Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:52, контрольная работа
Воображение, или фантазия, как мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.
Тема: Воображение, как психический процесс.
1. Сущность воображения, его виды____________________стр.2
2. Функции воображения______________________________стр.4
3. Воображение в цепи других психических процессов_____стр.6
4. Литература______________________________________стр.9
ГОУВПО Мордовский Государственный университет
им. Н.П.Огарева
экономический факультет
отдел:
«Менеджмент организации»
Контрольная работа
по психологии
САРАНСК
2006
Содержание:
Тема: Воображение,
как психический процесс.
1. Сущность воображения, его виды____________________стр.2
2.
Функции воображения___________
3. Воображение в цепи других психических процессов_____стр.6
4.
Литература____________________
Воображение
как психический
процесс.
1. Сущность
воображения, его виды.
Воображение,
или фантазия, как мышление, принадлежит
к числу высших познавательных процессов,
в которых отчетливо обнаруживается специфически
человеческий характер деятельности.
Не вообразив себе готовый результат труда,
нельзя приниматься за работу. В представлении
ожидаемого результата с помощью фантазии
- коренное отличие человеческого труда
от инстинктивного поведения животных.
Любой трудовой процесс с необходимостью
включает в себя воображение. Оно выступает
как необходимая сторона художественной,
конструкторской, научной, литературной,
музыкальной, вообще творческой деятельности.
Строго говоря, для того чтобы кустарным
способом сделать простой стол, воображение
не менее необходимо, чем для написания
оперной арии или повести: надо заранее
представить, какой формы, высоты, длины
и ширины будет стол, как будут скреплены
ножки, насколько он будет отвечать своему
назначению стола обеденного, лабораторного
или письменного, - одним словом, до начала
работы требуется видеть этот стол уже
как бы готовым.
Воображение
- это необходимый элемент
Воображение-способность
представлять отсутствующий или
реально не существующий объект, удерживать
его в сознании и мысленно манипулировать
им.
Ценность
человеческой личности во многом зависит
от того, какие виды воображения преобладают
в ее структуре. Если у подростка и юноши
творческое воображение, реализуемое
в конкретной деятельности, преобладает
над пассивной пустой мечтательностью,
то это свидетельствует о высоком уровне
развития личности.
Виды воображения:
1)активное репродуктивное,
2)пассивное
продуктивное,
Особые виды воображения:
1)фантазия сновидения,
2)галлюцинация,
3)мечты, грезы,
Виды воображения в зависимости от образов памяти:
1)воспроизводящее творческое,
2) воссоздающее
Активное
воображение характеризуется тем, что,
пользуясь им, человек по собственному
желанию, усилием воли вызывает у себя
соответствующие образы. Образы пассивного
воображения возникают спонтанно, помимо
воли и желания человека. Продуктивное
воображение отличается тем, что в нем
действительность сознательно конструируется
человеком, а не просто механически копируется
или воссоздается. Но при этом в образе
она все же творчески преобразуется. В
репродуктивном воображении ставится
задача воспроизвести реальность в том
виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое
воображение больше напоминает восприятие
или память, чем творчество.
Формирование
образа воображения всегда происходит
с опорой на образы памяти. Однако степень
этой зависимости может быть большей
или меньшей. В связи с этим различают
воспроизводящее и творческое воображение.
Воссоздающие
воображение есть создание образа на
основе словесного описания или условного
изображения воссоздаваемого
Творческое
воображение – вид воображения,
направленного на создание новых общественно
значимых образов, составляющего основу
творчества. Творческое воображение- это
самостоятельное создание новых, оригинальных
образов. Творческое воображение художника
позволяет зрительно воссоздавать картины
прошлого, исторические события в жизни
общества, а также будущего, подчас только
предполагаемого, фантастического.
Особыми
видами воображения являются фантазии,
галлюцинации, сновидения, мечты, грезы.
Сновидения можно отнести к разряду
пассивных и непроизвольных форм
воображения. Подлинная их роль в жизни
человека до сих пор не установлена, хотя
известно, что в сновидениях человека
находят выражение и удовлетворение многие
жизненно важные потребности, которые
в силу ряда причин не могут получить реализации
в жизни. К примеру, в психологии издавна
термины «воображение» и «фантазия» абсолютным
большинством авторов считались тождественными.
И хотя полного единодушия в идентичном
понимании этих слов не было и раньше (например,
их противопоставлял А. П. Нечаев), в последнее
время намечается тенденция к увеличению
числа сторонников смыслового разделения
их.
Принципы
разграничения не всегда ясны и мотивированы.
Иногда это или просто беглое замечание
относительно того, что «фантазия
разновидность воображения» (Е. И. Игнатьев),
или более пространное, но также неизвестно
на чем основанное рассуждение о том, что
«в воображении человек использует модели
и функции оригиналов, сохраняя при этом
отчет о своем допущении; в фантазии этот
отчет значительно ослабевает, по этому
признаку фантазия занимает промежуточное
место между воображением и сновидением
— в последнем упомянутый отчет полностью
отсутствует»! Чаще всего, однако, суть
разграничения выражается в том, что воображение
рассматривается психической деятельностью,
в ходе и результате которой связь с реальностью,
якобы, прослеживается более отчетливо,
чем в процессе фантазирования. С этих
позиций творческое воображение обособляется
от творческой фантазии, а образы воображения
от образов фантазии (Н. С. Шабалин).
Галлюцинациями
называют фантастические видения, не имеющие,
по-видимому, почти никакой связи с окружающей
человека действительностью. Обычно они
– результат тех или иных нарушений психики
или работы организма.
Мечта-
воображение, направленное на будущее,
на перспективы жизни и
В мечтах
человек создает образы желаемого.
Значение мечты в жизни человека
огромно. Она корректирует направленность
деятельности человека, побуждает к борьбе
с трудностями, под ее влиянием формируется
воля, характер, способности личности.
Полезная, общественно направленная мечта
поднимает человека на борьбу, вдохновляет
на труд. Но бывают мечты беспредметные,
совершенно оторванные от действительности.
Такие мечты превращаются в пустое фантазерство,
в «маниловщину». Часто такие мечты называют
грезами. Грезы уводят человека от мира
действительных предметов и явлений в
мир фантазий, делают его труд не интересным
и утомительным. Основное средство борьбы
с грезами - это активное участие в труде,
в жизни коллектива. Грезы в отличие от
галлюцинаций - это вполне нормальное
психическое состояние, представляющие
собой фантазию, связанную с желанием,
чаще всего несколько идеализируемым
будущим.
Если
исходить из широкого понимания воображения
как охватывающего любой
2. Функции
воображения.
Основная
функция воображения
Первая
функция имагинативного поведения
может быть названа последовательной,
и она представляет наиболее важное
значение для педагога. Все, что мы
познаем из не бывшего в нашем опыте,
мы познаем при помощи воображения; конкретнее
говоря, если мы изучаем географию, историю,
физику или химию, астрономию, да и любую
науку, мы всегда имеем дело с познаванием
таких объектов, которые непосредственно
не даны в нашем опыте, но составляют важнейшее
приобретение коллективного социального
опыта человечества. И если изучение предметов
не ограничивается одним словесным рассказом
о них, а стремится проникнуть сквозь словесную
оболочку описания в самую их сущность,
оно непременно должно иметь дело с познавательной
функцией воображения, оно должно использовать
все законы деятельности воображения.
Другую
функцию воображения следует
назвать эмоциональной; она состоит
в том, что всякая решительно эмоция
имеет свое определенное, не только
внешнее, но и внутреннее выражение,
и, следовательно, фантазия является тем
аппаратом, который непосредственно
осуществляет работу наших эмоций. Из
учения о борьбе за общее двигательное
поле мы знаем, что далеко не все находящиеся
у нас импульсы и влечения получают свое
осуществление. Спрашивается, какова судьба
тех нервных возбуждений, которые возникают
совершенно реально в нервной системе,
но не получают своего осуществления.
Само собой разумеется, что они получают
характер конфликта между поведением
ребенка и окружающей средой. Из такого
конфликта возникает при сильном напряжении
заболевание, невроз или психоз, если он
не получает иного выхода, т.е. если он
не сублимируется и не превращается в
другие формы поведения.
И вот
функция сублимации, т.е. социально
высшей реализации неосуществившихся
возможностей, выпадает на долю воображения.
В игре, во лжи, в сказке находится
бесконечный источник переживаний, и фантазия,
таким образом, открывает как бы новые
двери для наших потребностей и стремлений
к выходу в жизнь.
Эта эмоциональная
функция фантазии незаметно переходит
в игре в новую функцию. Можно
сказать, что психологический механизм
игры всецело сводится к работе воображения
и что между игрой и имагнитивным поведением
можно провести знак равенства. Игра есть
не что иное, как фантазия в действии, фантазия
же не что иное, как заторможенная и подавленная,
необнаруженная игра. Поэтому на долю
воображения выпадает еще третья функция,
назовем ее воспитательной, назначение
и смысл которой – организовывать повседневное
поведение человека. Таким образом, три
функции фантазии всецело согласуются
с ее психологическим свойством – это
поведение, направленное на формы, еще
не бывшие в нашем опыте.
Первое
и важнейшее назначение воображения
как психического процесса заключается
в том, что оно позволяет представлять
результат труда до его начала,
представлять не только конечный продукт
труда (например, стол в завершенном виде,
как готовое изделие, но и его промежуточные
результаты в данном случае те детали,
которые надо последовательно готовить,
чтобы собрать стол). Следовательно, воображение
человека в процессе деятельности создает
психическую модель конечного или промежуточного
продукта труда, и способствует его предметному
воплощению.
Таким
образом, в проблемной ситуации, с
которой начинается деятельность, существуют
две системы опережения сознанием результатов
этой деятельности: организованная система
образов (представлений) и организованная
система понятий. Возможность выбора образа
лежит в основе воображения, возможность
новой комбинации понятий лежит в основе
мышления. Часто такая работа идет сразу
в «двух этажах», ибо системы образов и
понятий тесно связаны: выбор, например,
способа действия, осуществляется путем
логических рассуждений, с которыми органически
слиты яркие представления того, как будет
осуществляться действие.