Представьте себе, что где-то на
далёком острове в Тихом океане
родился мальчик с выдающимися
музыкальными задатками. Кем он может
стать, если учесть, что люди его племени
не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного
пения и никакого другого музыкального
инструмента, кроме барабана? В лучшем
случае этот мальчик войдет в историю
острова как самый замечательный барабанщик.
Иными словами он достигнет такого уровня
развития своего музыкального таланта,
который возможен в определенных социальных
условиях. Совсем иначе сложилась бы его
судьба, если бы он оказался в стране с
высокоразвитой музыкальной культурой
и попал бы там к хорошим педагогам.
Задатки проявляются прежде всего
в склонностях к определенному
виду деятельности или в повышенной
любознательности ко всему.
Склонности – это первый и
наиболее ранний признак зарождающейся
способности. Нередко это стремление
зарождается довольно рано, увлечение
деятельностью происходит даже в неблагоприятных
условиях жизни.
Если ребенок вне музыкальной
среды с большой радостью слушает
музыку и совершает многократные
пробы музицировать без внешнего
побуждения, то, конечно же, это свидетельствует
о наличие определенных природных предпосылок
к развитию способностей, в данном случае
музыкальных.
В.В.Богословский выделяет, наряду
с истинной склонностью, ещё
и ложную, или мнимую. При истинной
склонности, считает психолог, можно
наблюдать не только неодолимое тяготение
к деятельности, но и быстрое продвижение
к мастерству, достижение значительных
результатов. При ложной, или мнимой, склонности
обнаруживается поверхностное, часто
созерцательное отношение к чему-либо,
или же деятельное увлечение, но с достижением
посредственных результатов.
Значительный вклад в разработку
общей теории способностей внес
наш отечественный учёный Б.М.
Теплов. В понятии «способности»,
по его утверждению, заключены
три идеи.
«Во-первых, под способностями разумеются
индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого…
Во-вторых, способностями называют не
всякие вообще индивидуальные особенности,
а лишь такие, которые имеют отношение
к успешности выполнения какой-либо деятельности
или многих деятельностей… В-третьих,
понятие «способность» не сводится к тем
знаниям, навыкам или умениям, которые
уже выработаны у данного человека».
Таким образом, можно сказать,
утверждает Р.С. Немов, что способности
– это индивидуально-психологические
особенности личности, которые являются
условиями успешного осуществления данной
деятельности и динамики овладения знаниями,
умениями и навыками.
Советский психолог А.В. Петровский
образно сравнивает способности
с зерном, которому ещё только
предстоит развиться: подобно тому, как
брошенное в почву зерно, является лишь
возможностью по отношению к колосу, который
может вырасти из этого зерна, но лишь
при условии, что структура и влажность
почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными,
способности человека являются лишь возможностью
для приобретения знаний и умений.
Эти возможности превращаются
в действительность в результате
упорного труда. Точнее было
бы сказать, что трудолюбие, склонность
к труду, связанному с той
областью, в которой у человека
имеются способности, входит в само содержание,
структуру способностей.
Советский
психолог Н.С. Лейтес, специально
изучивший детей с большими
умственными способностями, отмечает,
что все они прежде всего
великие труженики. Не бывает
способностей, оторванных от человеческого
труда, от деятельности личности. Способности,
как и другие свойства личности, но только
проявляются в деятельности, но и формируются
в ней. Ещё Карл Маркс указывал, что «человек
является непосредственно природным существом.
В качестве природного существа, притом
живого природного существа, он, с одной
стороны, наделен природными силами, жизненными
силами, являясь деятельным природным
существом; эти силы существуют в нем в
виде задатков. И способностей, в виде
влечений».
Но в психологии существуют и другие
концепции способностей. Одна из них утверждает,
что способности, их проявление и развитие
всецело зависят от унаследованного фонда.
Таких взглядов придерживаются не только
некоторые профессиональные психологи
капиталистических стран, но и представители
различных областей науки и искусства.
Так, например, Гальтон в 19 веке пытался
обосновать наследственность таланта,
анализируя биографических данных выдающихся
деятелей. Продолжая линию Гальтона в
20, веке Котс определял степень одаренности
по количеству места, отведенного в энциклопедических
словарях известным людям.
В наше время приверженцы концепции
о наследственной предопределенности
способностей стремятся подкрепить
свои взгляды изучением однояйцевых
близнецов. «Жизнь опровергает взгляды
о наследовании способностей,» - утверждает
Богословский, Степанова и Ковалёва, и
объективный анализ биографий выдающихся
людей говорит о другом: в подавляющем
большинстве случаев выдающиеся люди
вышли из семей, не проявлявших особых
дарований, с другой стороны, дети, внуки
и правнуки знаменитых людей выдающихся
дарований не проявляли. Исключения составляют
несколько семей музыкантов и ученых».
Другая концепция находит, что
способности всецело определяются
средой и воспитанием. Так,
в 18 веке Гельвецкий провозгласил, что
посредством воспитания можно сформировать
гениальность. Американский ученый У.Эшби
утверждает, «что способности, и даже гениальность
определяются приобретенными свойствами
и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной
деятельности была сформирована у человека
стихийно и сознательно в процессе обучения
в детстве и в последующей жизни. У одного
программа позволяет решать творческие
задачи, а у другого – только репродуктивные».
Вторым фактором способности Эшби считает
работоспособность: «Способный тот, который
после тысячи неудачных попыток делает
тысяча первую и приходит к открытию; неспособный
тот, кто после второй попытки решает задачу
нерешенной».
Но и эта концепция встречала
и встречает научные возражения.
Жизненные наблюдения и специальные исследования
свидетельствуют, что природные предпосылки
способностей нельзя отрицать. Вот почему
в неблагоприятной среде один человек
может проявить большие способности, чем
другой, находящийся в благоприятной.
И наоборот, при равных социальных условиях,
в каких находятся например, братья и сестры,
обнаруживаются иногда резкие различия
в способностях, в темпе их развития.
Каждая способность имеет свою
структуру, где можно различать
опорные и ведущие свойства. Например,
опорным свойством способности к изобразительной
деятельности будет высокая природная
чувствительность зрительного анализатора,
развивающаяся в процессе деятельности,
чувство линии, пропорции, светотени, колорита,
ритма. К опорным свойствам относятся
также сенсомоторные качества руки художника,
и высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся
свойства художественного воображения.
Благодаря им улавливается существенное
и характерное в явлениях жизни,
производится обобщение и типизация,
создается оригинальная композиция.
Структура способностей зависит
от развития личности. Выделяют
два уровня развития способностей:
репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на первом
уровне развития способности,
обнаруживает высокое умение
усваивать знания, овладевать деятельностью
и осуществлять её по предложенному образцу.
На втором уровне развития способностей
человек создаёт новое, оригинальное.
Но нужно иметь в виду, что всякая репродуктивная
деятельность включает элементы творчества,
а всякая творческая деятельность включает
репродуктивную, без которой она вообще
не мыслима. Кроме того, указанные уровни
развития способностей не есть нечто данное
и неизменное, застывшее. В процессе овладения
знаниями и умениями, в процессе деятельности
человек «переходит» из одного уровня
на другой, соответственно изменяется
и структура его способностей. Как известно,
даже очень одаренные люди начинали с
подражания, а затем, только по мере приобретения
опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития
и проявления способностей обозначают
терминами талант и гений. Талантливые
и гениальные люди достигают в практике,
искусстве, науке новых результатов, имеющих
большое общественное значение.
Гениальный человек создаёт нечто
оригинальное, открывающее новые пути
в области научных исследований, производства,
искусства, литературы. Талантливый человек
также творит, вносит своё, но в пределах
уже определившихся идей, направлений,
способов исследования. Наиболее благоприятные
условия для формирования талантливости
и гениальности возникают при всестороннем
развитии личности.
Рассматривая вопрос о классификации
способностей, в первую очередь
нужно выделить природные или
естественные способности и специфические
человеческие способности.
Многие из природных способностей
являются общими у человека и у животных,
особенно высших, например - у обезьян.
У человека, кроме биологически обусловленных,
есть способности, обеспечивающие его
жизнь и развитие в социальной среде. Это
общие и специальные высшие интеллектуальные
способности.
Общие способности включают те,
которыми определяются успехи
человека в самых различных
видах деятельности. К ним, например,
относятся умственные способности,
тонкость и точность ручных
движений, развитая память, совершенная
речь и ряд других.
Специальные способности определяют
успехи человека в специфических
видах деятельности, для осуществления
которых необходимы задатки особого рода
и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
спортивные, художественно-творческие
и др. Наличие у человека общих способностей
не исключает развития специальных и наоборот.
Нередко общие и специальные способности
сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая
друг друга.
Теоретические и практические
способности отличаются тем, что
первые предопределяют склонность
человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые – к конкретным
практическим действиям. Такие способности,
в отличие от общих и специальных, напротив,
чаще не сочетаются друг с другом, вместе
встречаясь только у одаренных, разносторонне
талантливых людей.
Учебные и творческие способности
отличаются друг от друга тем, первые определяют
успешность обучения и воспитания, усвоения
человеком знаний, умений, навыков, формирования
качеств личности, в то время как вторые
– создание предметов духовной и материальной
культуры, производство новых идей, открытий
и изобретений, словом индивидуальное
творчество в различных областях человеческой
деятельности.
Способности к общению, взаимодействию
с людьми, а также предметно-деятельностные,
или предметно-познавательные способности
– в наибольшей степени социально обусловлены.
Любые задатки, прежде чем превратиться
в способности, должны пройти
большой путь развития. Для многих
человеческих способностей это
развитие начинается с первых
дней жизни и, если человек
продолжает заниматься теми видами
деятельности, в которых соответствующие
способности развиваются, не прекращается
до конца. В процессе развития способностей
можно выделить ряд этапов. На одних из
них происходит подготовка анатомно-физиологической
основы будущих способностей, на других
идёт становление задатков небиологического
плана, на третьих складывается и достигает
соответствующего уровня нужная способность.
Все эти процессы могут протекать параллельно,
в той или иной степени накладываться
друг на друга. Важным моментом в развитии
способностей у детей выступает комплексность,
т.е. одновременное совершенствование
нескольких взаимно дополняющих друг
друга способностей. Развивать какую-либо
одну из способностей, не заботясь о повышении
уровня развития других, связанных с ней
способностей, практически нельзя. Например,
умение пользоваться речью, совершенное
владение ею, также может рассматриваться
как относительно самостоятельная способность.
Но то же самое умение как органическая
часть входит в интеллектуальные, межличностные,
многие творческие способности, обогащая
их.
Многоплановость и разнообразие
видов деятельности, в которые
одновременно включается человек,
выступает как одно из важнейших
условий комплексного и разностороннего
развития его способностей. К
деятельности, по мнению Р.С. Немова, должны
предъявляться следующие требования:
творческий характер деятельности, оптимальный
уровень трудности для её исполнителя,
должная мотивация и обеспечение положительного
эмоционального настроя в ходе и по окончанию
выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит
творческий, нерутинный характер, то
она постоянно заставляет его
думать и сама по себе становится
достаточно привлекательным делом
как средство проверки и развития
способностей. Такая деятельность
всегда связана с созданием чего-либо
нового, открытием для себя нового знания,
обнаружения в самом себе новых возможностей.
Эта деятельность укрепляет положительную
самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов.