Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:52, контрольная работа
Воображение, или фантазия, как мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.
Тема: Воображение, как психический процесс.
1. Сущность воображения, его виды____________________стр.2
2. Функции воображения______________________________стр.4
3. Воображение в цепи других психических процессов_____стр.6
4. Литература______________________________________стр.9
3. Воображение
в цепи других психических
процессов.
Воображение
– особая форма человеческой психики,
стоящая отдельно от остальных психических
процессов и вместе с тем занимающая
промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью.
Специфика этой формы психического процесса
состоит в том, что воображение, вероятно,
характерно только для человека и странным
образом связано с деятельностью организма.
Воображение всегда есть определенный
отход от действительности, но в любом
случае источник воображения – объективная
реальность. Для воображения характерна
не большая связь с эмоциональной стороной,
не меньшая степень сознательности, не
меньшая и не большая степень конкретности;
эти особенности проявляются также на
различных ступенях развития мышления.
Воображение надо рассматривать как более
сложную форму психической деятельности,
которая является реальным объединением
нескольких функций в их своеобразных
отношениях.
А.В.Брушлинский
в статье «Воображение и творчество» начинает
свой анализ с замечания, что традиционно
связываемая с воображением «...способность
создавать «новые чувственные или мыслительные
образы» не специфична для него, «...поскольку
создание, открытие и т. д. нового — это
дело не только воображения, но и восприятия,
представления, мышления и т. д.».
Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением:
- осуществляет
мысленный отход за пределы
непосредственно
- способствует
предвосхищению будущего;
В самом
общем виде задача мышления — познание
объективной истины. «Мышление человека
... отражает объективную истину»,— указывал
В. И. Ленин - «оживляет» то, что было ранее.
Каким бы удивительным и могущественным
ни казалось нам мышление, оно в своей
сути является копирующим, «снимающим
слепки» с действительности отражением.
От восприятия
воображение отличается тем, что
его образы не всегда соответствуют
реальности, в них есть элементы
фантазии, вымысла.
Для старой
психологии, в которой чаще всего
все виды психической деятельности человека
рассматривались как известные ассоциативные
комбинации прежде накопленных впечатлений,
проблема воображения была неразрешимой
загадкой. Волей – неволей старая психология
должна была сводить воображение к другим
функциям, потому что самое существенное
отличие воображения от остальных форм
психической деятельности человека заключается
в следующем: воображение не повторяется
в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные
впечатления, которые накоплены прежде,
а строит какие-то новые ряды из прежде
накопленных впечатлений. Иначе говоря,
привнесение нового в само течение наших
впечатлений и изменение этих впечатлений
так, что в результате возникает некоторый
новый, раньше не существовавший образ,
составляет, как известно, самую основу
той деятельности, которую мы называем
воображением. Следовательно, для ассоциативной
психологии, которая рассматривала всякую
деятельность как комбинирование уже
бывших в сознании элементов и образов,
воображение должно было быть неразрешимой
загадкой.
Известно,
что старая психология пыталась обойти
эту загадку путем сведения воображения
к другим психическим функциям. В
сущности, эта идея и лежит в
основе всего старого психологического
учения о воображении, которое, как
выразился Т.Рибо в известной работе
о воображении, рассматривает два его
вида, выделяя, с одной стороны, так называемое
воспроизводящее воображение и, с другой,
- творческое, или воссоздающее, воображение.
Воспроизводящее
воображение – та же самая память.
Под воспроизводящим воображением
психологи понимали такую деятельность
психики, при которой мы воспроизводим
в сознании ряд образов, пережитых нами,
но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных
поводов для восстановления нет. Такая
деятельность памяти, которая состоит
в возникновении в сознании прежде пережитых
образов и не связан с непосредственным
актуальным поводом для их воспроизведения,
называлась старыми психологами воображением.
Различая эту форму воображения от памяти в истинном смысле слова, психологи говорили так: если я, видя сейчас какой-нибудь пейзаж, вспоминаю другой похожий пейзаж, который я когда-то видел, видел где-то в другой стране, то это деятельность памяти, потому что наличный образ, наличный пейзаж вызывает во мне пережитый образ. Это обычное движение ассоциаций, которая лежит в основе функций памяти. Но если я, погруженный в собственное раздумье и мечты, не видя ни какого пейзажа, воспроизвожу в памяти пейзаж, который видел когда-то, то эта деятельность будет отличаться от деятельности памяти тем, что непосредственным толчком для нее служит не наличие вызывающих ее впечатлений, а какие – то другие процессы.
Иначе
говоря, эти психологи нащупали верную
мысль, что деятельность воображения
даже тогда, когда оно оперирует
с прежними образами, является деятельностью,
которая психически обусловлена иначе,
чем деятельность памяти.
Однако
здесь психологи наталкиваются
на следующие обстоятельства: вспоминаю
ли я прежний пейзаж, глядя на
настоящий, или же я вспоминаю
его, когда в голове у меня промелькнуло
слово – название местности, напомнившее
мне пейзаж, который я видел, от этого дело
по существу не меняется. Разница между
памятью и воображением заключается не
в самой деятельности воображения, а в
тех поводах, которые вызывают эту деятельность.
Сама же деятельность в обоих случаях
оказывается очень сходной, потому что,
если стоять на точке зрения атомистической
психологии, которая из элементов создает
сложные деятельности, нет другого пути
для объяснения деятельности воображения,
как предположение о том, что какое-то
наличие образов вызывает ассоциированные
с ними образы. При таком подходе проблема
воспроизводящего воображения целиком
сливалась с проблемой памяти: она рассматривалась
как одна из функций памяти среди многих
других ее функций.
По известной
формуле Бергсона, воображение столь же
изначально присуще нашему сознанию, как
свобода воли. Это свободная деятельность,
протекающая в условиях материального
мира и потому так или иначе пересекающееся
с ним, но сама по себе деятельность автономная.
Близко к этой точке зрения стоял и У.Джеймс,
говорящий о воле, управляющей творческой
деятельностью, что каждый акт здесь содержит
«фиат» - божественное слово, с помощью
которого бог сотворил мир.
Литература:
Выготский Л.С. «Психология». М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»,2002.
«Общая психология». Под ред. А.В. Петровского. - М.,1970.
Коршунова Л.С. «Воображение и его роль в познании». - М.,1979.