно нуждается в кислороде,
который поступает в кровь благодаря дыханию.
Но потребностью эта нужда становится
только тогда, когда возникает какой-нибудь
дефицит: заболевают органы дыхания, снижается
содержание кислорода в атмосфере. В этом
случае человек страдает от нехватки кислорода,
предпринимает какие-то действия, чтобы
её устранить, радуется, когда может вдохнуть
полной грудью. Объективное состояние
– нужда – преобразовалось в потребность.
Потребности человека многообразны, они
находятся в определенной связи и взаимодействии
как между собой, так и с другими побуждениями
в целостной системе направленности личности.
Доминирующая в определенное время потребность
может подавлять все остальные и определять
основные направления деятельности. Человек,
испытывающий нравственную потребность,
может не только игнорировать голод и
жажду, но и жертвовать собственной жизнью.
Характер потребностей и их
регуляция, считает В.В. Богословский,
зависит от целостного психического
склада личности, её воспитанности. Потребность
человека – коллективиста родная сестра
долга, как утверждает А.С. Макаренко. Потребности
индивидуалиста носят эгоистический характер.
Такой человек стремится как можно больше
урвать от общественного пирога, а до других
ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность-
типичные черты характера эгоиста.
Потребности, которые отражают
нужды нашего организма, Коломенский
называет органическими, а у
Богословского это потребности
материальные. Коломенский говорит ещё
нам о потребностях духовных, или социогенных
(порожденных обществом). В.В. Богословский
выделяет ещё один вид потребностей –
это общественные потребности: потребность
в достижении определенного статуса, общественной
оценке, дружбе, товариществе и любви,
в общественной деятельности и т.п.
Органические потребности (в
пище, кислороде, воде, самосохранении)
есть и у человека и у животного. Но они
на протяжении истории значительно изменились,
преобразовались. Это связано с тем, что
меняются предметы и способы удовлетворения
потребностей. Карл Маркс писал об этом
так: «Голод есть голод, однако голод, который
утоляется вареным мясом, поедаемым с
помощью ножа и вилки, это иной голод, чем
тот, при котором проглатывают сырое мясо
с помощью рук, ногтей и зубов».
В развитии личности особую
роль играют духовные потребности:
стремление к знаниям, творчеству,
восприятию произведений искусства.
Но характерной особенностью
всех человеческих потребностей
является их фактическая ненасыщаемость.
Нельзя удовлетворить какую-нибудь
потребность раз и навсегда. Будучи удовлетворенной,
она возникает вновь, развивается и при
этом побуждает человека создавать всё
новые и новые предметы материальной и
духовной культуры.
У всесторонне развитого человека
представлены все человеческие потребности
при доминировании высоких социальных
побуждений. На основе потребностей возникают
интересы. А.А. Люблинская даёт следующее
определение интереса: «Интерес – это
избирательное отношение личности к объекту,
в силу его жизненного значения и эмоциональной
привлекательности».
Формирование интереса не всегда
начинается с осознания потребности,
призвания или общественного
долга. Интерес может проявиться
стихийно и неосознанно вследствие
эмоциональной привлекательности
объекта, а уже потом осознаётся его
жизненное значение, которое может определяться
многими причинами: потребностями, общественными
требованиями, способностями. Эмоциональная
привлекательность объекта тоже имеет
свои глубокие корни. Почему объект привлекает
внимание, доставляет радость, наслаждение?
Потому что по своим свойствам отвечает
в какой-то мере психическому настрою,
потребностям личности. Вот почему один
и тот же объект не может у всех людей вызвать
одни и те же переживания.
Интересы имеют существенное
значение в жизни человека. Когда у него
есть интересы, он испытывает полноту
и счастье жизни. Кроме того, ещё И.П. Павлов
рассматривал интерес как то, что активизирует
состояние коры головного мозга, а значит,
интересы побуждают к деятельности, активизируют
личность, ведь работа, отвечающая интересам,
осуществляется легко и продуктивно.
Очень важно учитывать развитие
интересов для развития личности,
формирования знаний. К.Д. Ушинский
справедливо писал, что учение,
лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту к овладению знаниями.
Вместе с тем он указывал, что нельзя всё
учение свести к интересу. Учение требует
и черновой работы, значительного волевого
усилия.
Различают непосредственные и
опосредованные интересы. Непосредственный
интерес это интерес к самому процессу
деятельности: процессу познания, овладения
знаниями, процессу труда, творчеству.
Опосредованный интерес это интерес к
результатам деятельности: к приобретению
профессии, определенному служебному
и общественному положению, учёному звания
и т.д. Например юноша, который любит математику,
с удовольствием решает задачи, читает
биографии великих ученых-математиков,
посещает соответствующий факультатив.
Его занятия обусловлены непосредственным
интересом к этой области знаний. Может
случиться тек, что литература как учебный
предмет, особенно такой вид работы, как
классное и домашнее сочинение, ему не
нравится сама по себе, не интересна. Но
юноша знает, что и выпускные экзамены
в школе, и вступительные экзамены в вуз,
куда он стремится, включают сочинение.
Осознание жизненной значимости заставляет
старшеклассника тщательно готовиться
к сочинениям, работать над собой и в этой
области. В этом случае интерес к литературе
опосредованный.
В.В. Богословский различает интересы
и по уровню действенности. В этой связи
он говорит о пассивных и активных интересах.
Пассивные интересы – это созерцательные
интересы, при которых человек
ограничивается восприятием интересующего
объекта (любит слушать музыку,
испытывает наслаждение при восприятии
картин, но не проявляет активности, чтобы
глубоко познать объект, овладеть им и
заняться творчеством в интересующей
области. Активные интересы – это интересы
действенные, когда человек не ограничивается
созерцанием, а действует, овладевает
объектом интереса. Активный интерес –
один их побудителей развития личности,
формирования знаний и навыков, способностей
и характера.
А.Г. Ковалёва различает интересы
и по объёму. Такое различие
не определяет видов интереса,
а характеризует структуру интересов
личности. Могут быть люди с широкими,
разносторонними и глубокими интересами,
и люди с широкими, но поверхностными интересами.
Многие ученые и писатели отличались разносторонними
интересами (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Д.И.
Менделеев, М.В. Ломоносов). Встречаются
и такие люди, которые проявляют любознательность
ко всему, но скользят по поверхности явлений,
глубоко не проникая в их сущность, не
увлекаясь серьезно и постоянно чем-нибудь
одним. Есть люди с глубоким, но узкими
интересами. Узость интересов в известной
мере может ограничить развитие личности.
Наиболее положительным является такой
тип человека, у которого на фоне широких
и разносторонних интересов есть центральный,
основной интерес, определяющий смысл
жизни и основное направление в деятельности.
Когда мы пытаемся поныть и
объяснить, почему разные люди,
поставленные обстоятельствами
жизни в одинаковые или примерно
одинаковые условия, достигают
разных успехов, мы обращаемся
к понятию способности. От способностей
зависит качество выполнения деятельности,
её успешность и уровень достижений, зависит
то, как эта деятельность выполняется.
Но человек рождается не с
готовыми способностями, а с
задатками, т.е. такими особенностями
строения мозга, органов чувств
и движения, которые выступают в
качестве природных предпосылок развития
способностей. Задатки многозначны. На
базе одних и тех же задатков могут возникнуть
различные способности в зависимости
от требований соответствующей деятельности.
Так острая наблюдательность и хорошая
зрительная память может войти в структуру
способностей художника, следователя,
геолога. Не повредят эти качества и специалистам
в десятках других областей. Разовьются
ли задатки в способности, зависит не только
от индивидуальных особенностей личности,
но и от исторических условий, от потребностей
общества. Те или иные способности развиваются
тогда, когда в них появляется общественная
необходимость.