Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:57, контрольная работа

Краткое описание

1.Составить краткий психологический словарь следующих понятий :возрастная психология , акселерация , сензитивный период , предметная деятельность .
2.Дать сравнительный анализ внимания детей раннего детского, дошкольного, младшего школьного возраста .
3.Раскрыть вопросы , касающиеся специфики трудовой деятельности детей дошкольного возраста :
4.Подобрать и описать упражнения на развитие воображения дошкольников.

Файлы: 1 файл

психология контра.docx

— 29.73 Кб (Скачать)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  
КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

Контрольная работа №2 
по психологии

 

 

 

                                                Выполнила : Хачатрян Ю.А., студентка 
                                                                     1Гкурса ОЗО специальность,  
                                                                   «Дошкольное образование». 
                                                  Проверила : Беляевская О.В., преподатель 
                                                  психологии высшей  
                                                                квалификационной категории

 

 

 

г. Каменск - Шахтинский  
2015 год

1 вариант .

Вопросы

1.Составить краткий психологический словарь следующих понятий :возрастная психология , акселерация , сензитивный период , предметная деятельность .

2.Дать сравнительный анализ внимания детей раннего детского, дошкольного, младшего школьного возраста .

3.Раскрыть вопросы , касающиеся специфики трудовой деятельности детей дошкольного возраста :

4.Подобрать и описать упражнения на развитие воображения дошкольников.

Список использованной литературы , сайты интернета .

  1. PSIHO.RU
  2. Академик dic.academic.ru
  3. Боровик О.В. Развитие воображения .М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002.
  4. В. А. Крутецкий Психология 1986 год
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999
  6. Мир вашего Я www.psychologist.ru
  7. Мир психологии www.psychology.net.ru
  8. Урунтаева Г. А. Детская психология 2001год

 

1. Составить краткий  психологический словарь следующих  понятий :возрастная психология , акселерация , сенситивный период , предметная деятельность

1.ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований

АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio — ускорение) —ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела ,в ускоренном половом созревании. Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности — более интенсивным информационным воздействием.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД (сенситивные периоды развития) — возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ — деятельность, подчиненная особенностям предметов материальной и духовной культуры; практические действия с реальными предметами материальной и духовной культуры соответственно их функциональному и культурно обусловленному назначению. Направлена на усвоение способов правильного употребления этих предметов и на развитие способностей, умений и навыков.

3. Раскрыть вопросы , касающиеся специфики трудовой деятельности детей дошкольного возраста :

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник — потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда. В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние дети отказываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не представляют, что же от них требуется. В такой ситуации необходимо пояснение: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опыта трудовой деятельности задание может формулироваться более обобщенно: «Наведи порядок в игрушечном уголке».

Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели, То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых — это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность.. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

4 Подобрать и  описать упражнения на развитие  воображения дошкольников 

1.Упражнение :Рисунок того, чего не может быть.

Цель: развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей.

Возраст :для детей 5-7 лет.

Ход проведения :Ребенок складывает лист бумаги пополам. В одной части листа нужно нарисовать то, что существует на самом деле, во второй части листа - такой же рисунок, но добавить детали, которых быть не может. Например, на одной стороне можно нарисовать обычный дождь, на другой – дождь из конфет.

2.Игра «Море и небо»

Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций.

Количество участников :от 1 до 8 человек

Возраст используется для детей от 4 до 7 лет.

Ход проведения :Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море. После чего дети изображают:

1) с помощью рук - море (волны, штиль, шторм);

2) с помощью лица и  ладошек - небо (как солнышко светит  и как оно прячется за тучки).

Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.

3.Игра « На что это похоже?»

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст используется для детей от 4 до 7 лет.

Стимульный  материал : карточки с кляксами, « морозными рисунками»

Ход проведения: Инструкция: « Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи».Далее демонстрируются карточки с изображениями, а дети объясняют , что видят .

4.Упражнение « Фантастический образ»

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача – построить из этих элементов фантастический образ ( существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"