Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:59, контрольная работа
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание, В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии е первоосновой мира, и ее главной функцией считалось придание телу активности и ее направление,, так как тело является инертной массой, т, е, душа руководит поведением человека.
1. Общая характеристика средневекового мышления .
2. Чем характеризуются психологические идеи Платона
3. Формы существования в современном общественном и индивидуальном сознании
Міністерство освіти та науки України
Краматорський економіко-гуманітарний інститут
Костянтинівський
навчальний центр
КОНТРОЛЬНА
РОБОТА
з
дисципліни «Історія
психології»
Виконала:
студентка І курсу
групи ПС – 08 – 2З
Кілко
Г.О._______
Перевірив викладач:
Масалаб
Ю.А.
2008-2009 н.р.
3
вариант
1. Общая характеристика средневекового мышления .
2. Чем характеризуются психологические идеи Платона
3. Формы существования
в современном общественном
и индивидуальном сознании
Общая характеристика средневекового мышления
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание, В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии е первоосновой мира, и ее главной функцией считалось придание телу активности и ее направление,, так как тело является инертной массой, т, е, душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось по знание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания.
В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.
Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественно-научное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.
Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии,
Развитие
психологии в этот период было связано
с изменением ее предмета, так как официальной
наукой о душе стало богословие. Поэтому
психология должна была либо полностью
уступить богословию исследование психики,
либо найти себе такую нишу для исследования,
которая не входил бы в противоречии
с официальной наукой - богословием, В
связи с этим представления о душе в психологии
носили этико-религиозный характер в течение
всего средневекового периода, После начального
этапа развития психология напала стремиться
к тому, чтобы найти свое место в исследовании
души, определить тот круг вопросов, который
ей может быть отдан богословием. Это привело
частично к пересмотру предмета психологии
- в содержании души была выделена особая
категория, подлежащая научному исследованию.
ВХН-Х1П вв. в психологии возникло направление
деизма, которое утверждало, что существуют
две души - духовная (ее изучает богословие)
и телесная, которую изучает психология.
Таким образом, появился предмет для научного
изучения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ИДЕИ У ФИЛОСОФОВ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ АВРЕЛИЯ
АВГУСТИНА И ФОМЫ
АКВИНСКОГО
Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.
Фома
Аквинский (1225/26-1274) основал свою философскую
концепцию понимания души на аристотелевском
понимании пассивной материи и активной
формы. Душа бессмертна, так как является
субстанцией, чистой и независимой от
всякой материи вообще и телесной оболочки
в частности. Душа - это формирующий принцип,
дающий основу всей человеческой жизни.
Различаются три типа души (по аналогии
с аристотелевской): вегетативная душа,
отвечающая за физиологические функции
и присущая растениям; сенситивная душа,
присущая животным и ведающая чувственным
восприятием, произвольными движениями;
разумная душа, присущая только человеку,
имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную
способность, и вмещает две предыдущие
низшие души. Источником познания считаются
не божественные идеи, но опыт и чувственное
восприятие индивида. Весь материал познания
появляется из чувств, а интеллект, разум
обрабатывает этот материал дальше.
Чем
характеризуются
Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.
Процессы познания. Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.
Информация о работе Контрольная работа по «Історія психології»