Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности, это сперва только возмож

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

   Представьте себе, что где-то на  далёком острове в Тихом океане  родился мальчик с выдающимися  музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал бы там к хорошим педагогам.

   Задатки проявляются прежде всего  в склонностях к определенному  виду деятельности или в повышенной  любознательности ко всему.

   Склонности – это первый и  наиболее ранний признак зарождающейся  способности. Нередко это стремление  зарождается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни.

   Если ребенок вне музыкальной  среды с большой радостью слушает  музыку и совершает многократные  пробы музицировать без внешнего  побуждения, то, конечно же, это свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.

   В.В.Богословский выделяет, наряду  с истинной склонностью, ещё  и ложную, или мнимую. При истинной  склонности, считает психолог, можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов.

   Значительный вклад в разработку  общей теории способностей внес  наш отечественный учёный Б.М.  Теплов. В понятии «способности»,  по его утверждению, заключены  три идеи.

   «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

   Таким образом, можно сказать,  утверждает Р.С. Немов, что способности  – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

     Советский психолог А.В. Петровский  образно сравнивает способности  с зерном, которому ещё только предстоит развиться: подобно тому, как брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура  и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

   Эти возможности превращаются  в действительность в результате  упорного труда. Точнее было  бы сказать, что трудолюбие, склонность  к труду, связанному с той  областью, в которой у человека имеются способности, входит в само содержание, структуру способностей.

  Советский  психолог Н.С. Лейтес, специально  изучивший детей с большими  умственными способностями, отмечает, что все они прежде всего  великие труженики. Не бывает  способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, но только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Ещё Карл Маркс указывал, что «человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков. И способностей, в виде влечений».

   Но в психологии существуют и другие концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные психологи капиталистических стран, но и представители различных областей науки и искусства. Так, например, Гальтон в 19 веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографических данных выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в 20, веке Котс определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям.

   В наше время приверженцы концепции  о наследственной предопределенности  способностей стремятся подкрепить  свои взгляды изучением однояйцевых  близнецов. «Жизнь опровергает взгляды о наследовании способностей,» - утверждает Богословский, Степанова и Ковалёва, и объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключения составляют несколько семей музыкантов и ученых».

      Другая концепция находит, что  способности  всецело определяются  средой и воспитанием. Так,  в 18 веке Гельвецкий провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Американский ученый У.Эшби утверждает, «что способности, и даже гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого – только репродуктивные». Вторым фактором способности Эшби считает работоспособность: «Способный тот, который после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки решает задачу нерешенной».

   Но и эта концепция встречала  и встречает научные возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития.

   Каждая способность имеет свою  структуру, где можно различать  опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии, пропорции, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и высокоразвитая образная память.

   К ведущим свойствам относятся  свойства художественного воображения.  Благодаря им улавливается существенное  и характерное в явлениях жизни,  производится обобщение и типизация,  создается оригинальная композиция.

   Структура способностей зависит  от развития личности. Выделяют  два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

   Человек, находящийся на первом  уровне развития способности,  обнаруживает высокое умение  усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создаёт новое, оригинальное. Но нужно иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а всякая творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она вообще не мыслима. Кроме того, указанные уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» из одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

   Самый высокий уровень развития  и проявления способностей обозначают терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение.

   Гениальный человек создаёт нечто  оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также творит, вносит своё, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности.

   Рассматривая вопрос о классификации  способностей, в первую очередь  нужно выделить природные или  естественные способности и специфические   человеческие способности.

   Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие  интеллектуальные способности.

   Общие способности включают те, которыми определяются успехи  человека в самых различных  видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности,  тонкость и точность ручных  движений, развитая память, совершенная  речь и ряд других.

   Специальные способности определяют  успехи человека в специфических  видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

   Теоретические и практические  способности отличаются тем, что  первые предопределяют склонность  человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

   Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

   Способности к общению, взаимодействию  с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные способности – в наибольшей степени социально обусловлены.

   Любые задатки, прежде чем превратиться  в способности, должны пройти  большой путь развития. Для многих  человеческих способностей это  развитие начинается с первых  дней жизни и, если человек  продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомно-физиологической основы будущих способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, умение пользоваться речью, совершенное владение ею, также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

   Многоплановость и разнообразие  видов деятельности, в которые  одновременно включается человек,  выступает как одно из важнейших  условий комплексного и разностороннего  развития его способностей. К  деятельности, по мнению Р.С. Немова, должны предъявляться следующие требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности для её исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения деятельности.

   Если деятельность ребенка носит  творческий, нерутинный характер, то  она постоянно заставляет его  думать и сама по себе становится  достаточно привлекательным делом  как средство проверки и развития  способностей. Такая деятельность  всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Эта деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"