Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:19, контрольная работа
Поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализируются в ролевом поведении.
"Я"- это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды.
1. Рассмотрите сущность факторов детерминации личности
2.Понятие социальных стереотипов
3. Укажите, какое из перечисленных определений относится к понятию "имидж", а какое - к понятию "харизма". Что общего и особенного в этих социально – психологических феноменах:
а) образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера, делегируемая партнерам по общению;
б) феномен, противопоставляемый легально - рациональному авторитету, означает такой авторитет, которым наделяют лидера последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из его экстраординарного личного дара.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рассмотрите сущность факторов детерминации
личности
2.Понятие социальных стереотипов
3. Укажите, какое из перечисленных определений
относится к понятию "имидж", а какое
- к понятию "харизма". Что общего
и особенного в этих социально – психологических
феноменах:
а) образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера, делегируемая партнерам по общению;
б) феномен, противопоставляемый легально - рациональному авторитету, означает такой авторитет, которым наделяют лидера последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из его экстраординарного личного дара.
Сущность факторов
детерминации личности
Поведение любого индивида определяется
не только набором личностных качеств,
особенностями конкретной ситуации, но
и не всегда учитываемой спецификой той
социальной среды, в рамках которой реализуется
его деловая активность. Осознанные намерения
конкретного индивида преломляются через
призму присущих ему социальных стереотипов,
формирующихся под воздействием макро-
и микросреды, и реализируются в ролевом
поведении.
"Я"- это самосознание личности, формирующееся
в процессе общения на основе языка и мышления.
Человеческое "Я" можно представить
как результат выделения индивидом самого
себя из окружающей среды.
Становление индивидуального "Я",
осознание личностью себя в качестве субъекта,
противополагающего себя другим членам
племени - длительный исторический процесс.
Исследования первобытных народов дают
основания полагать, что первоначально
господствовало коллективное, родовое
сознание. Следовательно, отделение "Я"
от этнического, родоплеменного самосознания
происходит довольно поздно. Вместе с
тем, существование в человеческом самосознании
наряду с индивидуальным "Я" чувства
принадлежности к определенной этнической
группе во многом объясняет живучесть
национализма.
Вопрос о становлении индивидуального "Я" каждого конкретного индивида не менее интересен. На первый взгляд, ничего особенно сложного здесь нет: достаточно противопоставить себя группе - вот и появилось самосознание. Иными словами говоря, сущность нашего "Я" во многом зависит от социальных отношений, в которые мы включены, и, следовательно, каждый человек нуждается в положительных, с точки зрения его самооценки, импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Проще говоря, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку.
Источники формирования положительной самооценки
поддаются классификации. Для одних сферой
самореализации «Я» становится работа,
для других дом и семья, для третьих хобби.
Если же у индивида, по какой либо причине
отсутствует один из вышеперечисленных
источников (факторов), то у него срабатывает
бессознательный психологический механизм,
получивший название инфантилизма (от
лат.infans-ребенок).
Суть такого поведения заключается в том,
что человек как бы снимает с себя ответственность
за свою судьбу, тем самым напоминая ребенка.
Наряду с вопросом об источниках формирования
индивидуального самосознания стоит рассмотреть,
в каких формах наше "Я" проявляет
себя в повседневной жизни. Здесь можно
выделить, по крайней мере, два аспекта
проблем.
1) Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего «Я» предполагает наличие трех компонентов: Разум позволяет дать описание ситуации, чувства – её оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться, что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать – то, в общем, совсем не хочется.
2) Не следует забывать,
что эти три компонента "Я" - образ- это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения. Реальное "Я"- это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной неполной семьи, маленького роста и т.д. Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я» - образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могу стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант – буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д). Динамика человеческого поведения
На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды: -демографический — плотность населения, динамика рождаемости
и смертности, продолжительность жизни,
миграционные процессы и т.д.; Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения в деловом общении играет микросреда личности - та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Иными словами, микросреда - это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации. Социальная группа - важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы. Понятие социальных стереотипов Частным видом значений являются социальные
стереотипы. Социальные стереотипы —
это матрицы, образцы восприятия
и поведения для наиболее часто повторяющихся
ситуаций. Социальные стереотипы поддаются
классификации. Так, например, можно выделить
этнические и религиозные, профессиональные,
идеологические, возрастные и другие стереотипы. 2) Социальный стереотип " Деперсонификация общения,
возникающая благодаря |
Понятие социальных стереотипов
Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Стереотип и его функции.
Стереотипы - это характеристики,
которые описывают членов
Основные свойства стереотипа:
Значение стереотипа на индивидуальном уровне:
На групповом уровне:
Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет следующие функции стереотипов:
- когнитивная – генерализация
(иногда чрезмерная) при упорядочении
информации – когда отмечают
что-либо бросающееся в глаза.
Например, при усвоении чужой
культуры приходится одни стере
- аффективная – определенная
мера этноцентризма в
- социальная – разграничение
«внутригруппового» «
Объективно необходимой
и полезной психологической функцией
стереотипизации со времен Липпмана
считалось упрощение и
Так, сторонники теории "сбережения
ресурсов" главную функцию стереотипизации
видят в обеспечении индивидов максимумом
информации при минимальном интеллектуальном
усилии. Иными словами, стереотипы в процессе
социального восприятия избавляют индивидов
от необходимости реагировать на сложный
социальный мир, но являются низшей формой
представлений о социальной реальности,
которые используются только тогда, когда
недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные
представления.
Однако восприятие человека как члена
группы вовсе не означает искажения его
"подлинной" индивидуальности, а
сами стереотипы представляют собой более
полезные способы восприятия, чем думали
ранее. Наш мир сложен для восприятия не
только из-за количественной перенасыщенности
информацией, но и в результате ее качественной
неопределенности. Стереотипизацию следует
рассматривать как средство постижения
социального значения информации. Т.е.
стереотипизация существует главным образом
не для того, чтобы экономить познавательные
ресурсы воспринимающего индивида, а скорее
для того, чтобы отразить социальную реальность.
Выдающийся британский психолог Анри
Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы
способны защитить не только ценности
индивида, но и социальную идентичность.
Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических
функций стереотипизации следует рассматривать:
межгрупповую дифференциацию, или оценочное
сравнение, чаще всего в пользу своей группы,
и осуществляемое с ее помощью поддержание
позитивной социальной идентичности.
Иными словами, предназначение стереотипов
- наладить отношения группы не с кем-то,
а с собой, создав образ, позволяющий ей
идентифицировать себя в водовороте истории.
Существуют различные
виды стереотипов. В частности, различают автостереотипы, отражающие
представления людей о самих себе, и гетеростереотипы,
отражающие представления о другом народе,
другой социальной группе. Например, то,
что у своего народа считается проявлением
расчётливости, у другого народа – проявлением
жадности. Люди воспринимают многие стереотипы
как образцы, которым надо соответствовать.
Поэтому такие фиксированные представления
оказывают довольно сильное влияние на
людей, стимулируя у них формирование
таких черт характера, которые отражены
в стереотипе. |
||
Укажите, какое
из перечисленных определений относится к понятию
"имидж", а какое - к понятию "харизма".
Что общего и особенного в этих социально
– психологических феноменах:
а) образ, слепок, умственное представление
конкретного лица, содержательная сторона
его характера, делегируемая партнерам
по общению;
б) феномен, противопоставляемый легально-рациональному
авторитету, означает такой авторитет,
которым наделяют лидера последователи,
верящие в то, что его притязания на власть
проистекают из его экстраординарного
личного дара.
Имидж (от англ. image - "образ", "изображение") - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. Роль имиджа в деловом мире огромна, это волшебная палочка делового человека. Имидж – фирменный знак, составная часть делового общения.
Имидж объекта - это мнение
рационального или
Деловой имидж специально проектируется
в интересах человека или фирмы с учетом
особенности деятельности внутренних
и внешних качеств.
Харизма (с греч "милость",
"божественный дар", "благодать")
- в современном широком
В начале жизни имидж человека создаётся его родителями. Затем человек взрослеет и в зависимости от личностных качеств, ценностей ориентиров создаёт свой неповторимый. Наиболее сильно на человека воздействует харизма. Имидж всего лишь создаёт образ человека.