Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

1. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сто-рон.
2. Любовь как чувство и деятельная способность.

Файлы: 1 файл

Психология и этика деловых отношений.docx

— 34.50 Кб (Скачать)
 
      
Контрольная работа № 1
 
Вариант 7 
 
 
 
Выполнил:
      
 
 
 
Минск 2012
 
 

1. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение. Столкновение – это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Общение в форме столкновения является результатом индивидуальных различий между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов – участников одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновения имеют различные формы и часто бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.

Понятие конфликта  имеет множество определений  и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. 

Когда люди думают о  конфликте, они чаще всего ассоциируют  его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление  всегда нежелательное, что его следует  немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. 

Способы разрешения конфликтов.

 
   Важно знать формулу конфликта  и эффективно ею владеть.

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, или действие одной из сторон, направленное на ущемление интересов другой. Конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную  ситуацию и исчерпать инцидент. Первое сделать сложнее, но и более важно. На практике в большинстве случаев  дело ограничивается лишь исчерпанием  инцидента.  

Существуют ли возможности  конструктивного и успешного  решения конфликта? Важную роль в  этом играют следующие факторы:

1). Адекватность отражения  конфликта.

2). Открытость и  эффективность общения конфликтующих  сторон.

3). Создание климата  взаимного доверия и сотрудничества.

4). Определение существа  конфликта. 

Этапы разрешения конфликта:

1.      Установить действующих участников конфликта.

2.      Изучить их мотивы, цели, личностные особенности и т.п. всех участников конфликта.

3.      Изучить существовавшие ранее межличностные отношения участников конфликта.

4.      Определить истинные причины возникновения конфликта.

5.      Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта.

6.      Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликте, но заинтересованных в его позитивном разрешении.

7.      Определить и применить способы разрешения конфликта, которые будут: а) адекватны характеру причин; б) учитывать особенности лиц, вовлеченных в конфликт; в) носить конструктивный характер; г) соответствовать целям улучшения межличностных отношений и способствовать развитию личности, группы. 

Конфликт можно  считать разрешенным, если:

1). Учтены, преобразованы,  изменены объективные и субъективные  причины.

2). Преобразовано  или изменено внутреннее стремление  к достижению первоначальных  целей и при этом снято отрицательное  эмоциональное состояние.

3). Устранено конфликтное  поведение.

4). Выработан навык  правильного поведения в будущем. 

Поведение конфликтующих  сторон. 

Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса  не только не портит межличностные  отношения, но и способствует их положительному развитию.

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. 
 

 

2. Любовь как чувство  и деятельная способность.

Слово «любовь» кажется  на первый взгляд вполне понятным. В  повседневной жизни им в первую очередь  называют могучее чувство тяготения, которое люди противоположного пола испытывают друг к другу. В воображении  сразу возникают ставшие каноническими  образы Ромео и Джульетты, вспоминаются розы, слезы, лунные вечера, стихи, гитары и огонь, символизирующий эротическую  страсть. Что ж, всему этому есть место и в жизни, и в искусстве. Однако свести представление о любви  только к бурному ослепительному влечению, порой вспыхивающему между людьми, или к романтической влюбленности было бы и неверно, и несправедливо по отношению к этому совершенно особому и очень богатому по своему содержанию феномену. Любовь, как бриллиант, сверкает множеством граней, переливается бесчисленными оттенками, что прекрасно отражено в разных расшифровках смысла самого слова, указывающего нам на разные отношения: любовь родительская, любовь детская, любовь братская, любовь к человечеству, любовь к Родине, любовь к Богу... И все это – любовь. Как же разобраться в этом, как говорят лингвисты, полисемантическом понятии?

Говоря о любви, мы последуем примеру  Людвигу  Фейербаху, который считал любовь между  мужчиной и женщиной исходной для  всех других ее видов, и потому начнем свое рассмотрение именно с этого  индивидуального чувства. Однако логика рассуждений неизбежно заставит нас говорить и о других видах любви, которая способна простираться от обращенности к собственному «я» до охвата всего мироздания.

Итак, попробуем сначала  нарисовать образ любви как нравственного  чувства, как особого переживания, которое не может быть без остатка  сведено к биологическому влечению полов. Половой инстинкт – это  естественный фундамент любви, но как  дом, в котором живут люди, не сводится к одному фундаменту, любовь не сводится к телесному влечению. Физическая страсть как любая естественная потребность (голод, жажда) может быть сравнительно быстро удовлетворена и насыщена, и в этом смысле она кончается на определенный период времени. В отличие от нее любовь как душевно-духовное и нравственное отношение не знает перерывов, антрактов. Она не исчезает с удовлетворением страсти, а простирается за ее пределы, озаряя всю жизнь человека, где бы он ни был и чем бы ни занимался. Любовь вырастает над сексуальным тяготением и, окутывая его своими тонкими флюидами, облагораживает и возвышает.

Любовь к другому  человеку – это утверждение его  бытия. Когда мы кого-то любим, то хотим, чтобы он был, существовал, продолжался, никогда не умирал. В этом любовь противоположна ненависти, стремящейся  подавить и уничтожить. Кроме того, любовь – это утверждение Другого как уникального, неповторимого, единственного существа. В любви, если это настоящая любовь, мы не выбираем своего Любимого из числа других, что означало бы рациональное прикидывание, калькулирование, холодное сравнение. Любовное переживание рождается спонтанно, оно как бы выбирает за нас с абсолютной точностью. В этом смысле любовь свободна (нельзя заставить себя полюбить кого-то, кто вовсе не нравится!) и несвободна (нельзя умственно-волевым усилием заставить себя разлюбить, если уж сердце заговорило).

Когда мы видим Другого как единственное, неповторимое существо, то воспринимаем его в некотором смысле как совершенство. Это значит, что у нас нет потребности, поскорее своего любимого переделать, перевоспитать, перекроить по собственным меркам. Любовь – это принятие Другого таким, как он есть, переживание его как абсолютной ценности. Знаменитый индийский проповедник XX в. Раджниш очень хорошо говорит, что в любви мы как бы слабеем перед завершенностью, целостностью и абсолютностью Любимого, мы не деятельны, потому что просто ничего не можем сделать.

Однако при таком  понимании чувства любви у  всякого думающего человека возникает  правомерный вопрос: а не является ли такая завороженность просто результатом игры собственной фантазии? Может быть, мы вымысливаем образ Другого, идеализируем его и влюбляемся в свою собственную выдумку? Такая опасность, конечно, есть, но если за сближением с предметом любви не следует моментального разочарования, то, скорее всего, нам выдалась счастливая возможность действительно полюбить, увидеть нашего избранника «таким, как его задумал Бог». Дело в том, что любящий глаз не останавливается на одной лишь эмпирической реальности, он способен заглянуть в глубину, увидеть в Любимом его лучшие возможности, которые пока не реализованы, уловить его тенденцию к духовному, интеллектуальному и эмоциональному росту. Известный немецкий философ XX в. Макс Шелер замечал по этому поводу, что любовь видит не эмпирическое бытие другого, а его сущность. Любовь – это бережное проникновение в загадку чужой субъективности, она не ослепляет, а, напротив, делает человека зрячим, открывает личность другого.

Безоговорочное принятие Любимого, разумеется, не сводится к  любованию его умом или способностями. В любви человек воспринимается целиком, не только как духовное, но и как телесное существо с присущей ему внешностью, манерой поведения, мимикой, жестами. Здесь нет жесткого разделения на материальное и идеальное, Любимый так же неповторим в чувственном отношении, как и в отношении личностном.

В идеале переживание  любви является взаимным, любовь тогда  полноценна, когда она имеет адекватный ответ другой стороны. В этом случае происходит как бы взаимослияние душ, их счастливое гармоническое соединение. При этом индивидуальности не растворяются друг в друге, напротив, каждый из любящих сохраняет свое собственное лицо, свою неповторимость. Происходит лишь взаимное обогащение, из которого является новое качество – качество отношения. Конечно, в реальной жизни любовь чаще всего бывает «несимметричной», один из любящих чувствует сильнее и ярче выражает свои переживания, но это не мешает любви, а лишь придает ей остроту и сложность.

Откуда берется  потребность в переживании любви? Известный психоаналитик Эрих Фромм считает, что человек в силу наличия у него сознания очень остро переживает свою отъединенность от мира, свое онтологическое одиночество. Осознавая свою особость и свою смертность, он испытывает экзистенциальную тревогу и страх, ощущает беспомощность перед силами природы и общества. Именно поэтому он так сильно жаждет единения с миром и другими людьми, хочет быть принят, признан, утвержден теми, кто не есть он сам. Ему необходима опора.

Человек, говорит  Фромм, ищет разные способы соединения с миром. Он пытается идти по пути экстаза: ищет самозабвения в оргиях, применяет алкоголь и наркотики. Однако при этом мощные переживания и страстные состояния, размывающие границы «я», очень кратковременны, к тому же они разрушают организм человека и плохо влияют на его психику.

Второй путь к  единству с другими основан ка подчинении группе. Можно стать частью племени, семьи, рода, народа, государства. Люди сами охотно подчиняются социальному диктату, их не надо так уж принуждать! Когда человек становится частью мощной консолидированной группы, это дает чувство спокойствия, он следует стабильному, однажды заведенному порядку. Однако, полагает Фромм, коллективное единство – лишь псевдоединство, оно предполагает равенство, понятое как одинаковость, а одинаковость стирает индивидуальность. Таким образом, ради слияния с коллективом следует отказаться от своей уникальности и своей собственной жизненной позиции.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"