Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности, это сперва только возмож

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

   Если выполняемая деятельность  находится в зоне оптимальной  трудности, т.е. на пределе возможностей  ребенка, то она ведет за  собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский называл  зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

   Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.

   Проблема своевременного выявления задатков и способностей очень важна, и в том плане, что в соответствие с возможностями выбирается тот или иной жизненный путь.

   Проблема профессионального определения  стоит сегодня перед каждым  старшеклассником. И не только  современным. В 1835 г. семнадцатилетний выпускник гимназии Карл Маркс написал сочинение на тему: «Размышления юноши при выборе профессии». «Возможность выбора, -  писал Маркс, - является огромным преимуществом человека перед другими существами мира, но вместе с тем, выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать несчастным. Серьезно взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела».

   Значит, чтобы найти себя и  правильно определить своё место  в жизни, необходимо ответить  на главные вопросы: в чём  больше всего нуждается сегодня  моя страна, что она ждёт от  меня, на что я способен, в какой  области деятельности я могу полнее всего раскрыть себя.

   Как оказаться «человеком на  своём месте», как правильно выбрать  профессию, если их тысячи, а  ты один?

   Хороший компас в мире профессий  предлагает советский психолог  Е.А. Климов. Он выделяет 5 основных  типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира.

   Профессии первого типа – «человек  – природа» - все профессии связаны  с растениеводством, животноводством  и лесным хозяйством; второго  типа – «человек – техника» - все технические профессии. К третьему типу «человек – знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные способности. Четвертый тип – «человек – художественный образ» - все творческие специальности. Пятый тип – «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

   Разумеется, человек по склонностям  и способностям может иметь  предпосылки не к одной, а  к нескольким профессиям. Что  же, тогда нужно выбирать между  ними. Значительно труднее принять решение, когда выясняется, что к профессии, которая вам очень нравится, у вас данных маловато.

   В соответствии с классификацией  типов профессий Е.А. Климова  существует «Дифференциально –  диагностический опросник» (ДДО), по результатам ответов на  вопросы, даются рекомендации, на какие направления профессиональной деятельности и профессии обратить внимание.   

    
 
 

Отличие мышления от чувственных форм познания (ощущение и восприятие) 
 

ОЩУЩЕНИЯ 

Аристотель выделял  пять чувств, но в действительности у человека их десять: зрение, слух, два вида химический чувствительности (вкус и обоняние), четыре вида кожной чувствительности (тактильная, болевая, ощущения холода и тепла) и два проприоцептивных чувства (кинестетическое и вестибулярное). Всем органам чувств присуще наличие рецепторных клеток, которые преобразуют воздействие физических раздражителей в нервные импульсы.  

Зрение

Свет можно  определить как видимый участок  спектра электромагнитного излучения. Попадая в глаз, световые лучи фокусируются с помощью хрусталика на сетчатке. От рецепторов сетчатки нервные импульсы по зрительному нерву поступают в мозг. Электромагнитная энергия вызывает фотохимические изменения в рецепторных клетках сетчатки, которые преобразуются затем в нервные сигналы. Человеческий глаз имеет два вида рецепторов: колбочки – для цветового видения; палочки – для ночного видения. Палочки, хотя и не воспринимают цвет, более чувствительны, чем колбочки, и используются в сумерках или ночью. 

Слух

Слуховыми раздражителями являются акустические (звуковые) волны. Создаваемая ими механическая вибрация стимулирует слуховые рецепторы базилярной, или основной, мембраны внутреннего уха, которые превращают звуковые колебания в нервные импульсы. Расстояние, отделяющее одно ухо от другого, позволяет слушателю определить положение источника звука. Данный эффект аналогичен стереозаписи, при которой два микрофона расположены порознь для улавливания трехмерного звучания. В этом смысле слуховое восприятие является восприятием пространственным.  

Вкус и обоняние

Поскольку эти  виды ощущений стимулируются химическими  веществами, их относят к химической чувствительности. За ощущение запаха ответственны газообразные вещества, которые улавливаются рецепторами, расположенными в полости носа, тогда  как ощущение вкуса вызывают жидкости, которые стимулируют вкусовые луковицы на поверхности языка. Чувствительность обонятельных рецепторов может быть настолько высокой, что нескольких молекул газа уже достаточно, чтобы ощутить их с помощью обоняния.  

Проприоцептивные  чувства: кинестетические и вестибулярные ощущения

Благодаря кинестетической  чувствительности человек ощущает  положение своего тела и конечностей  даже с закрытыми глазами. Без  этого люди были бы вынуждены ощупывать  свои ноги либо смотреть на них, чтобы  ходить должным образом. Кинестетические рецепторы обнаружены в сухожилиях, суставах и мышцах. Эти «глубинные рецепторы» обеспечивают ощущения, отличные от возникающих на поверхности тела. Поэтому, даже если рука потеряла кожную чувствительность, человек все же способен воспринимать вес, размеры и форму находящегося в ней предмета, например шариковой ручки.  

Во внутреннем ухе локализованы детекторы движения, составляющие вестибулярный аппарат  – орган равновесия. В преддверии внутреннего уха размещаются  три полукружных канала, имеющие расширения в виде двух мешочков и ампул. В них находятся рецепторы, воспринимающие вращательные и прямолинейные движения головы и посылающие импульсы в мозг; в результате возникают ощущения, от которых зависит чувство равновесия. Повреждение указанных структур приводит к нарушению чувства равновесия; временное его нарушение можно вызвать искусственно, если кататься на карусели или каким-то иным способом чрезмерно стимулировать полукружные каналы.  

Кожная чувствительность

Кожа является органом чувств, и связанные с ней ощущения названы кожными. Не всякое прикосновение воспринимается, поскольку для достижения порога чувствительности на кожу надо надавить с достаточной силой. Стимуляция любого органа чувств, превышающая верхний абсолютный порог ощущений, вызывает боль; если же стимул настолько слаб, что не достигает нижнего абсолютного порога, то он не воспринимается. Для разных ощущений пороги различны. Волоски на теле являются высокочувствительным инструментом, и для ощущения прикосновения достаточно, чтобы они были просто согнуты. Так называемый физиологический ноль (кожный ноль) соответствует температуре, ниже которой возникает ощущение холода, а выше – тепла. Физиологический ноль сдвигается при адаптации тела к определенной температуре. Это явление объясняет, почему вода в ванне может казаться такой горячей, когда в нее только погружаешься, но через некоторое время становится приятной. Когда температура повышается, чувствительность к теплу снижается, а чувствительность к холоду возрастает.  

Изучение феномена болевой чувствительности осложняется  тем, что он часто включает в себя факторы, связанные с эмоциями и  темпераментом. Например, страх перед  креслом зубного врача может  понизить болевой порог. Парадоксально, что сам мозг нечувствителен к боли, но «регистрирует» боль, возникающую во всех остальных участках тела. Установлено, что ощущение боли связано с функцией коры больших полушарий (ее определенных зон), однако болевого центра в коре не обнаружено.  
 
 

ВОСПРИЯТИЕ 

В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возможно разное восприятие одного и того же ощущения. Пример изменения восприятия при неизменности стимулов дают т.н. «двойственные изображения». Хорошо известен рисунок, на котором два черных профиля образуют контур белой вазы. Если воспринимается ваза – профили кажутся просто «фоном»; если «фигурой» выступают профили – «фоном» становится ваза. Пример того, как разные ощущения вызывают одинаковое восприятие, – транспозиция в музыке: мы слышим одну и ту же мелодию независимо от того, в какой тональности она звучит. Оба феномена – как сдвиг, так и постоянство (константность) в восприятии структур – объясняются законами гештальтов восприятия. К ним же относятся: близость (сгруппированные стимулы, скажем, группы музыкальных нот, ритмические звуки типа постукивания или сгруппированные физические объекты, воспринимаются как связанные между собой); сходство (сходные по какому-нибудь признаку объекты объединяются в общую группу, например высокие тона, перемежающиеся низкими); и завершение (добавление недостающих частей стимулов, как в случае нарисованных пунктиром букв или цифр).  

При восприятии глубины мозг реагирует на ключевые раздражители, к которым относятся  несовпадение проекций на сетчатке левого и правого глаза, аккомодация  хрусталиков и т.н. конвергенция (поступление сигналов, идущих по первичным  нейронам от нескольких рецепторов, на один и тот же вторичный нейрон), а также пространственная и линейная перспектива. Как это свойственно для восприятия вообще, такие ключевые раздражители становятся значимыми – т.е. распознаваемыми – в результате научения и опыта. Например, наблюдая в линейной перспективе параллельные прямые, мы воспринимаем их зримое сближение (по мере удаления) как кажущееся; такое восприятие не является «автоматическим», доступным младенцу, но зависит от сформировавшегося в результате приобретенного опыта представления об этом явлении. Сходным образом зависит от научения и соответствие, устанавливаемое между величиной объекта и его удаленностью; чем крупнее выглядит объект (например, летящий самолет), тем ближе он кажется, чем мельче – тем он кажется дальше.  

Восприятие окружающих

Социальные психологи  заметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, в современной западной культуре высоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, их воспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительных и т.д. Стереотипное восприятие «ангельского личика» ребенка формируется рано: дети от 3 до 6 лет предпочитают иметь друзей с приятным лицом. При восприятии человека человеком ожиданий иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое за действительное. Школьным учителям, возлагающим особые надежды на некоторых учеников, часто кажется, что те делают успехи. Когда известный психиатр, представляя пациента своим коллегам, характеризует его как «психотическую личность», большинство из них так его и воспринимают, даже вопреки очевидности.  

Восприятие самого себя: образ тела

У любого индивида имеется «концептуализированное»  восприятие не только других, но и себя самого. Субъективное восприятие собственного тела называют образом тела. Внешнее выражение этого феномена можно наблюдать, когда кто-либо смотрится в зеркало и видит собственный образ, пристально всматривающийся в него же. Некоторые, смущенные таким восприятием самих себя, отворачиваются, поскольку возникает впечатление, будто всматриваешься в чьи-то глаза, в то время как «этот другой» пристально смотрит в твои. Но это иллюзия. Образ в зеркале – просто изображение, которое даже не является «объективным», ибо восприятие его субъективно, т.е. зависит от восприятия человеком самого себя. Образ тела важен потому, что через ожидания субъекта влияет на его поведение. Если индивид воспринимает свое тело слабым, он склонен действовать как слабый человек, если же считает себя уродливым – склонен вести себя робко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Понятие конфликта: 

Конфликт - процесс  развития взаимодействия субъектов  путем столкновение различных типов  мышления. Ситуация, в которой есть возможность углубленного исследования объекта (среды), которая затем может перейти к исследованию собственных форм мышления и выяснения того, почему мнения о фактах и проблемах действительно расходятся. 

Необходимо сразу  отметить, что нет таких компаний, в которых не бывает конфликтов. Существует прямая взаимосвязь между активностью персонала и количеством конфликтов в организации. Чем активнее работает организация, тем больше в ней возникает малых и больших конфликтных ситуаций. 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"