Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

1.Личность в системе социальных отношений. Социальная сущность личности. Социальный статус личности. Виды социальных статусов. Социальные роли личности. Социализация личности, ее сущность, этапы и стадии.
2. Политические лидеры и их функции. Проблема типологии политического лидерства.

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 34.23 Кб (Скачать)

    1.Личность  в системе социальных отношений.  Социальная сущность личности. Социальный  статус личности. Виды социальных  статусов. Социальные роли личности. Социализация личности, ее сущность, этапы и стадии. 

    Проблема  человека личности является одной из фундаментальных междисциплинарных  проблем. С древних времен она  занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический  и эмпирический материал, но и сегодня  эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир. 
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это – взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение. 
Рассмотренное раньше общество – это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения и т.д. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий как социализация, социальные статусы и роли, ненормативное поведение, конфликты и т.д. Обратимся в данной теме к подробному их разбору, оттолкнувшись от различий между терминами «человек», «индивид» и «личность». 
В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга 
человек как носитель определенных, неповторимых черт.  
один из представителей рода людей, отдельный человек. 
собирательный образ человеческого рода в целом. 
 
Термином «человек» называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей. 
В противоположность этому индивид есть отдельный «экземпляр» рода людей, один из его представителей. Наконец личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность. 
Таким образом, если индивид «экземплярен» (т.е. повторяет черты всех других людей), то личность всегда оригинальна, поскольку здесь имеются в виду только те качества, которые присущи данному человеку. Отсюда, каждый человек, с одной стороны, - индивид (один из рода людей), а с другой – личность (человек, имеющий свою индивидуальность). И если понятия «человек» и «индивид» объединяют всех людей, то «личность» отличает их друг от друга.  
На формирование личности влияют различные факторы как общественного, так и личностного характера. К основным общественным факторам можно отнести существующие в обществе обычаи, традиции, социальные ценности и нормы, условия его проживания и т.д. А личностными факторами являются это инстинкты и психика индивида, привычки, умение жить в обществе. Все это мы называем культурой. Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по форме своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность. 
Термин «культура» появился в Древнем Риме. Культурой понимается как совокупность материальных и духовных ценностей произведенных человеком в процессе его трудовой деятельности. 
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, само утверждаться среди других людей и становиться личностью.  
Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом. Не случайно так называемые феральные люди, т.е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих четырех взаимосвязанных функциях культуры. 
Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учиться понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 
Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека. 
Регулирующая функция связана с предыдущей. она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 
Объединяющая функция культуры обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной социальной группе

   Люди  имеют в своей жизни не один, а множество статусов. Так, человек  может быть одновременно и сыном, и мужем, и отцом, и ученым, и  мэром, и автолюбителем, и меценатом  и т.д. Вместе с тем в наборе статусов можно выделить какой-то один главный статус (обычно должностной), который имеет для данного  индивида определяющее значение. 
В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: 
*предписанный и  
*достигнутый. 
Предписанный статус (его еще называют приписанным или приписываемым) – это тот, который получен от рождения, по наследству или стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Таковы, в частности, приобретенные от рождения, или прирожденные, статусы, связанные: 
- с полом (женщина, мужчина); 
- с национальностью (египтянин, чилиец, белорус); 
- с расой (представитель монголоидной, негроидной или европеоидной расовой группы); 
- с кровным родством (дочь, сын, сестра, бабушка); 
- с наследуемыми титулами (королева, император, баронесса). 
К предписанным можно отнести и также «невольно» приобретенные статусы, как падчерица, пасынок, теща и т.п.

  В отличие  предписанного достигнутый статус (или достигаемый) приобретается  собственными усилиями индивида. Он связан: 
- с получением образования и трудовой квалификации  
(учащийся, студент, рабочий, мастер, инженер);  
- с трудовой деятельностью и деловой карьерой (фермер,  
директор, капитан, генерал, доктор наук, министр); 
- с какими-либо особыми заслугами (народный артист,  
заслуженный учитель, почетный гражданин города) и т.п. 
По мнению западных аналитиков, в постиндустриальном обществе все более определяющую роль играет именно достигаемый (а не предписанный) статус людей. Современные социумы тяготеют к так называемой меритократии, предлагающей оценку людей по их заслугам (знания , квалификация, прфессионализм),а не по доставшемуся наследству или личным связям с «Ви-Ай-Пи» (разговорное ,аббревиатура от англ.– очень важная персона). 
Достигнутый и предписанный статусы – это два основных вида статусов. Но жизнь, как всегда, «причудливее» схем и может создавать нестандартные ситуации. В частности, статусы безработного, эмигранта (ставшего, скажем, из-за политических преследований), инвалида (в результате, например, дорожной аварии), эксчемпиона, бывшего мужа. Куда отнести эти и другие подобные «негативные» статусы, к которым человек, конечно же, изначально никак не стремится, но которые, к несчастью, все-таки получил? Один из вариантов – отнести их к смешанным статусам, поскольку они могут содержать в себе элементов и предписанного, и достигнутого статусов. 

      Его социальный статус определяет место индивида в обществе, то личный – его позицию в среде непосредственно окружающих его людей.  
Личный статус – это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (трудяга – лентяй, добряк – жмот, серьезный человек – пустышка, доброжелательный – злой и т.п.). В соответствии с подобными оценками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе. 
 

              Оценки личных качеств  Позиция в коллективе 
 
. человек, заслуживающий  
* честный, справедливый, порядочный доверия, может быть 
неформальным лидером 
 
человек, который всегда 
* трудяга, профессионал, добрая душа поможет в работе 
(«палочка-выручалочка») 
 
* лентяй, бездельник, трепач человек, которому  
нельзя доверять 
 
* завистник, интриган, скандалист человек, которого  
следует избегать 
 
Уровни социального и личного статусов часто могут не совпадать. Так, скажем, *министр (высокий социальный статус) может быть скверный и нечистой на руку личностью (низкий социальный статус). И наоборот, 
* «простая» уборщица (низкий социальный статус) благодаря своему трудолюбию и душевности может пользоваться большим уважением окружающих (высокий личный статус). 
Социальная роль личности. 
От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объясняет свой предмет, умело «подбрасывает» слушателям интригующие вопросы, служит для молодых людей образцом воспитанности, высокой культуры, грамотной речи и т.д. В этом и состоит понятие социальной роли. 
В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. 
Социальная роль – это те определенные действия, которые должны совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, студент, солдат, жена), то социальная роль – выполняемые ими в данной позиции функции (обязанности согласно статусу). Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.) Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением – одна из причин так называемых статусно - ролевых конфликтов.  
Так, например, человеку со статусом отца «положено» любить своего ребенка, заботиться о его материальном обеспечении, хорошем воспитании, всестороннем развитии и т.д. Если же вместо этого родитель проявляет равнодушие к отпрыску, безразличие к достатку в семье, предается пьянству и собственным удовольствиям, а все воспитание сводится к грубому окрику и «даванию ремня». то очевидно, что статусная роль не выполняется. 
В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей и тогда несостоятельный начальник (директор) отстраняется от должности, неуспевающий студент отчисляется из учебного заведения, а представленный выше «папаша» лишается родительских прав. 
Еще одна причина статусно–ролевых конфликтов – противоречие между различными статусными ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей в жизни часто сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом. Такая ситуация может, скажем, сложиться у сотрудника госбезопасности одной страны, работающего «по совместительству» на разведку другой страны; у опустившегося до вымогательства милиционера; у прокурора, не устоявшего перед взяткой; у любящего мужа, наконец, который увлекся дамой на стороне. Все это неизбежно ввергает человека в состояние мучительного разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в регулировании.

    Социальная  роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и  исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли  и обогащали социальные роли в  соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится  к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. 
 

    Социализация  личности представляет собой процесс  формирования личности в

определенных  социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта,

в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и

ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения  те нормы и шаблоны

поведения, которые  приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы

морали, убеждения  человека определяются теми нормами, которые  приняты в данном

обществе.

    Термин  «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек

(ребенок) изначально  асоциален или его социальность  сводится к потребности в

общении. В этом случае социальность – процесс превращения  изначально

асоциального  субъекта в социальную личность, владеющую  принятыми в обществе

моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и  роли. Считается, что

такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для

психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования

социальных установок  и убеждений, обучения принятым в  обществе нормам

поведения и  общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия  с их членами как социализация имеет смысл, если изначально

индивид понимается как несоциальное существо, и его  несоциальность должна в

процессе воспитания в обществе не без сопротивления  преодолеваться. В иных

случаях термин «социализация» применительно к  социальному развитию личности

избыточен. Понятие  «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных

в педагогике и  в педагогической психологии понятий  обучения и воспитания.

Стадии социализации.

                 Выделяют следующие стадии социализации:                

  1.     Первичная социализация, или стадия  адаптации (от рождения до

подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически,

адаптируется, приспосабливается, подражает).

  2.     Стадия индивидуализации (появляется  желание выделить себя

среди других, критическое  отношение к общественным нормам поведения). В

подростковом  возрасте стадия индивидуализации, самоопределения  «мир и я»

характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво  в

мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво  концептуальная

социализация, когда  вырабатываются устойчивые свойства личности.

  3.     Стадия интеграции (появляется желание  найти свое место в

обществе, «вписаться»  в общество). Интеграция проходит благополучно, если

свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"