Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Общее понятие об эмоциях
Каждый человек знает, что такое эмоции. «Мы живем в мире эмоций» – это утверждение столь же верно, как и то, что «Мы не знаем своего эмоционального мира». Как правило, нам очень нелегко описать свои переживания. Мы нередко испытываем смятение под влиянием множества противоречивых чувств. И мы скорее стремимся контролировать свои эмоции, нежели пытаемся разобраться в них.
Эмоция (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. С позиций научной психологии эмоция - это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности.

Файлы: 1 файл

Понятие эмоций.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

     Анализ, проведенный Е.С.Романовой и Л.Р.Гребенниковым, позволил систематизировать и дать синтетические описания основных шестнадцати механизмов внутриличностной психологической защиты, которые были объединены в восемь групп, защищающих психику человека от травмирующего воздействия соответствующих восьми основных эмоций.

     Сама внутриличностная психологическая защита определяется как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в том случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью.

     Причем, под эксквизитными ситуациями (термин предложен Бассиным) понимаются те, которые вызывают образование и функционирование механизмов защиты в связи с наличием предельно обостренного противоречия, требующего своего снятия. Общего родового понятия эксквизитных ситуаций исследователями не дается. Вместо этого обычно оперируют с их конкретными видами: проблемными ситуациями, конфликтами, кризисами, стрессом, фрустрациями и т.д.

     Следует отметить, что наряду с рассмотрением внутриличностной защиты отечественными исследователями (В.Ф.Бассин, А.В.Брушлинский, А.А.Деркач, Е.Л.Доценко, Н.В.Кузьмина, В.Н.Куликов, Б.Ф.Поршнев, и др.) обращалось также внимание на проблему психологической защиты от внешнего воздействия.

     Так, например, при исследовании закономерностей внушающего воздействия был выявлен такой механизм защиты от него, как контрсуггестия, который прямо трактовался как одна из форм "психологической защиты личности и социальной общности от внешних воздействий". Причем, обращалось внимание на то, что механизм контрсуггестивности формируется прижизненно, в том числе с помощью целенаправленных обучающих процессов. Представляет интерес подход к изучению психологической защиты от манипулятивного воздействия, разрабатываемый Е.Л.Доценко. Психологическая защита в данном подходе исследуется в несколько ином психологическом контексте, ориентированном на межличностные манипуляции и не охватывает всего многообразия форм манипулятивного воздействия.

     В то же время рассмотрение понятия психологической защиты в контексте нейтрализации психологических манипуляций в процессе межличностного взаимодействия привело к новому этапу его теоретического осмысления и практического применения. Был выделен новый самостоятельный класс психологических защит — межличностных, имеющих иные функции в отличие от внутриличностных психологических защит, которые традиционно разрабатывались в концептуальных рамках психоаналитической парадигмы. В рамках этого "межличностного" подхода сформулирован ряд положений, позволяющих расширить понимание психологической защиты как специфического явления межсубъектного взаимодействия.

     Разрабатывается и более общий подход к рассматриваемой проблематике, определяющий, в частности, в качестве обеспечения безопасности профессиональной деятельности и в целом жизнедеятельности человека повышение уровня его индивидуальной защищенности путем формирования механизмов организации более безопасного поведения.

     В наиболее общем виде как основная функция психологической защиты выделяется предотвращение нарушения внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психической жизни человека и его поведения под влиянием нежелательных и социально вредных последствий.

     В контексте этого подхода А.В.Петровский отмечает значение внутренних оценок, убеждений и идеалов личности; Ю.А.Шерковин говорит о "барьерах" в виде имеющихся в сознании аудитории социальных установок, сформированных мнений, привычек, предрассудков и т.д.; П.М.Якобсон рассматривает "эмоциональный барьер" на пути внешних воздействий, который является выражением симпатий личности, ее пристрастий и т.п.; Е.Л.Доценко отмечает влияние семантических и смысловых барьеров и т.д.

     Все это свидетельствует о том, что психологическую защиту следует рассматривать как функцию личности в целом, представляющую собой сложную структурно-функциональную систему. В этой системе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: мировоззренческие, включающие убеждения и взгляды личности; мыслительные, куда входят сомнение, недоверие и другие; эмоциональные, включающие антипатию, робость, страх и т.п.; волевые — принципиальность, негативизм и т.д.

     Таким образом, существующие подходы к психологической защите личности позволяют не просто говорить о различных направлениях трактовки этого понятия, а свидетельствуют о том, что у человека имеются две основные и достаточно автономные специальные регулятивные системы, обеспечивающие его психологическую защищенность, соответственно, от внутреннего психологического дискомфорта и от внешнего психологического воздействия.

     Эти системы имеют сложное строение и обеспечиваются различными психологическими механизмами.

     Психологическая защита от внешних воздействий может реализовываться в следующих основных разновидностях, отличающихся определенной специфичностью функционирования: во-первых, преднамеренная и непреднамеренная психологические защиты.

     Первая осуществляется на осознаваемом уровне в соответствии с целями и намерениями тех, на кого оказывается воздействие. Вторая включается под влиянием самого внешнего воздействия; во-вторых, индивидуальная и групповая психологические защиты. "Носителем" первой из них является отдельная личность, второй — социальная группа; в-третьих, общая и специальная психологические защиты (или неспецифические и специфические психологические защиты). В первой из них реализуется общая критичность личности по отношению к внешним воздействиям. Она отличается широтой и охватывает большинство внешних воздействий, но в то же время представляет слабое противодействие им, хотя и в различной степени у разных личностей.

     Специальная, или частная психологическая защита имеет более узкую сферу действия, вплоть до фиксации на конкретном субъекте или определенном содержании воздействия, но в то же время она обладает значительно большей силой.

     Психологической защите от внешних воздействий присущи такие характеристики, как селективность и динамизм. Селективность, или избирательность, реализуется в том, что даже один и тот же объект воздействия обнаруживает различную степень противодействия разным субъектам, а также разному содержанию, исходящему от одного и того же субъекта. Динамизм психологической защиты проявляется в колебаниях ее реальной действенности как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

     В своем росте психологическая защита, отмечает В.Куликов, может достигнуть такого предела, когда личность или социальная общность перестают воспринимать внешние воздействия, идущие от конкретного субъекта или имеющие определенное содержание, в это же время воздействия других субъектов или имеющие другое содержание могут приниматься.

     Действительно, как подтверждается и нашими исследованиями, усиление действенности или "силы" психологической защиты приводит иногда к нежелательным изменениям поведения человека в некоторых информационно-коммуникативных ситуациях. Формируется так называемая глухая защита. В первую очередь это связано с дисбалансом в формировании одних защитных механизмов в ущерб формированию и усложнению других.

     Можно выделить несколько основных предпосылок, которые определяют необходимость дальнейшей разработки данной проблематики:

     — термин "психологическая защита" давно уже вышел за рамки первоначального понимания традиционно складывавшегося в представлениях психоаналитической ориентации;

     — понятие "психологическая защита" как внутриличностное явление трансформировалось в феномен межличностного и межгруппового взаимодействия, а также взаимодействия человека с информационной средой общества;

     — выделились определенные направления в рассмотрении психологической защиты в зависимости от предмета защиты (что защищается — внутриличностные мишени воздействия, индивидуальный или совокупный социальный субъект), от характера угрожающих факторов (от чего защищается — от фрустрационных факторов, межличностных манипуляций, информационно-психологического воздействия масс-медиа), от субъекта защиты (кто защищает — внутриличностные структуры, такие, например, как самооценка, Я-концепция, самосознание и т.д.; личность; социальная общность);

     — соответственно появились и определенные терминологические различия:

 

1) выделяется психологическая защита  в традиционном представлении  психоаналитической ориентации, которая  все чаще обозначается как  внутриличностная психологическая защита;

 

2) выделяется защита от внешних  воздействий и как ее конкретные  проявления — межличностная,  индивидуальная и групповая или  коллективная психологические защиты, которые можно объединить в  понятие "социально-психологическая  защита".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций /Л.А. Вайнштейн.      – Минск, 2007.
  2. Журавлев, Л.А. Социальная психология: учеб.пособие /А.Л.Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников. – М., 2006.
  3. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб.пособие /А.В.Карпов. – М., 1999.

4.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1999.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1995.

6.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996.

7.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

8.Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Мн., 1999.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"